Всем по душе неожиданно и приятно удивляться. Именно так я могу охарактеризовать впечатление от знакомства с Canon EF 28-70/3.5-4.5
Неожиданно, потому что этот бюджетный объектив был выпущен на рынок в далеком ноябре 1987 года; это один из древнейших в линейке Canon китовых объективов (наряду с EF 35-70/3,5-4,5 шел с первыми фотоаппаратами EOS – 650 и 620), который – казалось бы – по определению не должен радовать на мелкопиксельных сегодняшних матрицах. Приятно же потому что EF 28-70/3.5-4.5 отработал никак не на возраст, цену и бюджетность. Это «секретный» объектив, получивший в свое время заслуженно хвалебные отзывы и заработавший прекрасную репутацию, но спрятанный впоследствии в закрома по непонятным причинам. Хотя, нет, причины просты и понятны: скажи мне кто, что этот объектив может ТАК снимать – не поверил бы. Но, по порядку…
Технические характеристики Canon EF 28-70/3.5-4.5
Конструктив и эргономика
Качество пластика и тактильные ощущения на грани - лучше современной бюджетности (китовые объективы EF-S 18-55 и тот же EF 50/1.8 II), но хуже объективов среднего ценового диапазона тех лет (Canon EF 24/2.8, EF 28/2.8). А вот качество сборки на высоте – никаких допусков, разболтанности, «разброда и шатания». К сожалению, субъективная тактильная неудовлетворенность от материалов мешает оценить качественность сборки: кажется, что что-то не так, начинаешь тщательно смотреть, пробовать, вращать, трясти, переключать – да нет, все не просто в порядке, а очень неплохо, но впечатление не очень.
Все необходимые «настоящему» объективу черты и приметы присутствуют: крепление байонета металлическое, окошко расстояний наличествует, переключатель авто/ручная фокусировка на месте, кольца зуммирования и ручной фокусировки ощущаются.
Остановимся на последних: кольцо зума обрезиненное, по меркам сегодняшнего дня узковато – всего лишь сантиметр шириной, ход кольца недемпфирован, требуется некоторое усилие, ощущение «пластмасса-по-пластмассе». Кольцо ручного фокуса узкое и пластмассовое, свободно вращается в режиме автофокуса, в режиме ручного имеет достаточный для точной фокусировки ход почти в 180 градусов, но выглядит и ощущается не ахти – если самую малость лучше нынешних бюджетников.
Конструктивно оригинален: при фокусировке объектив меняет размеры, выдвигая «хобот», а зуммирование – внимание! – происходит перемещением переднего блока линз внутри этого хобота. Canon охарактеризовал схему как «уникальное зуммирование тремя группами линз» (unique three-group zoom). В крайних положениях фокусных передний элемент находится вровень с краем объектива и утоплен максимально в положении приблизительно 45 мм, что накладывает отпечаток на удобство использования крышек – советую сразу заменить на нестандартную, с хватом по центру.
Canon EF 28-70/3.5-4.5 - объектив с переменной светосилой, однако и тут он отрабатывает честно: обычно максимальная заявленная диафрагма падает практически сразу при изменении фокусных расстояний, у EF 28-70/3.5-4.5 изменения происходят следующим образом:
Главная неприятность: передний элемент вращается при фокусировке.
Резкость.
Теперь к приятностям. Никаких нареканий, только похвалы, а уж если принять во внимание ценовой диапазон и возраст – просто воодушевляет. По центру очень и очень неплохо на всем диапазоне фокусных уже на полностью открытых значениях диафрагмы. Края и углы естественно похуже, но терпимо. На f/5.6 все отлично – от 50 до 70 мм резкая картинка от края и до края, на фокусных до 50 мм – нераздражающая мягкость в углах кадра. На f/8 – весь диапазон не вызывает никаких нареканий, резко от забора и до обеда. Объектив позволяет без особых сомнений снимать уже на полностью открытых диафрагмах. Единственное «но» для пейзажников: на 50-70 мм на полностью открытой присутствует легкий эффект монокля (не сравнимый, однако, со «сказочностью» EF 50/1.4 USM), причем совершенно не в ущерб резкости. Для портретов, думаю, будет в самый раз, компенсируя недостаточность размытия вне зоны фокуса.
Крамолу выскажу – объектив по резкости сравним с EF 28-70/2,8L, EF 24-70/2.8L и EF 24-105/4L IS на сопоставимых значениях диафрагмы, проигрывая незначительно только на полностью открытой.
Автофокус
Шумноват и не быстр, с USM-приводом сравнивать не стоит. К точности при покадровой съемке особых претензий нет: промахи практически отсутствуют. Светосила накладывает некоторый отпечаток на "цепкость" Canon EF 28-70/3.5-4.5: в нормальных условиях объектив цепляется сразу, в сложных – склонен к «рысканию».
Виньетирование
Есть проблемы. Наиболее ярко и раздражающе выражена в крайних положениях зума - на 28 и 70 мм, чуть меньше в центре диапазона фокусных - на 35-50 мм. К f/5.6 все приходит в норму, если только на 28 мм и 70 мм чуть остаются затемненными края. Субъективно – виньетирование взаимосвязано с падением резкости: там где начинается нерезкость на открытой, там начинается и виньетирование – края улучшаются с прикрытием диафрагмы и снижением виньетирования.
Поведение странное, ведь именно посередине диапазона передний элемент утоплен внутрь объектива.
Геометрические искажения
Есть бочка на 28 мм, на 70 практически незаметная подушка. Очень неплохо для этого класса объективов, никаких нареканий. Дисторсии простые, легко правятся при обработке в графических редакторах.
Хроматические аберрации.
Слабое место Canon EF 28-70/3.5-4.5 – 28 мм на полностью открытой диафрагме. Но в целом контролируются неплохо и сравнимы с результатом Canon EF 24-105/4L IS USM.
Контровый свет
Очень неплохой результат даже если источник находится в кадре. Зайцы присутствуют, но обратите внимание на то, как Canon EF 28-70/3.5-4.5 сохраняет контрастность на большей части кадра на приведенном примере, когда солнце должно было бы просто выбелить изображение.
Картинка и заключение.
Про боке скажу кратко – то, чего ожидаешь от объектива с такой светосилой, не хуже и не лучше. Во всем остальном: очень приятное и чрезвычайно неожиданное удивление. Canon EF 28-70/3.5-4.5 не просто понравился, он вошел в мой список топ-объективов по соотношению цена/качество/потребительские характеристики, отработав на тройку с плюсом без скидки на цену, а учитывая цену – на 4 с плюсом. Думаю, что Canon EF 28-70/3.5-4.5 способен побороться с EF 50/1.8 II за первое место в моем персональном списке «bang for a buck».
Можно яростно критиковать качество использованных материалов, но думаю, что это эффект когнитивного диссонанса: оптические характеристики объектива соответствуют совершенно другой ценовой категории и – подспудно – пластмассовость начинает раздражать, ведь хочется всего и сразу. Героя обзора можно покритиковать за уровень виньетирования и ХА и за вращающийся передний элемент и отсутствие USM привода автофокуса.
Готов рекомендовать бережливым фотолюбителям в качестве объектива на каждый день.
Вдогонку: есть две версии Canon EF 28-70/3.5-4.5, вторая (традиционно для Canon) называется Canon EF 28-70/3.5-4.5 mark II. Оптически объективы идентичны, в конструкции есть некоторые изменения, главное из которых в том, что во второй версии в механизме фокусировки металл заменили на пластик.
Благодарю Геворга за предоставленный на тест объектив.
август 2011 года