Обзор и результаты тестирования объектива Tokina AF 19-35/3.5-4.5 (AF193)
Вопреки расхожему у поклонников системы Canon EOS мнению, ласковое прозвище «plastic fantastiс» принадлежит не только модели Canon EF 50/1.8 II. Еще минимум 2 объектива удостаивались его:
- Cosina AF 100/3.5 MC Macro (и варианты под торговыми марками Vivitar, Soligor, Phoenix, Promaster, Pentax, Voightlander, Vitacon, Voightlander (Macro-Dynar)
- Tokina AF 19-35/3.5-4.5
Именно Tokina AF 19-35/3.5-4.5 (AF193) будет героем сегодняшнего обзора.
Объектив вышел на рынок в 2000 году по удивительной по тем временам цене около 150 долларов, привлек массу внимания и завоевал неплохую репутацию. Считается, что аналог выпускался Cosina и продавался под именами Cosina, Soligor, Voigtlander, Vivitar, Quantaray, Promaster, Phoenix. Однозначно выяснить не удалось, но поиски информации порадовали: бытует мнение, что «козиновский» вариант хуже из-за того, что оптика в нем сделана из стекла Cosina, а вот «plastic fantastiс» выигрывает из-за того, что там заготовки оптических элементов для него делались Hoya.
Технические характеристики
Доступны варианты: Canon, Minolta/Sony, Nikon, Pentax
Комплект поставки
Объектив пришел на тест в минимально возможном комплекте: сам объектив и две крышки – передняя и задняя. Токина рекомендует к объективу бленду Tokina BH-774, но продавалась ли она отдельно или шла в комплекте с объективом выяснить не удалось.
Изготовление и конструктив
Если «plastic fantastic» применительно к Canon EF 50/1.8 II точно описывает невнятность конструкции объектива и его сугубую «пластмассовость», то Tokina AF 19-35/3.5-4.5 наградили именем из-за явного отличия от «железных» моделей, выпускавшихся Токиной в то время (которые до сих пор воспринимаются не только объективами, но и средствами самообороны и нападения). В реальности объектив совсем не плох и использованными материалами и конструкцией способен дать фору не только «полтиннику», но и многим современным объективам начального уровня.
Корпус выполнен из качественного пластика, крепление байонета металлическое, окошко расстояний отсутствует.
Органы управления представлены кольцами изменения фокусных и ручной фокусировки и переключателем режима работы автофокуса.
Кольцо изменения фокусных расположено по центру объектива, умеренно широкое (23 мм, 18 покрыты нескользящей резиной с насечками), сидит плотно, люфты отсутствуют, демпфирование слабое, усилие равномерное и комфортное. Ход кольца составляет около 85 градусов.
Кольцо ручной фокусировки расположено в передней части объектива, 20 мм шириной, 12 мм обрезинены, демпфирование слабое. На тестовом экземпляре возраст сказался – присутствует заметный люфт кольца. Ход короткий, порядка 80 градусов, усилие слабое. В режиме автофокуса кольцо вращается.
Передний элемент вращается и незначительно перемещается при изменении фокусных и фокусировке, но он расположен на полсантиметра глубже переднего среза объектива и подвижность не мешает использованию фильтров, накручивающихся на неподвижный передний срез.
Переключатель режима работы автофокуса расположен удобно, но невелик размером и требует значительного усилия при перещелкивании.
В целом и с учетом цены Tokina AF 19-35/3.5-4.5 (AF193) не разочарует ни материалами, ни изготовлением, но ожидать от него тактильной завершенности, присущей топовым объективам компании того времени (к примеру Tokina 50-135/2.8 AT-X Pro DX) не стоит.
Геометрические искажения
Tokina AF 19-35/3.5-4.5 выступила ожидаемо и предсказуемо: на всем диапазоне фокусных присутствует бочкообразная дисторсия, выраженность эффекта снижается с ростом фокусных. Показатели низкими не назвать, но и «провалом» они не стали – многие одноклассники выступают совсем не лучше. В итоге: 3,8% на 19 мм, 2,5% на 24 мм, 2% на 28 мм и 1,4% - на 35 мм.
Больше расстраивает не величина геометрических искажений, а их волнообразность (так называемые «усы»), присутствующая на всем диапазоне фокусных: такой характер способен затруднить правку при постобработке.
Разрешение и резкость
Tokina AF 19-35/3.5-4.5 неожиданно оказалась лучше, чем я предполагал: с учетом возраста, фокусных и цены на объектив, я был готов к провальным результатам. Однако, тестовый экземпляр отработал на удивление стабильно и уверенно. Объектив требует прикрытия диафрагмы минимум на ступень, но прикрытый до f/5.6 – f/8.0 дает хороший/отличный центр и неплохие для широкоугольного объектива края. Углы ожидаемо хромают, но – самые углы. Работа оптимизирована под широкий угол, с ростом фокусных разрешающая способность снижается.
Повторюсь: объектив приятно удивил – я ожидал много худшего. В этой дисциплине объектив сравним с Canon EF 20-35/2.8L и лучше Sigma AF 15-30/3.5-4.5 APO EX DG.
О методе представления полученных данных рассказано в материале «Точка отсчета».
Хроматические аберрации
Возраст и время разработки сказываются и Tokina AF 19-35/3.5-4.5 вряд ли порадует владельца: на всех сочетаниях фокусных/диафрагм уровень хроматических аберраций в углах и по краям кадра превышает условно комфортный в 0,06%.
В таблице для фокусного 35 мм результат, указанный на f/4.0, получен на полностью открытой f/4,5.
Картинка, контровый свет
Tokina AF 19-35/3.5-4.5 умеет формировать привлекательное «нескучное» изображение. Контрастность приемлема, цветопередача правильная, но – субъективно – объектив выдает изображение чуть «теплее» нейтрального.
Стойкость к появлению переотражений и артефактов низкая – расположение источника света у края/угла кадра чаще всего приводит к появлению артефактов на изображении.
Автофокус
В приводе автофокуса Tokina AF 19-35/3.5-4.5 используется обычный микромотор – процесс небыстр и озвучен. Прогон по всей дистанции занимает больше секунды.
К рекордсменам по цепкости автофокуса герой обзора определенно не относится, периодически объектив отказывается фокусироваться даже на легких объектах и в благоприятном освещении. Присутствует некоторая неуверенность: процесс фокусировки происходит в несколько ходов с подстройкой даже в режиме фазового автофокуса.
Тестовый экземпляр на моем фотоаппарате показал значительный бэк-фокус. Известная проблема с проверкой точности и настройкой широкоугольных объективов (угол поля зрения делает мишень трудночитаемой на «правильном» расстоянии, а немалая ГРИП затрудняет оценку при съемке мишени с близкого расстояния) была решена при помощи программы Reikan Focal: программная оценка предложила внести поправку в -11, после тщательной проверки я остановился на -8. После внесения поправки проблем с бэк и фронт фокусом не было.
Процент промахов по вине автофокуса превышает привычный уровень. Тестовый экземпляр показал большую стабильность и предсказуемость работы на широком угле, показатели в середине диапазона фокусных и на 35 мм оказались хуже. Reikan Focal оценивает повторяемость результатов фазовой фокусировки Tokina AF 19-35/3.5-4.5 в 98% на 19 мм, в 97 % на фокусном 24 мм и 95% на 35 мм (отличными считаются результаты в 98% и более).
Порадовал тот факт, что герой обзора справляется с работой в режиме контрастного автофокуса: модель совсем не новая, старые объективы редко дружат с контрастной фокусировкой (зачастую и новые модели сторонних производителей оставляют желать – тот же Yongnuo YN 50/1.8). Tokina AF 19-35/3.5-4.5 пусть с трудом, ошибками, медленно и натужно, но фокусируется. Reikan Focal оценивает стабильность контрастного автофокуса невысоко, но это результат досадных промахов: 96% на 19 мм, 92% на 24 мм и совсем невесело на фокусном 35 мм. Приведен пример с 5 промахами в серии из 10 кадров и соответствующим результатом в 67%.
В итоге: автофокус Tokina AF 19-35/3.5-4.5 вызывает нарекания, но работает лучше ожидаемого.
Виньетирование
Tokina AF 19-35/3.5-4.5 вряд ли сможет порадовать владельца полнокадрового фотоаппарата, а показанные уровни затемнения краев и углов на открытых значениях диафрагмы будут заметны и при использовании объектива на APS-C моделях фотоаппаратов.
Результат не воодушевляющий.
В таблице для фокусного 35 мм результат, указанный на f/4.0, получен на полностью открытой f/4,5.
Заключение
Tokina AF 19-35/3.5-4.5 скорее понравилась. Объектив далеко не безупречный, с трудом работает на современных «многопиксельных» цифровых фотоаппаратах, откровенно проваливаясь по уровню хроматических аберраций и виньетированию, есть вопросы к автофокусировке, но с учетом цены герой обзора выступил увереннее и лучше ожидаемого.
От рекомендаций воздержусь, но с оговоркой: объективы «шире 24 мм» в большинстве своем не безупречны и определенно не бюджетны. Если вы ищете недорогой «ширик», попробуйте Tokina AF 19-35/3.5-4.5: вполне вероятно, что с учетом невысокой цены его огрехи покажутся незначительными.
Благодарю Владимира (foto-canon.com) за предоставленный на тест экземпляр объектива.
декабрь 2015 года