Обзор и тест объектива Tokina AF 100-300/4 AT-X II AT-X 340 AF-II
В сентябре прошлого года на тесте побывал малоизвестный объектив от Токины – Tokina AF 300/4 AT-X SD, вызвавший уважение не только достойными оптическими характеристиками, но и мощным «неубиваемым» конструктивом: вышедший на рынок в 1992 году объектив в сравнении с сегодняшними моделями вызвал ощущение «продукции двойного назначения». Увидев у Владимира (www.foto-canon.com) еще одного яркого представителя профессиональных объективов Токина того времени - Tokina AF 100-300/4 AT-X II , я не смог отказать себе в удовольствии протестировать и его.
Информации по объективу немного, что неудивительно: с момента его выхода на рынок минуло уже 20 лет - модель выпускалась в двух вариантах, первый из которых выпустили в 1993 году, второй пришел на замену в 1995. Узнать, когда прекратили выпуск модели достоверно не удалось, но произошло это в начале 2000-х годов. Оптическая схема автофокусных версий восходит к объективу Tokina AT-X 100-300 /4 SD, выпущенному еще в 1986 году.
В представительстве Kenko-Tokina мне любезно пообещали прислать рисунок оптической схемы объектива, я добавлю его в обзор сразу по получении.
Технические характеристики
Выпускались варианты: Canon, Nikon, Minolta/Sony. Обзор варианта под Nikon на Радоживе.
Комплект
На тест Tokina AF 100-300/4 AT-X II пришла в «рабочем» комплекте: объектив, передняя и задняя крышки, штативная лапка, резьбовая бленда BH-774N. Шедший при продаже объектива жесткий кожаный футляр отсутствовал (информация противоречива: в одних источниках упоминается жесткий футляр, в других – мягкий чехол).
Конструкция, изготовление, эргономика
Герой обзора несет на себе все фамильные черты «железных» объективов Tokina: «железных» не только ощущением основательности и крепости, но и материалом изготовления – в основе конструкции Tokina AF 100-300/4 AT-X II используется металл, из которого сделана даже комплектная бленда.
Объектив выглядит и ощущается собранным, крепким и качественным. По душе приятная шероховатость поверхности, полное отсутствие люфтов и разболтанности у объектива, которому минимум лет 10 от роду. Окошко расстояний в наличии, кольца изменения фокусных расстояний и фокусировки покрыты рифленой резиной, байонет металлический, золотая полоска на переднем срезе заявляет о «серьезности». Конструктив заслуживает самой высокой оценки и находится на уровне лучших образцов объективостроения – производитель явно старался сделать «настоящий» объектив и это ему удалось.
Tokina AF 100-300/4 AT-X II не меняет внешних размеров при изменении фокусных расстояний и фокусировке, перемещая элементы внутри корпуса, передний элемент не вращается.
Кольцо изменения фокусных расстояний занимает почти всю центральную часть объектива. Кольцо, шириной 6,5 см, отлично демпфировано, вращается с комфортным равномерным усилием, без рывков и заеданий. Ход кольца составляет около 120 градусов.
Кольцо фокусировки расположено ближе к переднему срезу объектива. Ширина кольца 23 мм, демпфировано слабо, в режиме автофокуса вращается, ход кольца составляет около 160 градусов. Отмечу, что вращение кольца в режиме автофокуса на Tokina AF 100-300/4 AT-X II совсем не вызвало раздражения: объектив габаритный, кольцо расположено в 16 сантиметрах от передней стенки фотоаппарата и при стандартном хвате не попадает под руку.
Комплектная штативная лапка несъемная, но ее можно вращать вокруг оси.
В использовании объектив удобен, но с двумя большими оговорками:
Геометрические искажения
Tokina AF 100-300/4 AT-X II приятно удивил низким уровнем геометрических искажений. Поведение характерно: «бочка» на широком угле сменяется «подушкой» по мере роста фокусных. Нехарактерен низкий
уровень дисторсии в диапазоне 100 – 200 мм: на фокусном 100 мм бочкообразная дисторсия составляет всего 0.26%, что будет незаметно на реальных снимках: на фокусном 200 мм подушкообразная
дисторсия в 0.78% также вряд ли потребует вмешательства при постобработке. Даже на фокусном 300 мм значение лишь незначительно превышает комфортный уровень – 1.15%.
Отличный результат.
Разрешение и резкость
Материал вынесен на отдельную страничку "Резкость Tokina AT-X 100-300/4"
Виньетирование
Tokina AF 100-300/4 AT-X II отлично справляется с виньетированием на всем диапазоне фокусных расстояний. На широком угле и полностью открытой диафрагме углы и края кадра затемнены по отношению к его центру всего на 1.4 ступени, уже на f/5.6 эффект снижается до комфортных 0.6 ступени и до 0.4 ступени на f/8.
Фокусное 135 мм и полностью открытая диафрагма: 1 ступень; 0.5 ступени на f/5.6 и 0.35 на f/8.
Фокусное 200 мм и f/4.0 дают показатель в 1.5 ступени, 1 ступень на f/5.6 и 0.75 на f/8.
Наиболее выражен эффект на фокусном 300 мм, но и здесь герой обзора совсем не проигрывает конкурентам: 2 ступени на полностью открытой, 1.6 на f/5.6 и 1.2 на f/8.0
Автофокус
Работа автофокуса Tokina AF 100-300/4 AT-X II несет на себе отпечаток времени разработки объектива: в приводе используется обычный микромотор, жужжащий в процессе работы, скорость несравнима с
молниеносностью кольцевых USM-приводов современных объективов. Прогон по всей дистанции занимает более 1,5 секунд.
Нестабильная работа автофокуса тестового экземпляра воодушевления не вызвала: выраженной склонности к бек и фронт фокусу не наблюдается, фокус-шифт отсутствует, но разброс результатов превышает комфортный уровень, а бессистемность ошибок настораживает – объектив может увести фокусировку то в бек, то во фронт.
Цепкость героя обзора также оставила двоякое впечатление: с одной стороны, объектив даже в сложных условиях наводится и дает подтверждение фокусировки (пусть процесс занимает время и Tokina AF 100-300/4 AT-X II часто фокусируется «рывками»), но вот результат не всегда приемлем. Ситуация чуть лучше на широком угле, чем в положении «теле». Reikan Focal оценивает стабильность результатов фазового автофокуса в 86%, контрастного – в 61%.
Хроматические аберрации
Tokina AF 100-300/4 AT-X II отлично справляется с хроматическими аберрациями на широком угле и проигрывает им в диапазоне 200 – 300 мм, где уровень ХА намного превышает условно комфортный в 0,06%.
Значения для полностью открытой диафрагмы f/4.0 составляют: 0,61 пикселя (0,024%) на 100 мм, 0.143 пикселя (0,01%) на 135 мм, 1.15 пикселя (0,055%) на 200 мм и 1,75 пикселя (0,078%) на фокусном 300 мм.
С прикрытием диафрагмы значения увеличиваются, превышая на фокусных 200 – 300 мм комфортные значения.
Картинка, боке, контровый свет
Цветопередача Tokina AF 100-300/4 AT-X II нареканий не вызвала – объектив умеет рисовать привлекательную контрастную и нескучную картинку. Контрастность ожидаемо чуть ниже на фокусном 300 мм и полностью открытой диафрагме, но уже на f/5.6 все приходит в норму.
Боке понравилось, убедительное и правильное, а сочетание диапазона фокусных с неплохой работой уже начиная с f/4.0 делает героя обзора привлекательным вариантом для фотолюбителей, увлекающихся портретной фотографией: на примере видно, как Tokina AF 100-300/4 размывает фон до которого всего 50-60 сантиметров.
Были подозрения на сопротивляемость переотражениям и артефактам при работе в контровом свете, но они не оправдались – для «пожилого» объектива все очень неплохо: объектив уверенно справляется даже без бленды, с блендой все в полном порядке. Добиться появления переотражений, расположив яркий источник света в углу кадра, конечно, можно, но вряд ли в реальных съемках такая компоновка будет встречаться часто.
Заключение
Tokina AF 100-300/4 AT-X II понравилась, но назвать объектив безупречным не получается: отличное качество изготовления, внушающий уважение конструктив, уверенный контроль над виньетированием, низкие геометрические искажения и приемлемая резкость сочетаются в нем с повышенным уровнем хроматических аберраций в теле-диапазоне фокусных расстояний и неуверенной работой автофокуса.
Героя обзора можно рассматривать в качестве альтернативы недорогим объективам 70-200, если диапазон 200-300 мм нужен больше, чем 70-100 мм: на фокусных 100-200 мм герой обзора убедителен и пусть на фокусном 300 мм объектив вызывает вопросы, но даже «факультативное» присутствие этих дополнительных 100 мм привлекательно для поклонников теле-диапазона.
Я с удовольствием познакомился с Tokina AF 100-300/4 AT-X II и уверен, что объектив может стать неплохим вариантом качественного объектива, перекрывающего умеренный теледиапазон фокусных. Но таскать его целый день – удовольствие еще то…
Апрель 2014 года
Write a comment
ваген (Tuesday, 20 February 2018 10:49)
все ясно, спасибо. брать эти 1.5 кило не буду
Андрей (Sunday, 05 May 2019 23:45)
Все статьи написаны по заказу.....Токина лучший объектив!!