Обзор и тест объектива Canon EF 300/4 L USM.
Canon EF 300/4L USM – один из объективов, заставляющих сетовать на «сужение недорогого ассортимента». Понятно, что «дешевизна» применительно к объективам L-серии понятие относительное, но герой сегодняшнего обзора был определенно дешевле своего стабилизированного последователя, а в наши дни относится к крайне небольшой группе качественных телеобъективов, доступных среднестатистическому фотолюбителю. Недавно на тесте побывал еще один участник этой группы – объектив Tokina AT-X 300/4, оставивший самые приятные впечатления; тем интереснее было протестировать и опробовать EF 300/4L USM, объектив, до сих пор характеризуемый многими, как один из самых резких в линейке Canon EF.
Модель, вышедшая на рынок в декабре 1991 года, просуществовала 6 лет, до 1997 года, когда ей на смену пришла стабилизированная версия. Экземпляр, попавший на тест, был выпущен одним из последних - в сентябре 1997 года.
Технические характеристики
Полужесткий чехол Canon LZ1128 и штативная лапка в комплекте.
Материалы, изготовление, конструктив, эргономика
Canon EF 300/4 L USM – яркий представитель линейки телеобъективов L-серии: качество использованных материалов, обработка и сборка заслуживают только похвалы. Тестируемый экземпляр, которому пошел 17-й год, не вызывает никаких нареканий – за исключением претензий к встроенной бленде, нет никаких нареканий. Бленда не фиксируется в сложенном состоянии (к стыду своему, я не знаю, особенность это всех объективов EF 300/4L USM, или конкретного экземпляра). В выдвинутом положении фиксация происходит вращением бленды по часовой стрелке, расфиксация – против.
Бленда встроенная, байонет металлический, из металла сделано и шасси объектива.
Органы управления представлены кольцом ручного фокуса, окошком расстояний и двумя переключателями: режима работы автофокуса и ограничения дистанции автофокусировки от 2,5 метров до бесконечности или от 6 метров.
Переключатели расположены удобно, ими легко оперировать наощупь, любой намек на разболтанность отсутствует.
Широкое кольцо ручной фокусировки (3 см) покрыто рифленой нескользящей резиной и занимает центральную часть объектива – именно там, где им легко работать, не меняя положения руки. Хода кольца в 120 градусов достаточно для комфортного наведения на резкость.
Металлическая штативная лапка продумана: короткий ход фиксирующего винта в 180 градусов позволяет легко менять положение на портретное и при необходимости снимать штативную лапу.
Объектив не меняет размеров при фокусировке, передний элемент не вращается.
Объектив удобен в эксплуатации и использовании с двумя оговорками: размер предполагает использование немалой сумки, а вес не располагает к длительным прогулкам.
Объектив отлично работает с телеконвертерами 1,4х, превращаясь в 420/5,6 без потери автофокусировки и сохраняя при этом совершенно приемлемую резкость изображения.
Геометрические искажения
Canon EF 300/4 L USM уверенно борется с геометрическими искажениями – уровень подушкообразной дисторсии не превышает относительно комфортного в 1% и составляет 0,86%. Характер дисторсии правильный, она легко корректируется при постобработке.
Разрешение и резкость
Canon EF 300 /4 L USM считается одним из самых резких объективов линейки Canon EF. Тестируемый экземпляр подтверждает это мнение: изображение резко «от края и до края» уже на полностью открытой диафрагме.
|
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
f/16 |
Центр |
89% |
100% |
96% |
92% |
88% |
Край |
84% |
91% |
93% |
90% |
83% |
Угол |
80% |
86% |
91% |
85% |
82% |
87% |
101% |
отлично |
73% |
86% |
очень хорошо |
60% |
72% |
хорошо |
|
59% |
приемлемо |
О методе представления полученных данных – в материале «Точка отсчета».
Виньетирование
Виньетирование контролируется убедительно: лишь на полностью открытой диафрагме оно близко к «границе комфортности», достигая 1 ступени. Уже на f/5.6 уровень виньетирования снижается до совершенно комфортных 0,3 ступени даже в углах кадра. На f/8 – f/16 затемнение углов кадра по сравнению с центром не превышает 0,2 ступени.
Автофокус
Тестируемый экземпляр Canon EF 300/4 L USM заставил поволноваться: предварительная беглая проверка на соответствие спецификациям не выявила серьезных отклонений, но работа в полевых условиях, особенно на полностью открытой диафрагме, не выдерживала никакой критики. Как оказалось, размер мишени Spyder LensCal в сочетании с минимальной дистанцией фокусировки вводил в заблуждение: с расстояния близкого к минимальной дистанции фокусировки и на компактной мишени промах был почти незаметен, но на реальных снимках точка фокусировки настолько уходила вперед, что впору было думать о неисправности. Пришлось обратиться к автоматике и прогнать объектив программой ReiKan Fokal не только через тестирование стабильности и повторяемости автофокуса, но и через подстройку точки фокусировки (для чего эта программа в первую очередь и предназначена). Внесение поправки в + 12 полностью исправило ситуацию.
Поправка не только убрала фронт-фокус, но и серьезно улучшила показатели повторяемости и стабильности результатов: до микроподстройки Reikan Focal выдавал значение в 88,9%, после – 98,1%.
К скорости, громкости и цепкости процесса без претензий: практически бесшумно, убедительно быстро и без раздражающей неуверенности даже в сложных условиях. Отмечу только некоторую склонность к подстройке в процессе фокусировки, которая более присуща объективам без USM-привода автофокуса: Canon EF 300/4L USM часто наводится на цель не одномоментно, а с дополнительной подстройкой.
Время разработки сказывается на работе контрастного автофокуса: он не только задумчив и небыстр, но и отличается невысокими показателями повторяемости результатов: 91,4% для контрастного автофокуса – показатель совсем незавидный.
Хроматические аберрации
Canon EF 300/4 L USM хорошо контролирует хроматические аберрации: их уровень на всех рабочих значениях диафрагмы не выходит за рамки условно комфортных 0,06%, а ширина лишь на прикрытых значениях превышает 1 пиксель и только в углах кадра.
Также не вызывает нареканий и окраска зон вне фокуса: даже на открытых значениях диафрагмы эффект не вызывает раздражения.
Изображение, контровый свет
Canon EF 300/4 L USM определенно будет радовать владельца яркой, сочной, контрастной картинкой: объектив работает «так, как надо» на всех рабочих значениях диафрагмы. Невысокая светосила компенсируется фокусным расстоянием: боке убедительное, правильное и приятное – чуть отдалите основной объект от фона и объектив уверенно размоет задний план, выделив объект съемки.
Герой обзора отлично справляется со сложными условиями освещения: добиться появления переотражений и артефактов трудно даже при сложенной бленде. Контрастность при работе в контровом свете почти не снижается.
Заключение
Canon EF 300/4 L USM – еще одна модель, которую можно без сомнений занести в список «честных» объективов: он с честью выдержал все тестовые испытания, нигде не превысив допустимого и комфортного для фотографа уровня ошибок и недоразумений.
Объектив резок на всех значениях диафрагмы без провала к краям и углам кадра, отлично контролирует ХА и виньетирование, отличается невысокими геометрическими искажениями, формирует убедительное изображение. Добавьте к этому уверенный автофокус (правда, на моем фотоаппарате понадобилась внутрикамерная подстройка), отменное качество изготовления и относительно невысокую цену на вторичном рынке – и вы получите модель, которую можно без тени сомнений и настоятельно рекомендовать нуждающимся в фокусном 300 мм.
К плюсам следует прибавить работу Canon EF 300/4L USM с телеконвертерами 1,4х. Минус один, но серьезный: отсутствие оптического стабилизатора, накладывающее немало ограничений на использование героя обзора без штатива.
Рекомендую: отличное соотношение цены, качества и фокусного расстояния.
Благодарю Владимира (www.foto-canon.com) за предоставленный на тест экземпляр объектива.
ноябрь 2013 года