Canon EF 20/2.8 USM

 

Обзор и тест объектива Canon EF 20/2.8 USM

 

Canon EF 20/2.8 USM
Canon EF 20/2.8 USM

На тесте побывал еще один «старожил» системы Canon EOS – объектив EF 20/2.8 USM. Модель вышла на рынок в 1992 году и выпускается без изменений до сегодняшнего дня. Герой обзора восходит корнями к Canon FD 20/2.8 SSC 1973 года, но его оптическая схема подверглась легкой переработке: 11 элементов в 9 группах вместо 10 элементов в 9 группах у донора.

 

Нельзя сказать, что Canon EF 20/2.8 USM пользуется популярностью. Мне кажется, что причинами тому – немалая цена и непонятное для большинства любителей фокусное расстояние: еще не «очень широко», как в объективах с фокусным 14 мм и 16 мм, но шире уже привычных 24 мм.

Оптическая схема (с сайта Canon)
Оптическая схема (с сайта Canon)

Технические характеристики

  • Фокусное расстояние: 20 мм
  • Угол поля зрения: 94,5 градуса
  • Оптическая конструкция: 11 элементов в 9 группах
  • Диапазон диафрагм: f/2.8 – f/22
  • Количество лепестков диафрагмы: 6
  • Минимальная дистанция фокусировки: 25 см
  • Максимальное увеличение: 0,14х
  • Диаметр светофильтра: 72 мм
  • Размеры: 78*71 мм
  • Вес: 405 грамм
Canon 20/2.8 USM
С блендой

Комплект поставки

На тесте побывал подержанный объектив без продажного комплекта. Фантазировать не хочется, но уверен на 100% в традиционности Canon, не балующего покупателей объективов среднего ценового диапазона блендами и чехлами для хранения и переноски.

Тестовый экземпляр блендой был доукомплектован. Широкая лепестковая Canon EW-75 полностью изготовлена из качественного пластика, внутренняя поверхность матовая.

 

Качество изготовления, конструкция, эргономика

Canon EF 20/2.8 USM
Рядом с Canon EF 85/1.8 USM

Внешним видом, использованными материалами и качеством изготовления герой обзора схож с еще двумя объективами, увидевшими свет в том же далеком 1992 году и выпускающимися до сих пор: Canon EF 85/1.8 USMи EF 100/2.0 USM. Мне кажется, что дизайн этих моделей оптимален и компании удалось найти компромисс между ценой и потребительскими характеристиками: это не L-класс, но объектив не вызывает нареканий ни качеством использованных материалов, ни изготовлением и уверенно выигрывают у других «старичков» - Canon EF 24/2.8 и EF 28/2,8. Похожий дизайн просуществовал несколько лет: в Canon EF 28/1.8 USM, выпущенном в 1995 году, использованы те же решения.

Canon EF 20/2.8 USM
Передний элемент

Органы управления привычны и традиционны для «настоящих объективов»: удобно расположенный переключатель режимов фокусировки, окошко расстояний и кольцо ручного фокуса. Крепление байонета металлическое.

Кольцо ручного фокуса умеренно широкое (18 мм, из которых 15 покрыты рифленой резиной), расположено комфортно, им легко оперировать, не меняя положения руки и не отрывая глаз от видоискателя. Кольцо неплохо демпфировано, разболтанность отсутствует. Ход кольца составляет около четверти оборота, равномерный и плавный. Объектив не меняет размеров при фокусировке, передний элемент не вращается. Использованию светофильтров не препятствует и широкая неглубокая лепестковая бленда.

Canon EF 20/2.8 USM
Задний элемент

 

В использовании объектив удобен, развесовка комплекта правильная, размер и вес дружелюбны. Отличная модель, без изысков, но со всем необходимым.

 

Добавлю, что во многих источниках указано неправильное количество лепестков диафрагмы в модели: их не 5, а 6.

 

 

 

Геометрические искажения

Дисторсия
Дисторсия

 

Уровень геометрических искажений контролируется на удивление хорошо для объектива с фокусным расстоянием 20 мм: бочкообразная дисторсия в 1,2% на реальных снимках мешать чаще всего не будет и коррекции не потребует. Тем более, что коррекция может стать нетривиальной задачей – характер искажений не совсем плавный, присутствует незначительная волнообразность (так называемые «усы»).

 

 

Разрешение и резкость

Центр и края на f/2.8
Центр и края на f/2.8

Очень хотелось приятно удивиться, но, к сожалению, не удалось: Canon EF 20/2.8 USM звезд с неба не хватает, выступил достойно, но хуже ожидаемого. Центр хорош уже на полностью открытой диафрагме и не разочарует на всех рабочих значениях. Края кадра на f/2.8 оставляют желать, чуть лучше на f/4.0 и не вызывают нареканий на f/5.6 – f/11. Слабое место – углы кадра: на открытых значениях откровенно нерезки, даже на диафрагмах f/5.6 – f/11 присутствует видимая нерезкость. В оправдание добавлю лишь то, что провальные участки на прикрытых диафрагмах занимают только самые углы кадра и невелики по площади. Оптимальные значения диафрагм для Canon EF 20/2.8 USM находятся в диапазоне f/5.6 – f/11, на f/16 разрешение падает.

 

 

f/2,8

f/4,0

f/5,6

f/8,0

f/11

f/16

Центр

81%

90%

94%

100%

92%

76%

Край

65%

73%

77%

81%

82%

69%

Угол

41%

46%

49%

56%

52%

48%

 

 

90%

104%

отлично

76%

89%

очень хорошо

62%

75%

хорошо

48%

61%

приемлемо

 

47%

плохо

 

 

 

 

 

 

 

 

О методе представления информации – в материале «Точка отсчета».

Виньетирование на f/2.8
Виньетирование на f/2.8

Виньетирование

Я бы отнес затемнение углов и краев кадра на открытых значениях диафрагмы к самой большой слабости Canon EF 20/2.8 USM: на f/2.8 углы кадра темнее центра почти на 4 ступени. Думаю, что здесь кроется одна из причин проблем с резкостью углов кадра: чаще всего высокий уровень виньетирования сочетается с невнятными резкостными характеристиками.

Прикрытие диафрагмы помогает, но не излечивает:

  • На f/4.0 виньетирование составляет целых 2,8 ступени
  • На f/5.6 углы кадра остаются затемненными на 2 ступени
  • На f/8.0 виньетирование достигает 1,4 ступени

Даже на f/11 затемнение углов кадра не снижается ниже комфортного уровня, ненамного, но превышая 1 ступень - 1,1 ступени. Результаты откровенно нерадостные.

Canon EF 20/2.8 USM
Вид сверху

Автофокус

 

К работе автофокуса претензий нет. В приводе используется кольцевой ультразвуковой мотор, процесс быстр (прогон менее секунды) и бесшумен.

Точность без нареканий, повторяемость на высоте – процент промахов по вине автофокуса стремится к нулю. Отличная цепкость даже в сложных условиях освещения без склонности к «рысканию».

 

Хроматические аберрации

ХА на f/2,8
ХА на f/2,8

Уровень хроматических аберраций на полностью открытой диафрагме ниже ожидаемого: 2,5 пикселя для объектива с фокусным 20 мм довольно неплохой результат. Достойный контроль хроматики на f/2.8 отчасти нивелируется тем, что прикрытие диафрагмы существенного влияния на выраженность эффекта не оказывает, а ширина ХА на всех значениях диафрагмы составляет около 2 пикселей:

  • f/4.0 – 2,52 пикселя
  • f/5.6 – 1,94 пикселя
  • f/8.0 – 2.03 пикселя
  • f/11 – 2,09 пикселя

 

С окраской зон вне фокуса все ожидаемо хорошо даже на открытых диафрагмах.

Canon EF 20/2.8 USM
С надетой блендой

Изображение, контровый свет

Виньетирование тому причиной или особенность тестируемого экземпляра, но на открытых значениях диафрагмы экспонометр фотоаппарата ошибался раз за разом, заставляя вносить положительную экспокоррекцию до 0,5 ступени. Чаще всего я экспонирую «по светам» и некоторая недодержка меня не смущает, но Canon EF 20/2.8 USM без внесения поправок чаще всего выдает излишне недоэкспонированный кадр.

К контрастности нареканий нет, на f/2.8 присутствует небольшое падение, но в пределах допустимого. Цветопередачу нейтральной назвать сложно: в зависимости от условий освещения модель дает или фиолетовый или фиолетово-желтый оттенок. Выраженность не высока, особого криминала нет, но эффект присутствует.

В целом формируемое изображение понравилось, но - с учетом вышесказанного.

 

К работе в сложных условиях освещения претензий нет: даже без бленды объектив уверенно сопротивляется падению контраста и появлению артефактов даже в сложных условиях. С надетой блендой можно совсем не волноваться.

 

Заключение

В процессе тестирования вспомнил о проданном несколько лет назад Sigma AF 20/1.8 EX DG и в очередной раз пожалел о продаже: экземпляр был удачный, а светосильного фикса 20 мм с правильной геометрией в сумке часто не хватает. Canon EF 20/2.8 USM мог бы успешно заменить Сигму, если бы не виньетирование и явно нерезкие углы кадра.

 

Владельцам полнокадровых фотоаппаратов рекомендовать не стану: слишком серьезные оговорки и замечания, хотя я изо всех сил старался избавиться от негатива в отношении модели.

А вот для владельцев фотоаппаратов APS-C герой обзора может стать хорошим выбором умеренно широкоугольного объектива: с эквивалентным фокусным 32 мм, низкими геометрическими искажениями, уверенной работой автофокуса и отличным качеством изготовления. Наиболее проблемные части изображения будут отсечены, виньетирование перестанет быть вопиющим, а углы кадра – мыльными.

 

 

Благодарю Владимира (www.foto-canon.com) за предоставленный на тест экземпляр объектива.

 

 

май 2013 года

Новое на сайте Vlador.com

 

7Artisans 25/1.8

9 апреля 2019


Fotokvant SBK-40

3 февраля 2019


Tamron SP 70-200/2.8 Di VC USD

5 апреля 2017


Sigma Art 19/2.8 DN

27 марта 2017


Sigma Art 12-24/4 DG HSM

20 февраля 2017


Sigma Art 85/1.4 DG HSM

23 января 2017


Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100