Tokina AF 19-35/3.5-4.5 (AF193)


Обзор и результаты тестирования объектива Tokina AF 19-35/3.5-4.5 (AF193)



Tokina AF 19-35/3.5-4.5 (AF193)
TokinaAF 19-35/3.5-4.5 (AF193)

Вопреки расхожему у поклонников системы Canon EOS мнению, ласковое прозвище «plastic fantastiс» принадлежит не только модели Canon EF 50/1.8 II. Еще минимум 2 объектива удостаивались его:

- Cosina AF 100/3.5 MC Macro (и варианты под торговыми марками Vivitar, Soligor, Phoenix, Promaster, Pentax, Voightlander, Vitacon, Voightlander (Macro-Dynar)

- Tokina AF 19-35/3.5-4.5


Именно Tokina AF 19-35/3.5-4.5 (AF193) будет героем сегодняшнего обзора.


Объектив вышел на рынок в 2000 году по удивительной по тем временам цене около 150 долларов, привлек массу внимания и завоевал неплохую репутацию. Считается, что аналог выпускался Cosina и продавался под именами Cosina, Soligor, Voigtlander, Vivitar, Quantaray, Promaster, Phoenix. Однозначно выяснить не удалось, но поиски информации порадовали: бытует мнение, что «козиновский» вариант хуже из-за того, что оптика в нем сделана из стекла Cosina, а вот «plastic fantastiс» выигрывает из-за того, что там заготовки оптических элементов для него делались Hoya.


Технические характеристики

Tokina AF 19-35/3.5-4.5 (AF193)
Оптическая схема
  • Диапазон фокусных расстояний: 19 – 35 мм
  • Угол поля зрения (диагональ): 98,4 – 63,5 градуса
  • Оптическая конструкция: 13 элементов в 11 группах, включая 1 HLD элемент
  • Диапазон диафрагм: f/3.5-4.5 – f/22
  • Количество лепестков диафрагмы: 6
  • Привод автофокуса: обычный микромотор
  • Минимальная дистанция фокусировки: 40 см
  • Диаметр светофильтра: 77 мм
  • Размеры: 80*82 мм
  • Вес: 390 грамм


Доступны варианты: Canon, Minolta/Sony, Nikon, Pentax


Комплект поставки

Tokina AF 19-35/3.5-4.5 (AF193)
Передний элемент

Объектив пришел на тест в минимально возможном комплекте: сам объектив и две крышки – передняя и задняя. Токина рекомендует к объективу бленду Tokina BH-774, но продавалась ли она отдельно или шла в комплекте с объективом выяснить не удалось.


Изготовление и конструктив

Если «plastic fantastic» применительно к Canon EF 50/1.8 II точно описывает невнятность конструкции объектива и его сугубую «пластмассовость», то Tokina AF 19-35/3.5-4.5 наградили именем из-за явного отличия от «железных» моделей, выпускавшихся Токиной в то время (которые до сих пор воспринимаются не только объективами, но и средствами самообороны и нападения). В реальности объектив совсем не плох и использованными материалами и конструкцией способен дать фору не только «полтиннику», но и многим современным объективам начального уровня.


Корпус выполнен из качественного пластика, крепление байонета металлическое, окошко расстояний отсутствует.


Органы управления представлены кольцами изменения фокусных и ручной фокусировки и переключателем режима работы автофокуса.

Tokina AF 19-35/3.5-4.5 (AF193)
Задний элемент

Кольцо изменения фокусных расположено по центру объектива, умеренно широкое (23 мм, 18 покрыты нескользящей резиной с насечками), сидит плотно, люфты отсутствуют, демпфирование слабое, усилие равномерное и комфортное. Ход кольца составляет около 85 градусов.


Кольцо ручной фокусировки расположено в передней части объектива, 20 мм шириной, 12 мм обрезинены, демпфирование слабое. На тестовом экземпляре возраст сказался – присутствует заметный люфт кольца. Ход короткий, порядка 80 градусов, усилие слабое. В режиме автофокуса кольцо вращается.


Передний элемент вращается и незначительно перемещается при изменении фокусных и фокусировке, но он расположен на полсантиметра глубже переднего среза объектива и подвижность не мешает использованию фильтров, накручивающихся на неподвижный передний срез.


Переключатель режима работы автофокуса расположен удобно, но невелик размером и требует значительного усилия при перещелкивании.


В целом и с учетом цены Tokina AF 19-35/3.5-4.5 (AF193) не разочарует ни материалами, ни изготовлением, но ожидать от него тактильной завершенности, присущей топовым объективам компании того времени (к примеру Tokina 50-135/2.8 AT-X Pro DX) не стоит.


Геометрические искажения

Tokina AF 19-35/3.5-4.5 выступила ожидаемо и предсказуемо: на всем диапазоне фокусных присутствует бочкообразная дисторсия, выраженность эффекта снижается с ростом фокусных. Показатели низкими не назвать, но и «провалом» они не стали – многие одноклассники выступают совсем не лучше. В итоге: 3,8% на 19 мм, 2,5% на 24 мм, 2% на 28 мм и 1,4% - на 35 мм.

Дисторсия 19 мм
Дисторсия 19 мм
Дисторсия 24 мм
Дисторсия 24 мм
Дисторсия 28 мм
Дисторсия 28 мм
Дисторсия 35 мм
Дисторсия 35 мм

Больше расстраивает не величина геометрических искажений, а их волнообразность (так называемые «усы»), присутствующая на всем диапазоне фокусных: такой характер способен затруднить правку при постобработке.


Разрешение и резкость

Tokina AF 19-35/3.5-4.5 неожиданно оказалась лучше, чем я предполагал: с учетом возраста, фокусных и цены на объектив, я был готов к провальным результатам. Однако, тестовый экземпляр отработал на удивление стабильно и уверенно. Объектив требует прикрытия диафрагмы минимум на ступень, но прикрытый до f/5.6 – f/8.0 дает хороший/отличный центр и неплохие для широкоугольного объектива края. Углы ожидаемо хромают, но – самые углы. Работа оптимизирована под широкий угол, с ростом фокусных разрешающая способность снижается.

Резкость/диафрагма на 19 мм
Резкость/диафрагма на 19 мм
Резкость/диафрагма на 24 мм
Резкость/диафрагма на 24 мм
Резкость/диафрагма на 35 мм
Резкость/диафрагма на 35 мм

Повторюсь: объектив приятно удивил – я ожидал много худшего. В этой дисциплине объектив сравним с Canon EF 20-35/2.8L и лучше Sigma AF 15-30/3.5-4.5 APO EX DG.



О методе представления полученных данных рассказано в материале «Точка отсчета».



Хроматические аберрации

ХА на открытой на 19 мм
ХА на открытой на 19 мм
ХА на открытой на 24 мм
ХА на открытой на 24 мм
ХА на открытой на 35 мм
ХА на открытой на 35 мм

Возраст и время разработки сказываются и Tokina AF 19-35/3.5-4.5 вряд ли порадует владельца: на всех сочетаниях фокусных/диафрагм уровень хроматических аберраций в углах и по краям кадра превышает условно комфортный в 0,06%.

В таблице для фокусного 35 мм результат, указанный на f/4.0, получен на полностью открытой f/4,5.


Картинка, контровый свет

Tokina AF 19-35/3.5-4.5 умеет формировать привлекательное «нескучное» изображение. Контрастность приемлема, цветопередача правильная, но – субъективно – объектив выдает изображение чуть «теплее» нейтрального.


Стойкость к появлению переотражений и артефактов низкая – расположение источника света у края/угла кадра чаще всего приводит к появлению артефактов на изображении.


Автофокус

Бэк-фокус
Бэк-фокус

В приводе автофокуса Tokina AF 19-35/3.5-4.5 используется обычный микромотор – процесс небыстр и озвучен. Прогон по всей дистанции занимает больше секунды.

К рекордсменам по цепкости автофокуса герой обзора определенно не относится, периодически объектив отказывается фокусироваться даже на легких объектах и в благоприятном освещении. Присутствует некоторая неуверенность: процесс фокусировки происходит в несколько ходов с подстройкой даже в режиме фазового автофокуса.

Предложение на подстройку от Reikan Focal
Предложение на подстройку от Reikan Focal

Тестовый экземпляр на моем фотоаппарате показал значительный бэк-фокус. Известная проблема с проверкой точности и настройкой широкоугольных объективов (угол поля зрения делает мишень трудночитаемой на «правильном» расстоянии, а немалая ГРИП затрудняет оценку при съемке мишени с близкого расстояния) была решена при помощи программы Reikan Focal: программная оценка предложила внести поправку в -11, после тщательной проверки я остановился на -8. После внесения поправки проблем с бэк и фронт фокусом не было.


Процент промахов по вине автофокуса превышает привычный уровень. Тестовый экземпляр показал большую стабильность и предсказуемость работы на широком угле, показатели в середине диапазона фокусных и на 35 мм оказались хуже. Reikan Focal оценивает повторяемость результатов фазовой фокусировки Tokina AF 19-35/3.5-4.5 в 98% на 19 мм, в 97 % на фокусном 24 мм и 95% на 35 мм (отличными считаются результаты в 98% и более).

Стабильность фазового на 19 мм
Стабильность фазового на 19 мм
Стабильность фазового на 24 мм
Стабильность фазового на 24 мм
Стабильность фазового на 35 мм
Стабильность фазового на 35 мм

Порадовал тот факт, что герой обзора справляется с работой в режиме контрастного автофокуса: модель совсем не новая, старые объективы редко дружат с контрастной фокусировкой (зачастую и новые модели сторонних производителей оставляют желать – тот же Yongnuo YN 50/1.8). Tokina AF 19-35/3.5-4.5 пусть с трудом, ошибками, медленно и натужно, но фокусируется. Reikan Focal оценивает стабильность контрастного автофокуса невысоко, но это результат досадных промахов: 96% на 19 мм, 92% на 24 мм и совсем невесело на фокусном 35 мм. Приведен пример с 5 промахами в серии из 10 кадров и соответствующим результатом в 67%.

Стабильность контрастного на 19 мм
Стабильность контрастного на 19 мм
Стабильность контрастного на 24 мм
Стабильность контрастного на 24 мм
Стабильность контрастного на 35 мм
Стабильность контрастного на 35 мм

В итоге: автофокус Tokina AF 19-35/3.5-4.5 вызывает нарекания, но работает лучше ожидаемого.


Виньетирование

Виньетирование на открытой на 19 мм
Виньетирование на открытой на 19 мм
Виньетирование на открытой на 24 мм
Виньетирование на открытой на 24 мм
Виньетирование на открытой на 35 мм
Виньетирование на открытой на 35 мм

Tokina AF 19-35/3.5-4.5 вряд ли сможет порадовать владельца полнокадрового фотоаппарата, а показанные уровни затемнения краев и углов на открытых значениях диафрагмы будут заметны и при использовании объектива на APS-C моделях фотоаппаратов.

Результат не воодушевляющий.


В таблице для фокусного 35 мм результат, указанный на f/4.0, получен на полностью открытой f/4,5.

Tokina AF 19-35/3.5-4.5 AF193
Tokina AF 19-35/3.5-4.5 AF193

Заключение

Tokina AF 19-35/3.5-4.5 скорее понравилась. Объектив далеко не безупречный, с трудом работает на современных «многопиксельных» цифровых фотоаппаратах, откровенно проваливаясь по уровню хроматических аберраций и виньетированию, есть вопросы к автофокусировке, но с учетом цены герой обзора выступил увереннее и лучше ожидаемого.


От рекомендаций воздержусь, но с оговоркой: объективы «шире 24 мм» в большинстве своем не безупречны и определенно не бюджетны. Если вы ищете недорогой «ширик», попробуйте Tokina AF 19-35/3.5-4.5: вполне вероятно, что с учетом невысокой цены его огрехи покажутся незначительными.


Благодарю Владимира  (foto-canon.com) за предоставленный на тест экземпляр объектива.


декабрь 2015 года

Новое на сайте Vlador.com

 

7Artisans 25/1.8

9 апреля 2019


Fotokvant SBK-40

3 февраля 2019


Tamron SP 70-200/2.8 Di VC USD

5 апреля 2017


Sigma Art 19/2.8 DN

27 марта 2017


Sigma Art 12-24/4 DG HSM

20 февраля 2017


Sigma Art 85/1.4 DG HSM

23 января 2017


Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100