Обзор и тест объектива Canon EF 50/1.2 USM L
"Ах, это счастье разнузданной светосилы"… В линейке объективов с постоянным фокусным расстоянием от Canon есть две модели с максимальной диафрагмой f/1.2: легендарный Canon EF 85/1.2 L USM и Canon EF 50/1.2 L USM, герой сегодняшнего обзора. Обе модели относятся к топовой линейке «Эль» объективов, оба отличаются соответствующей ценой: 1620 долларов за 50/1,2 и 2200 – за 85/1,2.
Canon EF 50/1.2 USM L вышел на рынок в январе 2007 года и уже 7-й год главенствует в группе из 3 «полтинников» фирмы, предлагаемых владельцам фотоаппаратов Canon. Объектив заслужил множество как положительных, так и критических отзывов, во многом справедливых, но не отменяющих его безальтернативности для фотолюбителей, стремящихся к максимальной светосиле: автофокусных аналогов с f/1.2 для Canon просто не существует.
Принципиальная оптическая схема объектива далеко не нова, это модифицированный двойной гаусс; у героя обзора был прямой прародитель в линейке объективов Canon – FD 50/1.2 L, выпускавшийся с октября 1980 года.
Технические характеристики
Комплект поставки
Типичен для объективов Canon L-серии. В немаленькой коробке аккуратно упакованы:
Все традиционно, но с небольшим дополнением – компакт-диском. Нововведение можно поприветствовать, но с большей радостью и удовлетворением я отнесся бы к появлению в комплекте достойного полужесткого чехла – жалкий нефункциональный мешочек никак не соответствует цене, превышающей полторы тысячи долларов.
Качество материалов и изготовления, эргономика
Canon EF 50 /1.2 L USM напоминает уменьшенную копию своего старшего брата – EF 85/1.2 L USM. Объектив умеренно компактен для своей светосилы – его легендарный предшественник Canon EF 50/1.0 L USM весил 990 грамм и имел размеры 92*82 мм.
Качество использованных материалов и изготовления не вызывает никаких нареканий – принадлежность к «Эль-серии» явная. Основа из магниевого сплава, пластик качественный, байонет металлический, окошко расстояний в наличии. Объектив оборудован пыле и влагозащитой, но для ее полноценности необходимо присутствие защитного или иного фильтра: передний элемент перемещается внутри корпуса объектива при фокусировке, фильтр накручивается на неподвижный передний срез объектива и «запечатывает» корпус.
Объектив выглядит и ощущается качественным и крепким. Ощущению монолитности в немалой степени способствует то, что для своих размеров объектив неожиданно тяжел.
Органы управления представлены переключателем режима фокусировки и кольцом ручного фокуса.
Кольцо ручной фокусировки расположено в передней части объектива, неширокое – 12 мм, покрыто рифленой резиной, отлично демпфировано, с плавным и равномерным без закусываний и заеданий ходом. Допуски и люфт отсутствуют, необходимое усилие чуть больше привычного, но не мешает оперировать кольцом одним пальцем. Ход кольца в 145 градусов достаточен для комфортной и точной ручной фокусировки. Кольцо расположено продуманно и удобно.
Объектив не меняет внешних размеров при фокусировке: передний элемент перемещается внутри корпуса, максимально выдвигаясь вперед к минимальной дистанции и утапливаясь на 7 мм в положении на бесконечность. Передний элемент не вращается, но и вращение не помешало бы использовать светофильтры – они накручиваются на корпус объектива. Широкая и неглубокая бленда также не препятствует градиентным и поляризационным фильтрам – не совсем удобно, но приноровиться можно без особого труда, чего не скажешь о комплектной передней крышке, пользоваться которой при надетой бленде почти невозможно. Видимый диаметр переднего элемента составляет 43 мм.
Внесу немножко эмоциональности в обзор: Canon EF 50 /1.2 L USM очень органично смотрится на фотоаппарате – комплект из EOS 5D с надетым EF 50/1,2L отвечает моим подспудным представлениям о «красивом комплекте». Есть для меня в «эстетичности» комплекта и объективные плюсы: отличная развесовка и удобный размер помогают нарушать правило «единицы, деленной на фокусное расстояние» - снимать с рук на выдержке 1/45 секунды можно особо не задумываясь, процент приемлемых снимков неожиданно высок. Добавлю, что я совсем не отношусь к рекордсменам в нелегкой дисциплине съемки с рук на длинных выдержках и обычно стараюсь подстраховаться до «0,5/фокусное», а неожиданно открывшиеся способности открыл случайно в процессе тестирования, делая серию кадров на разных значениях диафрагмы и рассматривая результаты. Немедленно перепроверил с другими объективами: к сожалению, с другими все по-прежнему.
Герой обзора откровенно понравился и пришелся по душе качеством использованных материалов, изготовлением и удобством использования.
Геометрические искажения
Canon EF 50 /1.2 L USM показал умеренный уровень геометрических искажений. Бочкообразная дисторсия составляет 1.5%, что несколько выше показателей Canon EF 50/1.8 II, но ниже результата EF 50/1.4 USM.
Характер дисторсии правильный, она легко корректируется в графических редакторах, хотя не думаю, что коррекция потребуется для реальных снимков.
Разрешение и резкость
Высокая резкость на открытых значениях диафрагмы для светосильных объективов желательна, но не всегда необходима – способность уверенно размывать зоны вне резкости предполагает четкое деление кадра на основной объект и фон (читай – «портретный подход»), а резкость в этом случае далеко не главное. Оговорюсь, что сказанное в меньшей степени относится к широкоугольным объективам.
Я был готов к тому, что показатели героя обзора на полностью открытой диафрагме не будут выдающимися, но показанные Canon EF 50 /1.2 L USM результаты даже с этой оговоркой неприятно удивили: на диафрагмах f/1.2 – f/1.8 объектив откровенно нерезок, на f/2.8 неплохому центру сопутствуют довольно невнятные края, даже на f/4.0 углы оставляют желать и только к f/5.6 картинку можно признать приемлемо резкой по всему полю. С учетом оговорок о «портретности» светосильных объективов на открытых значениях диафрагмы, можно сказать, что особо криминала нет, если не принимать во внимание, что необходимость прикрывать диафрагму до f/5.6 – f/8.0 для получения резкого по всему полю изображения серьезно ограничивает сферу применения объектива. Для меня 50 мм в первую очередь универсальное фокусное, а не только для портретов и «нормальный» объектив, который нужно прикрывать до f/4.0, если только не снимаешь портреты, становится «вещью в себе».
|
f/1,2 |
f/1,8 |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
f/16 |
Центр |
61% |
68% |
86% |
89% |
100% |
98% |
89% |
76% |
Край |
51% |
53% |
58% |
69% |
78% |
82% |
79% |
73% |
Угол |
43% |
45% |
50% |
58% |
65% |
73% |
72% |
70% |
87% |
101% |
отлично |
73% |
86% |
очень хорошо |
60% |
72% |
хорошо |
46% |
59% |
приемлемо |
|
45% |
плохо |
О методе представления данных – в материале «Точка отсчета».
Виньетирование
Найти светосильный объектив с невысоким уровнем виньетирования на открытых значениях диафрагмы практически невозможно, Canon EF 50 /1.2 L USM исключением из правил не является и в диапазоне диафрагм f/1.2 – f/2.8 отличается заметным затемнением по краям и углам кадра.
Показатели не зашкаливают, но и не радуют. На полностью открытой диафрагме затемнение по углам кадра достигает внушительных 3 ступеней. Прикрытие до f/1.8 ситуацию улучшает, но уровень в 1,8 ступени низким назвать нельзя. Виньетирование снижается до относительно комфортной 1 ступени на f/2.8, дальнейшее прикрытие диафрагмы снижает выраженность эффекта до полностью приемлемых значений: 0,6 ступени на f/4.0 и 0.4 ступени на f/5.6
Показатели незначительно, но лучше, чем у остальных «полтинников» Canon.
Автофокус
Если невнятную резкость на открытых значениях диафрагмы еще можно отнести к особенностям и оправдать вздорным характером объектива, то работа автофокуса – показатель критичный и делать скидки на «особенности и характер» при его оценке неуместно. Сразу оговорюсь, что Canon EF 50 /1.2 L USM часто страдает из-за завышенных ожиданий: от топового объектива поневоле ждешь соответствующей работы автофокуса и первые впечатления обескураживают. Но это именно впечатления – тщательная проверка и тестирование подтверждают, что никакого криминала нет, просто работа автофокуса находится не на уровне лучших образцов, а в пределах, свойственных обычным объективам.
Начнем с хорошего: использование кольцевого USM мотора в приводе делает процесс практически бесшумным.
Еще в плюс: объектив дружит с режимом LiveView – фокусировка для этого режима отнюдь не медленная и уверенная.
Перейдем к нейтральному: несмотря на необходимость двигать тяжеленную оптическую связку, автофокус Canon EF 50 /1.2 L USM удовлетворительно быстр. К рекордсменам его определенно не отнести и субъективно процесс воспринимается медленнее, чем происходит на самом деле. Прогон от края до края на EOS 5D mark II занимает порядка 1,2 – 1,5 секунд.
Теперь к претензиям. Начну с небольшой: количество промахов по вине автофокуса несколько выше привычного уровня. Довольно часто, промахиваясь, объектив напрочь уводит фокус за рамки кадра, делая его одинаково несфокусированным.
Продолжим. От объектива f/1.2 я ожидал большей цепкости и уверенности, особенно при работе в сложных условиях освещения. При недостатке освещения или наведении на низкоконтрастный объект даже при использовании центральной точки привычного «вжик и готово» часто не происходит: процесс обычно становится двухходовым (сначала пристрелка, потом подстройка), объектив может впасть в задумчивость, долго ищет, за что зацепиться, и намного чаще ожидаемого не находит.
Пресловутый фокус-шифт (смещение точки фокусировки при прикрытии диафрагмы), которому посвящено столько форумных веток и гневных тирад, на тестируемом экземпляре проявляется крайне незначительно: тестировал тщательно и неоднократно. Эффект заметен при съемке с расстояния около 1 метра и ближе: в диапазоне f/1.2 – f/2.8 объектив точно попадает в цель, на f/4.0 и при дальнейшем прикрытии диафрагмы появляется незначительный бэк-фокус. На расстояниях более метра – полутора проблем с фокус-шифтом нет.
В целом, автофокус оставляет желать: для объектива этого класса и такой стоимости многословный рассказ настораживает – вместо краткого «бесшумен, быстр, точен, стабилен, цепок и уверен» целый трактат с необходимостью тщательно подбирать слова, дабы не скатиться в «выражения».
Хроматические аберрации
Canon EF 50 /1.2 L USM подвержен хроматическим аберрациям в большей степени, чем EF 50/1.4 и 50/1.8 II: на полностью открытой диафрагме ширина ХА достигает 2,6 пикселей. Прикрытие диафрагмы ситуацию улучшает, но не исправляет.
Значения не криминальны, начиная с f/4.0 находятся почти на приемлемом уровне, но я ожидал лучших показателей, если не на f/1.2, то хотя бы начиная с f/1.8
Окраска зон вне фокуса контролируется средне. Зеленый и фиолетовый назойливо присутствуют на контрастных переходах вне зоны фокуса на открытых значениях диафрагмы. Эффект снижается до относительно комфортного уровня к f/2.8, а с f/4.0 досаждать перестает.
Не буду выделять кому в отдельный параграф, добавлю к хроматическим аберрациям – уж коль присутствует слово аберрации. Обычно я не упоминаю кому в результатах тестов: специального оборудования и программ для ее обнаружения у меня нет и, если уровень комы на реальных снимках не бросается в глаза, то она остается за рамками обзоров. В случае с героем сегодняшнего обзора промолчать не удается: на открытых значениях диафрагмы точечные источники света по краям и углам кадра, сделанного на EF 50/1.2 L, могут служить хрестоматийным примером этого вида аберраций. В качестве примера привожу 100% кроп угла кадра, сделанного на f/1.2 (можно оценить и крайне невысокую резкость изображения).
Картинка, боке, контровый свет
Canon EF 50 /1.2 L USM умеет радовать формируемым изображением: контрастность не вызывает особых нареканий уже на полностью открытой диафрагме, цветопередача правильная и привлекательная, цвета яркие, живые и насыщенные. Сочно и не скучно. Добавьте к этому способность на открытых диафрагмах «в хлам» размыть зону вне фокуса и станет понятно, почему у объектива столько преданных и горячих поклонников, закрывающих глаза на существующие огрехи объектива. Размытие зон вне резкости, оно же «боке», у модели просто выдающееся: объектив не только убирает фон, но делает это красиво, аккуратно и со вкусом. Добавлю, что размытие перед зоной фокуса не уступает размытию заднего плана - маслянистое, привлекательное и правильное. У большинства объективов качество боке перед зоной фокуса хромает.
Похвалить объектив можно и за уверенную работу в сложных условиях освещения: он неплохо справляется с контровым светом, источники рядом с краями кадра очень редко приводят к переотражениям и появлению артефактов. Значительного падения контраста не наблюдается. Идущая в комплекте бленда добавляет Canon EF 50 /1.2 L USM стойкости и уверенности.
Заключение
Если бы проводился конкурс на самый неоднозначный объектив в линейке Canon, то герой сегодняшнего обзора определенно вошел бы в число призеров, а то и одержал бы победу. Результаты, показанные им в технических дисциплинах, компромиссны и соответствуют скорее уровню обычного объектива-середнячка, но не представителю «L-линейки» с ценой в 1600 долларов: провал по резкости на открытых диафрагмах, значительные хроматические аберрации, выраженная кома, серьезное виньетирование, вопросы к работе автофокуса – казалось бы, вердикт ясен и однозначен. Но есть в Canon EF 50 /1.2 L USM какая-то загадка: чем еще объяснить то, что он никого не оставляет равнодушным, причем неравнодушие выражается крайне выпукло – либо приверженность и влюбленность, либо полное отторжение.
Способен ли EF 50/1.2 L USM влюбить в себя? Именно влюбить, ведь логически объяснить приобретение объектива, практически равного младшей модели основными характеристиками, но превосходящего ее ценой в 4 с лишним раза, невозможно. Отвечу, что определенно способен. Но любовь будет с надломом: будет в ней звучать «да, знаю я, все знаю, но люблю…» или еще лучше вот так: «он не толстый, он милый».
Я и сам поддался очарованию EF 50/1.2 L USM и рекомендовал бы его в качестве своеобразного творческого инструмента, если бы не цена. С учетом цены рекомендации будут уклончивыми: найдите возможность познакомиться с объективом поближе и без спешки - он не способен раскрыться за полчаса торопливого магазинного тестирования. А вдруг перерастет в большое и светлое чувство?
Благодарю Владимира (www.foto-canon.сom) за предоставленный на тест экземпляр объектива.
апрель 2013 года
Еще о "полтинниках" на владор:
Write a comment
Аюр (Monday, 14 October 2019 02:55)
Спасибо за обзор! Мой первый л объектив, по стечении времени все лучше и лучше им снимаю )
Семён (Sunday, 14 February 2021 10:34)
Спасибо за обзор! К сожалению не хватает фотографий, сделанных с помощью этим объективом.
Sem (Saturday, 09 October 2021 12:24)
Уважаемый Владимир,
куда вы пропали? Мы скучаем по вашим обзорам, которые можно, легко с литературными произведениями сравнивать.
Возвращайтесь пожалуйста.
Большое спасибо за труд.
Ваш поклонник, Семён
П.С . Приобрёл этого : ,,толстого, милого’’ используя на р5. Напоминает плёночное время . Фокус достаточно быстр.
Спасибо ещё раз и возвращайтесь пожалуйста.
С уважением Семён.
Vlador (Saturday, 01 January 2022 20:58)
Семен, здравствуйте!
Большое спасибо за теплые слова и высоку оценку - очень приятно! На самом деле, я не пропал. Просто в силу самых разных обстоятельств, я
сейчас мог бы попытаться стать "блогером-деревенщиком", но вряд ли это будет интересно фотографам.