Tokina AF 100-300/4 AT-X II


Обзор и тест объектива Tokina AF 100-300/4 AT-X II AT-X 340 AF-II

 

Tokina AF 100-300/4 AT-X II
Tokina AF 100-300/4 AT-X II

 

 

В сентябре прошлого года на тесте побывал малоизвестный объектив от Токины – Tokina AF 300/4 AT-X SD, вызвавший уважение не только достойными оптическими характеристиками, но и мощным «неубиваемым» конструктивом: вышедший на рынок в 1992 году объектив в сравнении с сегодняшними моделями вызвал ощущение «продукции двойного назначения». Увидев у Владимира (www.foto-canon.com) еще одного яркого представителя профессиональных объективов Токина того времени - Tokina AF 100-300/4 AT-X II , я не смог отказать себе в удовольствии протестировать и его.

 

Информации по объективу немного, что неудивительно: с момента его выхода на рынок минуло уже 20 лет - модель выпускалась в двух вариантах, первый из которых выпустили в 1993 году, второй пришел на замену в 1995. Узнать, когда прекратили выпуск модели достоверно не удалось, но произошло это в начале 2000-х годов. Оптическая схема автофокусных версий восходит к объективу Tokina AT-X 100-300 /4 SD, выпущенному еще в 1986 году.

 

В представительстве Kenko-Tokina мне любезно пообещали прислать рисунок оптической схемы объектива, я добавлю его в обзор сразу по получении.

 

Технические характеристики

Оптическая схема (благодарю представительство Kenko-Tokina в России)
Оптическая схема (благодарю представительство Kenko-Tokina в России)
  • Диапазон фокусных расстояний: 100-300 мм
  • Угол поля зрения (диагональ): 24,3 – 8,2 градуса
  • Оптическая конструкция: 15 элементов в 11 группах, включая 1 SD элемент
  • Диапазон диафрагм: f/4 – f/32
  • Количество лепестков диафрагмы: 9
  • Привод автофокуса: микромотор
  • Фокусировка: внутренняя
  • Минимальная дистанция фокусировки: 2 метра
  • Максимальное увеличение: 0,18 х
  • Диаметр светофильтра: 77 мм
  • Размеры: 83*230 мм
  • Вес: 1540 грамм

Выпускались варианты: Canon, Nikon, Minolta/Sony. Обзор варианта под Nikon на Радоживе.

Tokina AF 100-300/4 AT-X II
Резьбовая комплектная бленда

Комплект

На тест Tokina AF 100-300/4 AT-X II пришла в «рабочем» комплекте: объектив, передняя и задняя крышки, штативная лапка, резьбовая бленда BH-774N. Шедший при продаже объектива жесткий кожаный футляр отсутствовал (информация противоречива: в одних источниках упоминается жесткий футляр, в других – мягкий чехол).

 

Конструкция, изготовление, эргономика

Герой обзора несет на себе все фамильные черты «железных» объективов Tokina: «железных» не только ощущением основательности и крепости, но и материалом изготовления – в основе конструкции Tokina AF 100-300/4 AT-X II используется металл, из которого сделана даже комплектная бленда.

Tokina AF 100-300/4 AT-X II
Передний элемент

Объектив выглядит и ощущается собранным, крепким и качественным. По душе приятная шероховатость поверхности, полное отсутствие люфтов и разболтанности у объектива, которому минимум лет 10 от роду. Окошко расстояний в наличии, кольца изменения фокусных расстояний и фокусировки покрыты рифленой резиной, байонет металлический, золотая полоска на переднем срезе заявляет о «серьезности». Конструктив заслуживает самой высокой оценки и находится на уровне лучших образцов объективостроения – производитель явно старался сделать «настоящий» объектив и это ему удалось.

 

Tokina AF 100-300/4 AT-X II не меняет внешних размеров при изменении фокусных расстояний и фокусировке, перемещая элементы внутри корпуса, передний элемент не вращается.

Tokina AF 100-300/4 AT-X II
Задний элемент

Кольцо изменения фокусных расстояний занимает почти всю центральную часть объектива. Кольцо, шириной 6,5 см, отлично демпфировано, вращается с комфортным равномерным усилием, без рывков и заеданий. Ход кольца составляет около 120 градусов.

 

Кольцо фокусировки расположено ближе к переднему срезу объектива. Ширина кольца 23 мм, демпфировано слабо, в режиме автофокуса вращается, ход кольца составляет около 160 градусов. Отмечу, что вращение кольца в режиме автофокуса на Tokina AF 100-300/4 AT-X II совсем не вызвало раздражения: объектив габаритный, кольцо расположено в 16 сантиметрах от передней стенки фотоаппарата и при стандартном хвате не попадает под руку.

Tokina AF 100-300/4 AT-X II
Вид сверху

Комплектная штативная лапка несъемная, но ее можно вращать вокруг оси.

 

В использовании объектив удобен, но с двумя большими оговорками:

  • Обратной стороной мощного конструктива выступает немалый вес, сопутствующий внушительным размерам: полтора с лишним килограмма легко и непринужденно с собой не потаскаешь, комплект длиной 30 с лишним сантиметров в маленькую сумку не положишь.
  • Металлическая бленда внушает уважение весом и основательностью и вызывает раздражение неудобством использования: если комплектную переднюю крышку, которую невозможно снять/поставить при надетой бленде, можно заменить на вариант с центральным хватом, то крепление бленды на резьбе (она накручивается на объектив) и невозможность надеть ее на объектив в транспортное положение поменять невозможно.

 

Геометрические искажения

 

Дисторсия на 100 мм
Дисторсия на 100 мм
Дисторсия на 200 мм
Дисторсия на 200 мм
Дисторсия на 300 мм
Дисторсия на 300 мм

Tokina AF 100-300/4 AT-X II приятно удивил низким уровнем геометрических искажений. Поведение характерно: «бочка» на широком угле сменяется «подушкой» по мере роста фокусных. Нехарактерен низкий уровень дисторсии в диапазоне 100 – 200 мм: на фокусном 100 мм бочкообразная дисторсия составляет всего 0.26%, что будет незаметно на реальных снимках: на фокусном 200 мм подушкообразная дисторсия в 0.78% также вряд ли потребует вмешательства при постобработке. Даже на фокусном 300 мм значение лишь незначительно превышает комфортный уровень – 1.15%.
Отличный результат.

 

 

Разрешение и резкость


Материал вынесен на отдельную страничку "Резкость Tokina AT-X 100-300/4" 

 

Виньетирование

Tokina AF 100-300/4 AT-X II отлично справляется с виньетированием на всем диапазоне фокусных расстояний. На широком угле и полностью открытой диафрагме углы и края кадра затемнены по отношению к его центру всего на 1.4 ступени, уже на f/5.6 эффект снижается до комфортных 0.6 ступени и до 0.4 ступени на f/8.

Виньетирование 100 мм f/4.0
Виньетирование 100 мм f/4.0
Виньетирование 135 мм f/4.0
Виньетирование 135 мм f/4.0
Виньетирование 200 мм f/4.0
Виньетирование 200 мм f/4.0

Фокусное 135 мм и полностью открытая диафрагма: 1 ступень; 0.5 ступени на f/5.6 и 0.35 на f/8.

Фокусное 200 мм и f/4.0 дают показатель в 1.5 ступени, 1 ступень на f/5.6 и 0.75 на f/8.

Наиболее выражен эффект на фокусном 300 мм, но и здесь герой обзора совсем не проигрывает конкурентам: 2 ступени на полностью открытой, 1.6 на f/5.6 и 1.2 на f/8.0

Виньетирование 300 мм f/4.0
Виньетирование 300 мм f/4.0
Виньетирование 300 мм f/5.6
Виньетирование 300 мм f/5.6
Виньетирование 300 мм f/8.0
Виньетирование 300 мм f/8.0

Отсутствие бэк и фронт фокуса (300 мм f/4.0)
Отсутствие бэк и фронт фокуса (300 мм f/4.0)

Автофокус
Работа автофокуса Tokina AF 100-300/4 AT-X II несет на себе отпечаток времени разработки объектива: в приводе используется обычный микромотор, жужжащий в процессе работы, скорость несравнима с молниеносностью кольцевых USM-приводов современных объективов. Прогон по всей дистанции занимает более 1,5 секунд.

Нестабильная работа автофокуса тестового экземпляра воодушевления не вызвала: выраженной склонности к бек и фронт фокусу не наблюдается, фокус-шифт отсутствует, но разброс результатов превышает комфортный уровень, а бессистемность ошибок настораживает – объектив может увести фокусировку то в бек, то во фронт.

 

Цепкость героя обзора также оставила двоякое впечатление: с одной стороны, объектив даже в сложных условиях наводится и дает подтверждение фокусировки (пусть процесс занимает время и Tokina AF 100-300/4 AT-X II часто фокусируется «рывками»), но вот результат не всегда приемлем. Ситуация чуть лучше на широком угле, чем в положении «теле». Reikan Focal оценивает стабильность результатов фазового автофокуса в 86%, контрастного – в 61%.

Стабильность фазового автофокуса на 300 мм
Стабильность фазового автофокуса на 300 мм
Стабильность контрастного автофокуса на 300 мм
Стабильность контрастного автофокуса на 300 мм

Хроматические аберрации

Tokina AF 100-300/4 AT-X II отлично справляется с хроматическими аберрациями на широком угле и проигрывает им в диапазоне 200 – 300 мм, где уровень ХА намного превышает условно комфортный в 0,06%.

Значения для полностью открытой диафрагмы f/4.0 составляют: 0,61 пикселя (0,024%) на 100 мм, 0.143 пикселя (0,01%) на 135 мм, 1.15 пикселя (0,055%) на 200 мм и 1,75 пикселя (0,078%) на фокусном 300 мм.

С прикрытием диафрагмы значения увеличиваются, превышая на фокусных 200 – 300 мм комфортные значения.

Хроматические аберрации
Хроматические аберрации
Размытие заднего плана (фокусное 200 мм, f/4.0, до фона 50 - 60 см)
Размытие заднего плана (фокусное 200 мм, f/4.0, до фона 50 - 60 см)

Картинка, боке, контровый свет

Цветопередача Tokina AF 100-300/4 AT-X II нареканий не вызвала – объектив умеет рисовать привлекательную контрастную и нескучную картинку. Контрастность ожидаемо чуть ниже на фокусном 300 мм и полностью открытой диафрагме, но уже на f/5.6 все приходит в норму.

Боке понравилось, убедительное и правильное, а сочетание диапазона фокусных с неплохой работой уже начиная с f/4.0 делает героя обзора привлекательным вариантом для фотолюбителей, увлекающихся портретной фотографией: на примере видно, как Tokina AF 100-300/4 размывает фон до которого всего 50-60 сантиметров.

 

Были подозрения на сопротивляемость переотражениям и артефактам при работе в контровом свете, но они не оправдались – для «пожилого» объектива все очень неплохо: объектив уверенно справляется даже без бленды, с блендой все в полном порядке. Добиться появления переотражений, расположив яркий источник света в углу кадра, конечно, можно, но вряд ли в реальных съемках такая компоновка будет встречаться часто.

 

Заключение

"Зайцы" при расположении источника света в углу кадра
"Зайцы" при расположении источника света в углу кадра

Tokina AF 100-300/4 AT-X II понравилась, но назвать объектив безупречным не получается: отличное качество изготовления, внушающий уважение конструктив, уверенный контроль над виньетированием, низкие геометрические искажения и приемлемая резкость сочетаются в нем с повышенным уровнем хроматических аберраций в теле-диапазоне фокусных расстояний и неуверенной работой автофокуса.

 

Героя обзора можно рассматривать в качестве альтернативы недорогим объективам 70-200, если диапазон 200-300 мм нужен больше, чем 70-100 мм: на фокусных 100-200 мм герой обзора убедителен и пусть на фокусном 300 мм объектив вызывает вопросы, но даже «факультативное» присутствие этих дополнительных 100 мм привлекательно для поклонников теле-диапазона.

 

Я с удовольствием познакомился с Tokina AF 100-300/4 AT-X II и уверен, что объектив может стать неплохим вариантом качественного объектива, перекрывающего умеренный теледиапазон фокусных. Но таскать его целый день – удовольствие еще то…

 

 

 

Апрель 2014 года

 

Write a comment

Comments: 2
  • #1

    ваген (Tuesday, 20 February 2018 10:49)

    все ясно, спасибо. брать эти 1.5 кило не буду

  • #2

    Андрей (Sunday, 05 May 2019 23:45)

    Все статьи написаны по заказу.....Токина лучший объектив!!

Новое на сайте Vlador.com

 

7Artisans 25/1.8

9 апреля 2019


Fotokvant SBK-40

3 февраля 2019


Tamron SP 70-200/2.8 Di VC USD

5 апреля 2017


Sigma Art 19/2.8 DN

27 марта 2017


Sigma Art 12-24/4 DG HSM

20 февраля 2017


Sigma Art 85/1.4 DG HSM

23 января 2017


Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100