Откровенно говоря, я не понимаю увлечение неавтофокусной оптикой. Вернее, вот так: логическому объяснению поддается использование старых недорогих объективов на современных цифровых зеркальных фотоаппаратах, но не покупка антиквариата за деньги, сопоставимые, а зачастую и большие, чем цена автофокусного современного аналога. Последнее обычно сопровождается заклинаниями о «рисунке объектива» и тому подобных невнятных характеристиках.
Зенит Зенитар 16/2,8 – один из объективов, относящихся к первой группе: современные автофокусные аналоги стоят раз в пять больше, а специфичность fish-eye объектива и ограниченность его применения подталкивает к «бюджетному» варианту. Зенит Зенитар 16/2,8 «признан» и зарубежными фотографами и фотолюбителями: наверное, нет ни одного отечественного объектива, которому бы там посвятили столько материалов и отзывов. Отзывы, кстати, в большинстве своем положительные.
Мой первый Зенит 16/2,8 был куплен практически сразу после покупки Canon EOS 30D. История банальна: начитался форумов, решил попробовать неавтофокусную оптику. Кандидатур было две – «рыбий глаз» и зеркальный Рубинар. Очень рад, что не купил Рубинар. Поиск по интернету привел в мастерские РСУ, где новые Зенитары были в наличии. Только впоследствии я понял, почему у продавца был такой озадаченный вид: пришел покупатель, справился о наличии, купил. Все. Без проверки, даже без осмотра внешнего вида. То было счастливое время, когда я был уверен, что исправный объектив не имеет смысла проверять, примерять и тестировать. Мне повезло – новичкам, как правило, везет: объектив работал «на ура» на Canon EOS 30D, проблем не было ни с резкостью, ни с механикой. Переходник м-42/Canon EOS фирмы Jolos был куплен одновременно с объективом.
Чуть позже (первый результат чтения фотофорумов – необходимость и привычка тщательно, пристально и часто рассматривать все свои фотопожитки) я обнаружил, что – увы и ах! – в передней линзе моего объектива полно воздушных пузырьков. Хорошо, не полно, а так: их там было. Эстетическое чувство было уязвлено донельзя, а объектив продан. Отступив от темы: стал бы я покупать тот экземпляр сейчас? Однозначно, нет! Искал бы «безпузырьковый». Был бы идеальный косметически экземпляр лучше проданного по качеству? Совсем не уверен. Нелогично? Да, но – не побоюсь повториться – для любителя (не профессионала) характеристики «нравится/не нравится» более чем важны.
Еще одной причиной безжалостного расставания с Зенитаром послужил кроп-фактор Canon EOS 30D – на фотоаппаратах с кроп-фактором Зенит Зенитар 16/2,8 выступает в невнятной роли «просто широкоугольного объектива с явными геометрическими искажениями».
Объективы «Рыбий глаз» раскрываются полностью только на полноформатных матрицах – именно там поле зрения по диагонали становится равным 180 градусам. Посмотрите, насколько забавнее выглядит фотография, сделанная Зенитаром и Canon EOS 5D, по сравнению с кропом. Обе фотографии сделаны с одинакового расстояния.
Прошло пару лет. Периодически натыкался в компьютере на фотографии с того, «пузырькового». И тут включилась еще одна «любительская» характеристика объектива: «хочу/не хочу». Раз шесть прислушался к себе и понял - «хочу». Не так чтобы особо нужен, но – хочу и все. Еще раз прислушался – новый не хотелось, начал искать подержанный. Нашел - без пузырьков, кстати.
Теперь от лирики непосредственно к Зенитару 16/2,8.
Технические характеристики:
Выпуклый передний элемент не позволяет использовать стандартные светофильтры. Набор светофильтров, упоминающийся в описании, действительно идет в комплекте, но это светофильтры, накручивающиеся на хвостовик объектива и предназначенные в первую очередь для пленочной фотографии. Я ими так ни разу и не воспользовался.
Зенит Зенитар выглядит очень компактно. Однако, корпус объектива сделан из металла и при небольших размерах он весит более 300 грамм. Конструктив – субъективно – неубиваемый, никакой разболтанности, ход колец плавный. У кольца фокусировки достаточно большой для комфортного наведения на фокус вручную ход, что характерно для мануальных объективов.
«Рыбьи глаза» объективы специфические. В первую очередь, их покупают именно из-за геометрических искажений изображения, позволяющих добиваться интересных эффектов. Рекомендуются «фишаи» и для интерьерной съемки в случаях, когда требуется сделать помещение зрительно больше, чем оно есть на самом деле – например при фотографировании интерьера автомобиля. Зенит Зенитар может рассматриваться и в качестве очень недорогой замены широкоугольным объективам, которые обычно стоят немалых денег. Необходимость серьезного исправления геометрии в процессе постобработки приводит к двум малоприятным результатам:
Серьезно уменьшается «широкоугольность» объектива
Края кадра, подвергающиеся наибольшей коррекции, теряют в качестве.
Поэтому, теоретически, Зенит Зенитар можно использовать в качестве широкоугольного объектива при условии серьезной постобработки в графическом редакторе и исправления геометрических искажений. Но это – почесывание левого уха правой рукой: прелесть искажений убирается, а ширина остается не особо широкой.
Качество изображения.
Оба экземпляра, побывавшие у меня в руках, не вызывали нареканий по резкости. К «звездной серии» Зенит Зенитар отнести вряд ли возможно, но на прикрытых диафрагмах он дает достаточно резкую картинку. Ручная фокусировка не вызывает никаких трудностей, да и глубина резкости «от забора и до обеда» прощает ошибки. А вот с «зайцами» нужно быть аккуратнее: выпуклый незащищенный передний элемент с радостью «ловит зайцев» при первой же возможности, а уж если Солнце каким-нибудь боком присутствует в кадре, то и общая контрастность снимка оставляет желать. Слабое место объектива – хроматические аберрации на контрастных переходах по краям кадра. Фотографии, сделанные на Зенит Зенитар 16/2,8, можно смело использовать в качестве наглядного примера при ответе на вопрос «Что такое ХА?».
Я рекомендую Зенит Зенитар 16/2,8 к покупке, если Вы ищете недорогой фиш-ай объектив. Зенитар легко можно критиковать, если не принимать в расчет цену объектива: с поправкой на относительную доступность, он очень неплох. А удовольствия и неожиданных и оригинальных фотографий позволит сделать немало.