Canon EF 50/1.8 II

Canon EF 50/1.8 II
Canon EF 50/1.8 II

Это будет краткий обзор, в котором много лирики.

 

Объективы к фотоаппаратам схожи с картриджами для принтеров, которые обеспечивают львиную долю прибыли производителям принтеров. Аналогия не совсем корректна лишь по причине того, что объектив – вещь «долгоиграющая»  и фотолюбитель на определенном этапе, собрав парк оптики, перестает быть активным покупателем.

Отсюда и задача маркетологов фирмы: «заставить» фотографов покупать объективы. Посмотрите на линейки съемных объективов для зеркальных фотоаппаратов фирм Canon и Nikon: все очень последовательно, логично и подчинено этой цели. За примерами далеко ходить не надо. Canon недавно исправил свой китовый «тихий ужас» - EF-S 18-55/3.5-5.6, добавив стабилизатор и очень серьезно улучшив качество изображения. Я думаю, что вынужденно: отсутствие нормального «китового» объектива просто отпугивало потенциальных новых клиентов – фотолюбителей, выбирающих первый зеркальный фотоаппарат, а значит и систему на будущее, которые выбирали Nikon просто по причине того, что кит от Nikon – полноценный объектив.

 

Canon EF 50/1.8 II – «первая морковка», которую предлагают новоиспеченному пользователю. Я не думаю, что Canon «дотирует» продажи этого объектива. На его примере можно представить себе то, сколько в реальности должны стоить объективы. Да, я понимаю, что «полтинник» - самая отработанная оптическая схема, но что, диапазон 50 мм – 135 мм сложнее? Не особо… А металлический байонет в условиях массового производства вряд ли сильно влияет на себестоимость объектива.

Canon EF 50/1.8 II
Бок о бок с Canon EF 35/1.4 L USM

Вернемся к «морковке», которая призвана показать пользователю, насколько качественнее может быть картинка со светосильного фикса в сравнении с унылым «китом». Canon EF 50/1.8 II – самый недорогой объектив у Canon;  да  и у сторонних производителей вряд ли можно найти автофокусный объектив в этом ценовом диапазоне. Естественно, в объективе отсутствует USM мотор, естественно, байонет сделан из пластика – это издержки цены. Но крайне неудобная бленда (схожая с блендой Canon EF 85/1.8 USM на защелках, только еще и с необходимостью накручивать на объектив специальный адаптер) – явно специальный маркетинговый ход.

Блендой можно пожертвовать. Тем более, ее приходится покупать отдельно от объектива. Стоит ли платить дополнительные деньги за крайне неудобную в использовании вещь: передний элемент объектива утоплен в оправу, Canon EF 50/1.8 II позволяет без проблем снимать без бленды, если не фотографировать практически "прямо в Солнце". Хотя и в этом случае, Canon EF 50/1.8 II "держит удар" на все потраченные деньги.

Canon EF 50/1.8 II
Без бленды, солнце в кадре

Объектив вышел на рынок в декабре 1990 года. Он пришел на смену  первому варианту - Canon 50/1.8, который выпускался всего 3 года, но был «полноценнее»:  с металлическим байонетом, шкалой дистанции и в целом менее пластмассовой конструкцией. Однако, оптическая схема первой и второй версий абсолютно одинаковы, изменения коснулись только внешней конструкции объектива. Абсолютно одинаковы и графики MTF обеих версий. Первый вариант Canon EF 50/1.8 до сих пор пользуется популярностью у многих фотолюбителей и носит гордое название "granddad" - "дедушка". 

Canon EF 50/1.8 II
Оптическая схема (с сайта Canon)

Технические характеристики Canon EF 50/1.8 II

  • Оптическая конструкция: 6 элементов в пяти группах
  • Угол поля зрения (диагональ): 46 градусов
  • Минимальная дистанция фокусировки: 45 см
  • Максимальное увеличение: 0,15х
  • Диапазон диафрагм: f/1.8 - f/22
  • Количество лепестков диафрагмы: 5, нескругленные
  • Диаметр светофильтра: 52 мм
  • Размеры: 68*41 мм
  • Вес: 130 грамм


Геометрические искажения практически отсутствуют. На полностью открытой диафрагме объектив сильно виньетирует. Виньетирование заметно до значения диафрагмы f/4.  Автофокус «жужжащий» из-за отсутствия USM, но к скорости нареканий у меня нет.

 

Резкость и контрастность никак не соответствуют цене: никаких нареканий, объектив резок по центру уже на f/1.8, причем без эффекта монокля, который неимоверно раздражал меня на Canon EF 50/1.4 USM. Изображение не вызывает нареканий уже с диафрагмы f2.8, даже на полноформатной матрице. Однако, для получения снимков, резких "от края и до края" и без заметного виньетирования, стоит использовать значения диафрагмы f/4 - f/5.6.

 

Явным минусом, кроме виньетирования и бленды, я бы назвал качество «боке» - 5-ти лепестковая диафрагма дает отчетливые гайки, но - согласитесь - и это компенсируется ценой.

Canon EF 50/1.8 II
Пластмассовый байонет Canon EF 50/1.8 II

Недавно купленный экземпляр Canon EF 50/1.8 II - четвертый у меня. Первый был продан вместе с Canon EOS 30 D, второй отдан сыну, третий лежал некоторое время на полке и был также продан за ненадобностью. Покупка очередного вызвана в первую очередь переходом на Canon EF 24-105/4 L IS в качестве штатного зума: нужно, чтобы в сумке на всякий случай было что-то «светлое». А «полтинник» как раз подходящий кандидат: мал, легок, светосилен и не вызывает никаких нареканий по качеству картинки.

Мои отношения с фокусному 50 мм – тема отдельного разговора. Как оказалось, это самое бесполезное для меня фокусное расстояние, практически не снимаю на нем, такой вот надлом… Пытался перебороть себя: пробовал неавтофокусную оптику через переходник, купил Canon EF 50/1.4 USM – продал.

Canon EF 50/1.8 II постоянно живет у меня в сумке. Я сунул его в мешочек из-под телеконвертера и накрутил на него защитный фильтр Kenko, хотя полезность его применения невелика: передняя линза Canon EF 50/1.8 утоплена внутрь и вряд ли ей нужна дополнительная защита.

 

Рекомендую ли я Canon EF 50/1.8 II? Безусловно и настоятельно. Только тщательнее проверяйте его при покупке – разброс по качеству присутствует. Я выбирал из трех новых экземпляров в Плеере – отказался от всех и купил подержанный. На всех трех предложенных присутствовал либо бэк, либо фронт-фокус. И ни в коем случае не слушайте замечаний продавцов: "А что Вы хотели за такие деньги?!". Canon EF 50/1.8 II - неплохой объектив, с отличным качеством изображения. Такой и должна быть "морковка": отличное качество изображения, но конструктив, сделанный так, чтобы "заставить" клиента задуматься о покупке следующего - в длинной череде - объектива.

 

Обновление по результатам тестирования Imatest (и еще немного лирики) - май 2012 года.

 

"Старый" обзор оставлен полностью без изменений, добавлена лишь оптическая схема объектива.

Сanon EF 50/1.8 II
Дисторсия

Если составить рейтинг "упоминаемости" и распространенности объективов Canon, то EF 50/1.8 II определенно войдет в тройку победителей. Объектив "мал, да удал": по цене он доступен подавляющему большинству фотолюбителей и отрабатывает каждый вложенный в него рубль.

За свое "теплое отношение" к тестируемой модели я неоднократно был подвергнут остракизму со стороны фотофорумных жителей, но не изменил своего мнения о том, что по соотношению "качество на вложенный рубль" у Canon альтернатив нет; Imatest не привел к переоценке.

 

Геометрические искажения

Присутствует небольшая бочкообразная дисторсия в 1,2% На реальных снимках разглядеть будет затруднительно - досаждать не будет.

Canon 50/1.8
Центр и края на f/1.8

Разрешение и резкость

Поведение привычно - на открытых диафрагмах края и углы кадра значительно отличаются от центра, на прикрытых - подтягиваются и не вызывают нареканий. Canon EF 50/1.8 II приемлем уже на полностью открытой диафрагме. Разрешение на f/1.8 не выдающееся, но хорошему центру сопутствуют приемлемые края, а главное - нет особого падения контрастности, что делает картинку визуально привлекательнее. На прикрытых диафрагмах объектив резок "от края и до края".

 

 

f/1,8

f/2,8

f/4,0

f/5,6

f/8,0

f/11

Центр

76%

92%

100%

99%

95%

91%

Середина

69%

74%

85%

91%

88%

86%

Угол

60%

70%

81%

86%

86%

85%

 

 

87%

100%

Отлично

73%

86%

очень хорошо

60%

72%

Хорошо

 

59%

Приемлемо

 

 

 

 

 

 

Пояснения к таблице - в материале "О точке отсчета"

Canon 50/1.8
Виньетирование на f/1.8

Виньетирование

Не самая сильная сторона Canon EF 50/1.8 II: на полностью открытой диафрагме углы затемнены почти на 3 ступени, что определенно будет заметно и во многих случаях потребует исправления при постобработке. Эффект остается выраженным и на f/2.8, где углы отличаются почти на полторы ступени. На f/4 - f/8 виньетирование опускается до комфортного уровня 0,7 - 0,4 EV.

 

Фокусировка

Две претензии к Canon EF 50/1.8 II, с которыми я склонен отчасти согласиться - это фокусировка и качество размытия зон вне фокуса.

Ручной фокус

Конструктивно Canon EF 50/1.8 II не располагает к ручной фокусировке - узкое болтающееся пластмассовое кольцо ручной фокусировки будет доставлять эстетическое неудовольствие, а ход кольца менее 90 градусов затруднит процесс, особенно на диафрагмах f/1.8 - f/2.8. Посему присутствие ручной фокусировки воспринимается не в качестве одной из функций объектива, а в качестве некоего "сделаем, чтобы было", не имеющего практической применимости.

 

Автофокус

С автофокусом тоже не все гладко. Начнем с того, что в приводе используется обычный микромотор и время прогона от бесконечности до минимальной дистанции фокусировки составляет около 1 секунды, а подвывающий целую секунду моторчик делает этот процесс субъективно дольше.

Canon 50 f/1.8
Хроматические аберрации f/1.8

Продолжим: при недостатке освещения Canon EF 50/1.8 II более конкурентов склонен к "рысканию" даже при использовании высокоточного центрального датчика. Вынужден согласиться и с тем, что процент брака по причине промахов автофокуса выше привычного. Из опыта общения с моделью (тестируемый экземпляр - четвертый у меня) я сделал вывод о "механических" причинах такого поведения: предполагаю, что допуски в механике самого дешевого объектива изначально больше, чем у дорогостоящих конкурентов (а в процессе эксплуатации становятся еще больше) и объективу не всегда удается сразу "выбрать" всю эту разболтанность. Проявляется, естественно, при съемке на открытых диафрагмах. Совет только один: делайте дубль в особо важных ситуациях.

Окраска зон вне фокуса
Окраска зон вне фокуса

 

Хроматические аберрации

 

Могут быть заметны по краям кадра на открытых диафрагмах: на f/1.8 ширина достигает 0,9 пикселя и 0,5 пикселя на f/2.8. На f/4.0 ХА снижаются до полностью приемлемого уровня в 0,3 пикселя. В целом, очень и очень неплохо.

 

Окраска зон вне фокуса

Ожидаемо для светосильного объектива присутствует на открытых значениях диафрагмы. К f/4.0 сходит на нет. Фиолетовый выражен сильнее, чем зеленый.

Canon EF 50/1.8 II
Приятное боке

Боке

Есть определенные проблемы: пятилепестковая диафрагма может давать явные "гайки"на прикрытых диафрагмах, да и характер размытия немножко резковат. Но на открытых диафрагмах Canon EF 50/1.8 II способен явно выделить объект, а сэкономленные на его покупке средства позволят сделать целую серию снимков, где боке определенно будет нравиться. Посмотрите на приведенный пример - мне кажется, что нареканий предметы вне фокуса совершенно не вызывают.

 

Заключение

Давайте сразу договоримся, что Canon EF 50/1.8 II - объектив не для профессионалов и даже не для "продвинутых" фотолюбителей. Самый недорогой вариант из возможных мало согласуется с профессиональной деятельностью и "продвинутостью".

 

Объектив убедительно прошел оптические тесты, показав очень неплохие результаты и провалив лишь виньетирование. Два явных минуса, конструктив и некоторая нестабильность работы автофокуса, очень во многом искупаются ценой. Canon EF 50/1.8 II - совершенно рабочий и очень неплохой по оптическим характеристикам объектив. Это не значит, что нет лучше и модель не имеет досадных недостатков, но "отвратительный", "невозможный", "неприменимый" - точно не про него.

Следующим категориям людей с фотоаппаратом Canon EF 50/1.8 II не походит (про "продвинутых" и профессионалов уже упомянули):

  • тактильным перфекционистам (конcтруктивная незрелость будет отравлять жизнь)
  • любителям "репортажности" (нестабильность автофокуса может испортить "именно тот" кадр)
  • любителям фокусного 50 мм (для любимых - только самое лучшее)
  • снобам (ибо и так понятно, что "объектив за 100 долларов - УГ по определению")

Новое на сайте Vlador.com

 

7Artisans 25/1.8

9 апреля 2019


Fotokvant SBK-40

3 февраля 2019


Tamron SP 70-200/2.8 Di VC USD

5 апреля 2017


Sigma Art 19/2.8 DN

27 марта 2017


Sigma Art 12-24/4 DG HSM

20 февраля 2017


Sigma Art 85/1.4 DG HSM

23 января 2017


Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100