Обзор и тест объектива Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro
В сентябре 1999 года Canon выпустил стоящую особняком в линейке объективов EF модель – MP-E 65/2.8 1-5X Macro. Особенностями, выделяющими объектив, стали: возможность снимать макро с увеличением до 5 крат и отсутствие не только автофокуса, но и ручной фокусировки в привычном для фотолюбителя понимании.
Потребительских объективов, способных снимать макро с увеличением более 1х, было немного. Мне на ум приходит автофокусная Minolta Maxxum Dynax 3х-1х Macro и система от Olympus, включавшая в себя объективы и специальные макро-меха и макро-кольцо с регулируемой шириной (к примеру, Olympus OM Telescopic Auto Tube 65–116 и Olympus OM Zuiko Auto-Macro 38/2.8). Из современных моделей кроме героя обзора слышал про своеобразный Yasuhara Nanoha Macro 5:1, снимающий с увеличением от 4х до 5х и выпускающийся под Canon EOS-M, Micro-4/3 и под Sony E-mount.
Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro выпускается без изменений уже 15 лет и о планах по его замене или снятию с производства я не слышал.
Технические характеристики
Комплект поставки
Комплект Canon MP-E 65/2.8 1-5X Macro, включающий качественную штативную лапку, может расстроить отсутствием бленды:
Цена на бленду варьируется от 20 долларов за аналоги до 35 долларов за «родную». При стоимости объектива, превышающей 1000 долларов, отсутствие бленды в комплекте обескураживает.
Изготовление и конструкция
Пару лет назад на тесте побывал тюнингованый Canon EF 35/2.0 – на корпус объектива была аккуратно нанесена красная полоска. Смотрелась она несколько не к месту, а вот Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro подошла бы вполне – качество изготовления и использованные материалы соответствуют стандартам L-серии. Тестируемый экземпляр был произведен в сентябре 2003 года – возраст совершенно не сказался, косметически и механически объектив выглядит и ощущается новым.
Корпус Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro сделан преимущественно из металла, рифленой резиной покрыта лишь часть кольца изменения масштаба съемки. Кольцо масштабирования – единственный орган управления, присутствующий на объективе.
Кольцо широкое – 5,5 см, занимает всю переднюю часть объектива. Часть кольца шириной 33 мм обрезинена. Кольцо отменно демпфировано, ход равномерный с комфортным усилием, без рывков. Ход кольца составляет почти полтора оборота (около 470 градусов).
Принципиальную конструкцию Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro можно сравнить с хорошо известным поклонникам макро креплением объектива при помощи оборачивающего (реверсивного) кольца задом наперед и дополнением этого «перевертыша» макро-мехами. Разница в деталях: оптическая схема объектива позволяет перемещать не объектив целиком, а только передние 5 групп элементов - кольцо масштабирования соединяет 2 тубуса, в заднем расположены 3 группы, в переднем – 5 групп элементов. Вращение кольца раскладывает объектив, кратность увеличивается от 1х в сложенном состоянии до 5х при максимально выдвинутом вперед переднем элементе (выдвигается вперед на 13 см).
Немного справочной информации.
Начнем с рабочих расстояний. Паспортная минимальная дистанция фокусировки Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro составляет 24 см, расстояние от переднего элемента до объекта:
Разметка рабочих расстояний нанесена на корпус объектива рядом с разметкой масштаба изображения.
Табличка ГРИП (глубины резко изображаемого пространства) взята из Руководства по эксплуатации объектива
Там же позаимствована и табличка со значениями эффективной диафрагмы: выставленная на фотоаппарате номинальная f/2.8 в реальности будет соответствовать f/5.6 для увеличения 1х и f/16.8 для 5х. Для расчета эффективной диафрагмы нужно выставленное значение умножить на (кратность + 1).
В эксплуатации
Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro потребовал привыкания и сугубой тщательности при использовании. По итогам знакомства:
1. Есть два способа наведения на резкость: выставить требуемое увеличение и наводиться перемещением объектива, либо, не меняя положения объектива, вращать кольцо (в этом случае будет меняться масштаб).
2. Наведение на резкость представляет собой нетривиальную задачу. Начнем с того, что изображение в видоискателе будет соответствовать эффективной диафрагме – полностью открытая, скажем, при увеличении 5х будет соответствовать f/16 (при 1х – f/5.6). Признаюсь, что наводиться, глядя в полутемное окошко, совсем некомфортно и я почти всегда использовал LiveView.
3. К работе в режиме LiveView настоятельно подталкивает и ГРИП: на полностью открытой при 5х она составляет 0,05 мм, увеличиваясь на f/16 до 0,27 мм. Ошибки нет – от одной двадцатой до четверти миллиметра.
4. Использование штатива практически обязательно при увеличении более 3х: малейшее сотрясение легко выводит предмет за зону ГРИП. Также рекомендуется спусковой тросик и предподъем зеркала. В идеале: к устойчивому штативу и тросику добавить макрорельсы.
5. Съемка с рук без макро вспышки в большинстве случаев результатами не радует. Для тестирования Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro я брал кольцевую вспышку YongNuo YN-14ex Macro Ring Lite.
6. Вернемся к эффективной диафрагме: дифракцию никто не отменял и в погоне за ГРИП можно легко потерять детализацию. Не советовал бы использовать диафрагмы f/11 – f/16 : ГРИП особо не вырастет, а резкость пострадает заметно даже на увеличении 2х.
7. Если нужна резкость по всему изображению – стекинг вам в помощь. До знакомства с Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro я не пользовался этой методой, в процессе был вынужден. Использовал программу Zerene Stacker.
8. В диапазоне увеличений 3х – 5х съемка с рук затруднительна даже при использовании вспышки.
Качество изображения
Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro не разочарует владельца, но потребует времени на привыкание и тщательности и терпения в процессе съемок.
Цветопередача аккуратная и естественная, контрастность высокая на всех значениях диафрагмы. Резкость позволяет не задумываясь использовать объектив на полностью открытой диафрагме.
На прикрытых значениях диафрагмы источник света сразу за углом кадра может привести к появлению артефактов.
Лабораторное тестирование невозможно, но ради интереса проверил уровень геометрических искажений: Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro не посрамил звания макро-объектива, показав практически нулевую дисторсия («подушка в 0,125% сопоставима с погрешностью измерений).
Хроматические аберрации проявляются крайне редко, но, если постараться, то можно «поймать» знатную окраску зон вне фокуса на открытой диафрагме при увеличении 4х – 5х.
Заключение
Знакомство с Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro помогло понять неправильность бытующего мнения о невысокой полезности и применимости героя обзора: «баловство», сравнимое с объективами Lensbaby, моноклями, пинхолами и прочими фишаями.
Герой обзора – специализированный объектив, критерии оценки которого отличаются от привычных. Три маленьких цитаты, взятых с «макроклуба»:
Присоединюсь к сказанному, добавив от себя: Canon MP-E 65/2.8 1-5x Macro заслуживает самых высоких оценок за качество формируемого изображения, уникальность и высокое качество изготовления.
Обсуждать цену в 1050 долларов не стану: цены на «специализированный профессиональный инструмент» заведомо отличаются от цены бытовых инструментов, пусть и самых высококачественных. Герой обзора – инструмент для поклонников макрофотографии, обеспечивающий результат которого трудно, если вообще возможно, добиться использованием макро-мехов, колец, увеличивающих насадок, оборотных колец и других инсталляций.
Рекомендовать увлеченным глупо – они и сами знают, рекомендовать новичкам опасно – объектив своеобразный. Но попробовать рекомендую однозначно.
Благодарю Владимира (www.foto-canon.com) за предоставленный на тест объектив.
Июнь 2014 года