Группа недорогих качественных "фиксов" Canon EF появилась в 1987 - 1989 годах вместе с системой EOS.
К середине 1980х годов фотонаправление Canon испытывало трудности: Minolta царствовала в автофокусе, Nikon главенствовал в сфере профессионального оборудования; Canon оказался в роли догоняющего. Да еще и выпустил вызвавший массу нареканий Canon T80, совсем не оправдавший надежд на достойное место в ряду автофокусных зеркальных фотоаппаратов.
Фирма начала "с чистого листа" и 1 марта 1987 года на рынок вышла система EOS (Electro Optical System) с новой линейкой объективов EF (считается, что аббревиатура идет от Electronic Focusing). Вероятно, положение было "пан или пропал": отказаться от развития старой линейки оптики FD, обидев приверженцев марки - решение очень смелое, а с точки зрения доморощенного маркетинга, мягко говоря, ошибочное. Canon рискнул и выиграл.
Необходимость с самого начала предложить потребителю законченную и привлекательную систему заставила Canon тщательно подойти к разработке первых объективов EF и ценообразованию на них, предложив "больше, чем конкуренты, за меньшие деньги". Понятно, что за основу были приняты наиболее успешные "FD-объективы", но сути это не меняет: за первые два года существования системы EOS на рынок выпустили 18 объективов, многие из которых выпускаются по сей день или совсем недавно сняты с производства, и практически все пользуются заслуженной популярностью у фотографирующей публики:
Фирма добилась успеха и в дальнейшем развитие линейки шло по известному пути удорожания последующих моделей (есть правда пример сохранения цены на фоне снижения потребительских характеристик: Canon EF 50/1.8 II, хоть и не уступающий предшественнику по оптическим характеристикам, но ставший хлипче и пластмассовей до самого байонета).
Из пяти "гадких утят" или "Семейки Адамсов, на лицо ужасных, но добрых внутри" первых недорогих фиксов, 4 до сих пор выпускаются, а 5й - уже упомянутый EF 50/1.8 - внутри остался тем же, просто сменив обличье.
На этом длинное вступление будем считать законченным и перейдем непосредственно к виновнику обзора, любезно предоставленному Владимиром (www.foto-canon.com).
Технические характеристики Canon EF 24/2.8
Качество изготовления и эргономика
Canon EF 24/2.8 - не первый объектив в линейке EF, но первый, который можно смело отнести к "настоящим широкоугольникам": до его появления в ноябре 1988 года ничего "шире" 28 мм (EF 15/2,8 fisheye - "рыбий глаз" не считается) не было.
Комплект поставки оценить не могу, но практически уверен, что он не отличался от сегодняшнего "бюджетного": объектив, крышки и бумажки - без бленды и чехла для хранения.
Пластик схож с использованным на Canon EF 50/1.8 II, но присущей последнему разболтанности конструкции, хлипкости и общего впечатления несерьезности нет: Canon EF 24/2.8 - объектив не игрушечный. Байонет металлический, кольцо фокусировки расположено там где нужно (хотя несколько узковато и не покрыто резиной), есть полноценное окошко расстояний.
Объектив не меняет размеров при фокусировке - движется задняя группа. Передний элемент не вращается - поляризационный фильтр можно использовать без затруднений. Немаленький передний элемент расположен почти вровень с краем объектива - защитный фильтр рекомендуется к использованию, тем более размер привычный и стандартный - 58 мм.
О качестве сборки говорит простой факт: тестируемый экземпляр был выпущен в марте 1994 года (код UI 0305), но не производит впечатления старого и разболтанного.
Геометрические искажения
Присутствуют в значительном количестве - 3%. Это чуть хуже EF 24-70/2,8L USM, но значительно лучше 4,5% у Canon EF 24-105L IS USM на одинаковом фокусном.
Несколько больше, чем можно было бы ожидать от объектива с постоянным фокусным, но искажения правильные и легко правятся при постобработке, если досаждают.
Резкость
Впечатления неоднозначные. Края у широкоугольных объективов - больное место, конструктивно сложно добиться равномерной резкости при таком угле поля зрения объектива. Canon EF 24/2.8 служит ярким примером указанных сложностей: на полностью открытой диафрагме очень хорошему центру совершенно не соответствуют замыленные края и - особенно - углы кадра. Уже к f/4 ситуация значительно выправляется, а с f/5.6 до f/11 объектив резок от края и до края. Для широкоугольного объектива, чаще всего используемого для пейзажной и видовой фотографии характеристики очень неплохие.
|
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
83% |
95% |
100% |
98% |
86% |
Край |
66% |
83% |
89% |
87% |
82% |
Угол |
53% |
66% |
84% |
86% |
81% |
96% |
до 111% |
отлично |
81% |
до 95% |
очень хорошо |
66% |
до 80% |
хорошо |
|
до 65% |
приемлемо |
Виньетирование
Откровенно слабое место Canon EF 24/2.8 - на полностью открытой диафрагме достигают 2,8 ступеней, чуть лучше на прикрытых, но даже на f/5.6 и f/8 не опускаются ниже 0,5 ступени. По этому показателю объектив проигрывает EF 24-70/2.8L, но дает фору EF 24-105/4 L IS USM на сопоставимых диафрагмах.
Фокусировка
Canon EF 24/2.8 не может похвастаться присутствием USM привода автофокуса - используется обычный микромотор AFD (Arc Form Drive). Тем не менее, к скорости претензий нет: объектив уверенно и быстро цепляется за объект. Несколько портит картину звук мотора, субъективно делающий процесс дольше: USM-объективы практически бесшумны, а тут процесс сопровождается звуком.
К "цепкости" претензий также нет, помогает относительно высокая светосила, запускающая в работу крестообразные датчики f/2.8.
К точности в целом претензий нет, но поведение интересное: через раз при переходе от f/2.8 к f/4 наблюдался небольшой фокус-шифт и объектив давал незначительный бэк-фокус на f/4. На f/2.8 и f/5.6 - без вопросов, на f/4, повторюсь, через раз.
Для перехода к ручной фокусировке нужно переключать объектив в соответствующий режим, передвинув слайдер на объективе. В режиме AF кольцо фокусировки теряет связь с элементами объектива и просто крутится. В ручном режиме ход кольца составляет около 90 градусов, кольцо расположено удобно, но тактильно безынтересно: плохо демпфировано, узкое , без покрытия.
Хроматические аберрации
Время разработки объектива сказывается: хроматические аберрации присутствуют в значительном количестве - в углах и по краям кадра от 1,8 до 2,2 пикселя в зависимости от диафрагмы. На контрастных переходах это будет заметно.
Окраска зон вне фокуса очень незначительна и досаждать не будет.
Контровый свет
У меня претензий к Canon EF 24/2.8 по работе в контровом свете не возникло. Не хуже конкурентов, а во многих случаях даже лучше: сложные тестовые снимки с солнцем в кадре и сбоку кадра объектив "вытянул" вопреки ожиданиям. Но рекомендовал бы использовать объектив с блендой (как впрочем и любой другой).
Заключение
Начну с того, что для бюджетного объектива 1988 года разработки испытания на Canon EOS 5D mark II - фотоаппарате с высоким разрешением, требовательном к оптике - это настоящий стресс-тест.
Canon EF 24/2.8, с моей точки зрения, его с честью выдержал: да, есть минусы, самыми серьезными из которых являются резкость по краям кадра и виньетирование на открытых диафрагмах. Не все радужно с геометрией и хроматикой. В тот же момент, результаты - честно говоря - лучше ожидаемых. Canon EF 24/2.8 относится к объективам, неважно выступающим в тестах, но от души радующим своих хозяев. Мне он понравился: компактный, легкий, с неплохой картинкой, с приятным для "пейзажиста" фокусным и привлекательной ценой на вторичном рынке.
Цены на новые Canon EF 24/2.8 не кажутся соответствующими потребительским характеристикам, но прямой замены у Canon нет (обещанный к июню Canon EF 24/2.8 IS USM пока непонятен, а цена в 850 долларов кажется откровенно надуманной).
март 2012 года