Тест и обзор объектива Nikon 1 Nikkor 10-100/4-5.6 VR
Гиперзумы – зло! Фотографическая общественность никак не определится, что есмь большее зло – гиперзумы или встроенная вспышка, но остракизму предают и то, и другое регулярно. При всем при том идея «дежурного объектива на все случаи жизни» остается привлекательной.
Среди объективов, пришедших на тест вместе с фотоаппаратами системы Nikon 1, был Nikon 1 Nikkor 10-100/4-5.6 VR – упражнение на тему гиперзумов от Никон. 10-кратный зум с эквивалентным фокусным расстоянием 27-270 мм был анонсирован в январе 2013 года, одновременно с фотоаппаратами Nikon 1 J3 и S1.
Технические характеристики
Доступен в 5 цветах: серебристом, черном, белом, красном и бежевом
Комплект поставки
Политика комплектации объективов Nikon Nikkor 1 расстраивает: большинство объективов для зеркальных фотоаппаратов идут в комплекте с блендой, но с беззеркальными объективами по непонятной причине подход изменили и комплектная бленда присутствует только у Nikkor 1 32/1.2.
Nikon 1 Nikkor 10-100/4-5.6 VR исключением не стал, хотя немалая цена в 550 долларов подразумевает комплектную бленду. Покупателя ждут:
Повторюсь: бленда Nikon HB-N106 и чехол Nikon CL-N101 в комплекте отсутствуют.
Качество изготовления, конструктив
Nikon 1 Nikkor 10-100/4-5.6 VR не разочарует владельца ни использованными материалами, ни качеством изготовления. Мне недавно справедливо попеняли на использование слова «допуск» при описании качества сборки: вынужден согласиться с тем, что, строго говоря, допуски присутствуют везде и всегда, вопрос только в их размерах. С учетом этой поправки, заявляю: герой обзора собран качественно, зазоры и люфты отсутствуют, допуски минимальны.
Органы управления ограничены кольцом изменения фокусных и кнопкой фиксатора механизма зуммирования. Объектив меняет размеры при зуммировании, выдвигая передний элемент вперед по мере роста фокусных расстояний. Конструкция двухкамерная, на новом объективе хобот сидит плотно, разболтанности нет.
При фокусировке размеры не меняются, передний элемент не вращается, использованию фильтров помех нет.
Геометрические искажения
Nikon 1 Nikkor 10-100/4-5.6 VR выступает неровно: заслуга ли это объектива или автоматической внутрикамерной коррекции судить не берусь, но на большинстве диапазона фокусных уровень дисторсии не вызывает нареканий. Но показатели на широком угле определенно тянут если не на рекорд, то на призовое место - на фокусном 10 мм бочкообразная дисторсия достигает уровня в почти 5%.
Поведение стандартно: «бочка» на широком угле сменяется на подушкообразную дисторсию по мере роста фокусных, непривычно то, насколько быстро меняется характер дисторсии – уже на фокусном 20 мм герой обзора дает выраженную подушкообразную дисторсию.
На фокусном 30 мм «подушка» составляет 1%
На фокусном 50 мм «подушка» составляет 0,7%
На фокусном 80 мм «подушка» составляет 0,65%
На фокусном 100 мм «подушка» составляет 0,8%
Разрешение и резкость
Nikon 1 Nikkor 10-100/4-5.6 VR не вызвал разочарования, но ожидать безупречного поведения от гиперзума было бы наивно. Центр кадра не вызывает нареканий независимо от фокусного расстояния, края отличаются больше желаемого, особенно в диапазоне фокусных 80 – 100 мм. Вкратце: достойно на широком угле и в середине диапазона, чуть хуже в положении теле.
На фокусном 10 мм
10 mm |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
Центр |
94% |
100% |
90% |
Край |
82% |
86% |
80% |
Угол |
76% |
78% |
74% |
На фокусном 100 мм
100 mm |
f/5,6 |
f/8,0 |
Центр |
89% |
88% |
Край |
77% |
77% |
Угол |
69% |
67% |
89% |
103% |
отлично |
75% |
88% |
очень хорошо |
61% |
74% |
хорошо |
47% |
60% |
приемлемо |
О методе представления данных – в материале «Точка отсчета».
Виньетирование
Признаюсь, что при тестировании Nikon 1 Nikkor 10-100/4-5.6 VR я отказался от попыток выяснить уровень виньетирования при съемке в RAW: академически может быть интересно, практически – бессмысленно. Согласитесь, что использование изначально компромиссного объектива-гиперзума противоречит идее съемки в RAW для максимизации качества получаемого изображения.
Автоматическая правка виньетирования фотоаппаратами Nikon 1 при съемке в JPEG работает корректно и эффективно: уровень виньетирования даже на 10/4,5 не превышает 0,7 ступени (0,15 – 0,45 ступени для остальных комбинаций фокусное/диафрагма).
Автофокус
Nikon 1 Nikkor 10-100/4-5.6 VR не вызывает нареканий: тихо, убедительно быстро и точно на широком угле и в середине диапазона фокусных, в положении «теле» так же тихо и быстро, но немножко неувереннее.
Хроматические аберрации
При съемке в JPEG уверенно правятся автоматически фотоаппаратами Nikon 1 и досаждать не будут: даже на фокусном 10 мм и на полностью открытой диафрагме уровень ХА не превышает условно комфортного в 0,06% (ширина 1,14 пикселя, 0,05%).
Стабилизатор изображения
Оптический стабилизатор изображения героя обзора работает эффективно, что особенно порадует любителей видеосъемки. При фотографировании стабилизатор дает около 2 ступеней выигрыша на широком угле и трех – в положении «теле» (увереннее на Nikon 1V2 при использовании видоискателя, реже – при использовании Nikon 1 J3).
Заключение
Nikon 1 Nikkor 10-100/4-5.6 VR оставил скомканные впечатления. Причина не в компромиссности героя обзора – я ожидал худших показателей, объектив смог приятно удивить; причина кроется скорее в области околофотографической, я не побоюсь даже сказать – экзистенциальной. От меня ускользает смысл и непонятна логика, исходя из которой пользователь должен отказаться от одного из главных преимуществ системы Nikon 1 – ее компактности. Да и загадка привлекательности «системности» еще не решена: насколько возможность смены объективов помогает закрывать глаза на присутствие «несменных» альтернатив?
Комплект из героя обзора и Nikon 1 J3 (600 долларов с объективом 10-30/3,5-5,6 VR) облегчит карман на 1150 долларов, в комплекте с Nikon 1 V2 объектив предлагают за 1200, что ненамного отличается от, скажем, Sony DSC-RX10 (с дюймовой матрицей с обратной подсветкой и разрешением 20 Мп, электронным видоискателем, откидным дисплеем и пусть несъемным, но светосильным объективом 24-200/2,8) за 1300 долларов.
Январь 2014 года