Обзор и тест объектива Tokina AF 28-80/2.8 AT-X PRO
Начну очень издалека. В 1935 году талантливый изобретатель и инженер Пьер Энженё (Pierre Angenieux) основал в Париже компанию по разработке оптики для кинематографа. Уже через три года, в 1938 году, в линейку продукции добавились фотообъективы, первым стал Angenieux 50/2,9. Энженё принадлежит первенство в производстве ретрофокусных фотообъективов - в 1950 году первой моделью стал Angenieux 35/2,5. В 60-х годах прошлого века компания стала одной из первых, выпускающих качественные объективы с переменным фокусным расстоянием. Первые широкоугольные фотографии обратной стороны Луны в 1964 году были сделаны на объектив Angenieux 25/0.95, а кинообъективы компании использовались для съемки высадки человека на Луну в 1969 году. Наград, заслуг и регалий у компании достаточно, но это не помогло ей в условиях усиливающейся конкуренции на рынке массовой продукции: в 1986 году компанию купила группа Essilor, а в 1993 - группа компаний Thales (ранее Thomson-CSF). В 1994 году Angenieux прекратил производство массовой продукции (в том числе фотообъективов), сосредоточившись на профессиональном рынке. Последним разработанным и запущенным в производство фотографическим зумом стал Angenieux AF 28-70/2.6, который рекламировали как «самый светлый автофокусный зум-объектив в мире».
Шагнем чуть ближе к герою сегодняшнего обзора: Tokina выкупила у Angenieux оптическую схему и право на производство Angenieux AF 28-70/2.6 под своим именем и выпустила в 1994 году первую «вариацию на тему» - Tokina 28-70/2.6-2.8 AT-X 270 AF PRO. Позже вышла вторая версия объектива, отличающаяся блендой, отделкой корпуса и улучшенным просветлением. А в 2000 году свет увидел герой сегодняшнего обзора – объектив Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 AF PRO, также ведущий корни от Angenieux AF 28-70/2.6
Три упомянутых светосильных «штатных» зума от Tokina были с энтузиазмом встречены фотографирующей публикой и до сих пор пользуются популярностью у увлеченных фотолюбителей: своеобразный рисунок и качественное исполнение соседствуют в них с относительно невысокой ценой на вторичном рынке.
Технические характеристики
Выпускались варианты: Canon, Minolta, Nikon и Pentax
Комплект поставки
На тест объектив пришел в «рабочем» комплекте:
Информация на сайте компании говорит о том, что продавалась модель в комплекте с мягким чехлом для хранения. Обидно, что фирма отказалась от комплектации моделей своей топовой линейки AT-X этим полезным аксессуаром.
Добавлю, что качество комплектной лепестковой бленды заслуживает самой высокой оценки: отличный пластик, «бархатная» внутренняя поверхность. Передняя же крышка достойна сурового порицания за крайнее неудобство использования: тонкая, с невнятными боковыми замками.
Качество материалов и изготовления, органы управления и эргономика
Да, были линзы в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри…
Классикой навеяно
Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 AF PRO – яркий представитель знаменитой линейки «железных» объективов компании. В случае с героем обзора это не метафора, а констатация факта: основа объектива выполнена из дюралюминия, внешние поверхности из композитных материалов, а крепление байонета из хромированной латуни. Объектив выглядит и ощущается собранным, крепким и качественным. Нравится приятная шероховатость поверхности, полное отсутствие люфтов и разболтанности. Окошко расстояний в наличии, кольца изменения фокусных и ручного фокуса покрыты рифленой резиной, золотая полоска на переднем срезе заявляет о «серьезности». Конструктив заслуживает самой высокой оценки, находится на уровне лучших образцов объективостроения. В модели явно ощущается «старательность» производителя, стремившегося сделать на самом деле высококачественный объектив.
AF 28-80/2,8 не меняет внешних размеров при изменении фокусных расстояний, перемещая элементы внутри корпуса. Решение нехарактерно для штатных зумов диапазона 24/28 – 70/80 мм, но избавляет от выдвигающегося (и зачастую разбалтывающегося) «хобота». Хобот отсутствует, но в положении 80 мм Tokina AT-X 280 PRO склонна к самостоятельному изменению фокусного под собственным весом: направленная вверх «сдвигается» на 75 мм, возвращается обратно в положение 80 мм направленная вниз.
Передний элемент объектива находится ближе всего к переднему краю в положении 28 мм, уходит вглубь на целый сантиметр к фокусному 50 мм и снова выдвигается вперед на 5 мм к фокусному 80 мм.
Кольцо изменения фокусных убедительно широкое – 3 см, из которых 2 покрыты рифленой резиной, расположено именно там, где нужно, отлично демпфировано, вращается мягко и с комфортным усилием, без заеданий и закусывания. Ход кольца составляет чуть меньше 90 градусов.
Широкое кольцо ручной фокусировки находится в передней части объектива и, кроме основной функции, выполняет роль переключателя режимов фокусировки: режим ручного фокуса включается перемещением кольца на себя, автоматического – от себя. Решение может нравиться или нет, но в сочетании с обычным микромотором в приводе автофокуса обеспечивает неподвижность кольца в режиме АФ – кольцо выходит из зацепления с механизмом в режиме автофокуса. Критиковать можно, но определенно привлекательнее постоянно вращающегося и мешающего кольца фокусировки.
Кольцо покрыто рифленой резиной, широкое (5 см, из которых 3,5 обрезинены), расположено удобно, отлично демпфировано, вращается в режиме ручного фокуса мягко, равномерно и без затруднений. Ход кольца короткий – около 90 градусов.
Геометрические искажения
Время разработки Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 AF PRO сказывается на выступлении модели в тестовых дисциплинах, но с геометрическими искажениями объектив справляется неплохо, а показанные результаты находятся в пределах, не превышающих показатели одноклассников и конкурентов.
На фокусном 28 мм бочкообразная дисторсия составляет 2,5%. Результат не выдающийся, но лучше показателя Canon EF 28-80/2.8-4 L – объектива, оптическая схема которого разрабатывалась приблизительно в то же время.
На фокусном 35 мм уровень бочкообразной дисторсии опускается до относительно комфортного в 0,9%. Снова чуть лучше EF 28-80/2.8-4.
Характер геометрических искажений меняется в районе фокусного 40 мм. В положении 50 мм подушкообразная дисторсия составляет 1,05%.
«Подушка» увеличивается до 1,9% к фокусному 80 мм – в положении «теле» показатели хуже конкурентов, на реальных снимках будут заметны и могут потребовать коррекции при постобработке.
Характер дисторсии обычный, правится она в графических редакторах без проблем.
Разрешение и резкость
Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 PRO – модель совершенно точно не предназначенная для фотолюбителей, стремящихся к максимизации резкости: на полностью открытой диафрагме объектив откровенно мягковат. Приемлемые показатели начинаются на широком угле с f/4.0, а в диапазоне 50 – 80 мм лишь с f/5.6. Поведением на полностью открытой диафрагме, особенно в теледиапазоне он напоминает многие экземпляры Canon EF 50/1.4 USM: нерезкость, помноженная на размытость и свечение краев, дает необычную, но привлекающую многих «портретистов» картинку. Я называю ее «эффектом ёжика в тумане».
96% |
115% |
отлично |
81% |
95% |
очень хорошо |
66% |
80% |
хорошо |
40% |
65% |
приемлемо |
|
39% |
плохо |
О методе представления данных – в материале «Точка отсчета».
Виньетирование
Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 AF PRO – середнячок: виньетирование присутствует, результаты не выдающиеся, но не намного хуже конкурентов и одноклассников.
Ожидаемо, наиболее проблематичен широкий угол: на фокусном 28 мм и полностью открытой диафрагме уровень виньетирования в углах кадра достигает 3 ступеней. Прикрытие диафрагмы ситуацию улучшает, но не исправляет полностью: на f/4.0 затемнение в углах составляет немалые 1,8 ступени, на f/5.6 все еще превышает относительно комфортное значение в 1 ступень – 1,25 ступени, и лишь на f/8.0 снижается ниже отметки в 1 ступень.
Фокусное 35 мм: на f/2.8 угла затемнены на 2,1 ступени, на 1.1 ступени на f/5.6, показатели ниже 1 ступени достигаются только на f/8.0
Фокусное 50 мм: 1,8 ступени на полностью открытой диафрагме, но уже на f/4.0 все относительно неплохо – 0,8 ступени
В положении «теле» и на полностью открытой диафрагме виньетирование превышает 2 ступени (2,2), но выраженность эффекта быстро снижается с прикрытием диафрагмы: 0,8 ступени на f/4.0 и 0,45 ступени на f/5.6
Автофокус
В приводе автофокуса используется обычный микромотор, поэтому ожидать бесшумности и мгновенности от процесса не стоит. Тем не менее, раздражения объектив не вызывает ни особой медлительностью, ни выдающейся громкостью. Звук присутствует умеренно, и если досаждает, то не громкостью, а тональностью. Скорость привычна для автофокуса с обычным микромотором в приводе: прогон занимает чуть больше 1 секунды.
Цепляется автофокус неплохо, а при использовании центральной точки фокусировки способность находить цель даже в сложных условиях вызывает уважение, но часто процесс состоит из двух ходов – предварительная фокусировка-задержка-окончательная.
К точности работы претензий нет, но с условием одной оговорки: на моем фотоаппарате фокусировка тестируемого экземпляра явно уходила во фронт. К счастью эффект был выражен примерно одинаково на всем диапазоне фокусных расстояний и проблема была поправлена внесением поправки.
Повторяемость результатов на уровне ожидаемого – промахи по вине автофокуса случаются, их количество чуть выше привычного, но не настолько, чтобы относиться к ним, как к реальной проблеме.
Отмечу, что тестовый экземпляр на удивление быстро и уверенно работает в режиме LiveView.
Хроматические аберрации
Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 AF PRO похвастаться особо нечем: хроматические аберрации присутствуют на всех фокусных и мало зависят от значения диафрагмы. На удивление показатели лучше в диапазоне 50 – 80 мм, чем на широком угле. Еще более удивительно то, что на реальных снимках определяемый программой уровень ХА заметен намного меньше, чем подсказывают числовые значения: для перепроверки пришлось даже сделать несколько дублей тестовых снимков. Поэтому высокие значения ХА (особенно на широком угле) нужно рассматривать с поправкой на то, что на реальных снимках они проявляются скромнее, чем можно предположить.
На фокусном 28 мм и полностью открытой диафрагме ширина хроматических аберраций в углах кадра достигает 3,3 пикселя. На f/4.0 – 3.2 пикселя, снова 3.3 на f/5.6 и 2,84 на f/8.
Значения для фокусного 35 мм: f/2.8 – 2.2 пикселя в углу кадра, f/4.0 – 2.45 пикселя, f/5.6 – 2.58 пикселя, f/8.0 – 2.09 пикселя.
Край кадра на фокусном 50 мм: f/2.8 – 1.7 пикселя, 1.92 на f/4.0, 1.97 на f/5.6 и 1.8 на f/8.
Фокусное 80 мм неожиданно неплохо: f/2.8 – 1.64 пикселя, f/4.0 – 2.06 пикселя, f/5.6 – 1.7 и 2.08 пикселя на f/8.
Окраска зон вне фокуса явно присутствует на открытых диафрагмах, сходит на нет к f/5.6.
Картинка, боке, работа в контровом свете
Tokina 28-80/2.8 AT-X умеет формировать привлекательное и нескучное изображение. Очень неплохая цветопередача; живые и насыщенные цвета не разочаруют владельца. Боке, по моему мнению, несколько перегружено, но знаю, что очень многим оно нравится, а сочетание боке с мягкостью и туманностью картинки, формируемой на открытых значениях диафрагмы в теледиапазоне, до сих пор обеспечивает модели круг поклонников и почитателей.
Работа в контровом свете и сложных условиях освещения откровенно оставляет желать: бленда в случае с героем обзора не аксессуар, а суровая необходимость – объектив способен наловить «зайцев» и переотражений в совершенно безобидных ситуациях. Об этом не стоит забывать и следить за положением источников света в кадре – бленда в случае с Tokina 28-80/2.8 AT-X совсем не панацея.
Заключение
Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 – совершенно однозначно объектив на любителя. Показатели в тестах вряд способны вызвать воодушевление, но модель подкупает своим своеобразием – с ней интересно и нескучно.
К несомненным плюсам объектива можно отнести высокое качество изготовления. К минусам – слабую работу в сложных условиях освещения, высокий уровень хроматических аберраций и выраженное виньетирование.
Отношение фотолюбителей к модели различается в зависимости от предпочитаемого жанра съемки: для снимающих преимущественно портреты провал по резкости на открытых значениях диафрагмы будет компенсирован своеобразием картинки, для ищущих штатный зум на все случаи жизни необходимость постоянно прикрывать объектив до f4 – f/5.6, а для пущей уверенности до f/8.0, нивелирует фигурирующую в названии f/2.8 и удобный диапазон фокусных.
Мне Tokina 28-80/2.8 AT-X 280 приглянулась, но исключительно в качестве дополнительного объектива «для души» и «изредка побаловаться»: я редко снимаю портреты и практическая ценность модели для меня невелика.
Благодарю Владимира (www.foto-canon.com) за предоставленный на тест экземпляр объектива.
апрель 2013 года
Write a comment
Леонид (Monday, 26 June 2017 14:23)
Добрый день!
Спасибо за интересный обзор, но, читая его, к сожалению, так и не сделал для себя однозначных выводов.
Суть ситации - снимаю на кэнон, 40д. В данный момент в кач-ве штатника и единственного стекла использую 24-105 ф4 Л, так же есть пыха 430ех и батблок. Вроде бы все устраивается, результат всегда предсказуемый от этой связки.
В то же время, всегда грезил по Никону, в частности д300 - нравится видоискатель, в целом аппарат показался удобнее, так же дополнительный стоп ИСО. Сейчас подвернулся случай, махнуть свой комплект на д300 с именно этим стеклом. Загвоздка в том, что возможности детально проверить перед покупкой нет. Хотел бы услушать Ваши мысли по этому поводу. Снимаю в основном для домашнего альбома.
Vlador (Tuesday, 27 June 2017 16:26)
Леонид, доброго Вам!
24-105 по-хорошему универсален. В прямом сравнении Токина ему проигрывает. В первую и главную очередь диапазоном фокусных - и 24мм не будет хватать и 105 мм. На Никоне я эту модель не тестировал, но предполагаю, что поведение в целом будет схожим - будут вопросы и по резкости на открытых. Сбанальничаю - только самому поработать и составить впечатление, объектив отнюдь не плох, но своеобразный и с характером.
Леонид (Tuesday, 27 June 2017 18:21)
Спасибо за обратную связь!
Буду пробовать
Леонид (Monday, 10 July 2017 16:59)
Может быть кому интересно будет.
В итоге поменял - и не жалею.
Тушка - выше всяких похвал, но управление требует превыкания. Реально рабочии ИСО показались выше, чем у 40D, но сайты в говорят об обратном. Вспышка в итоге осталась у меня, так что в плане работы в условиях помещений ничего не потерял, плюс вместе с тушкой мне бонусом перешел Гелиос 44м и с пяток батарей. По цветам и ДД мне никон показался приятнее, чем Кэнон, хоть и не на много.
Что касается объективов, то тут все не так однозначно. Заметил, что этот "софт" есть далеко не всегда, видимо его наличие и отсутствие сильно зависит от освещения и сцены в целом (вчера снимал несколько тестовых портретов на 80@2.8 - все очень резко, возможно, резче, чем 24-105 F4L, до этого снимал цветочки - резкость была куда меньшей) а так же, возможно, зависит от дистанции фокусировки.
Связка кэнона была хороша на открытой дырке, но с диафрагмированием резкость росла незначительно. У связки никона с токиной в этом отношении все гораздо лучше, но, с открытой дыркой все не так радужно (читайте выше).
По скорости фокусировки версия для никон сравнима с 24-105, хотя и немного отстает, с цепкостью при дневном освещении проблем никаких. В сети так же встречал мнение, что никоновские токины быстрее братьев для кэнон.
Был неприятно огорчен отсутствием профилей коррекции токины для LR. Подскажите, может быть есть какие-нибудь "конструкторы" профилей? Хотя, на кропе не всегда требуется, есть ситуации, когда коррекция все же желательна.
Пока все, продолжаем эксперимент ;)
Vlador (Thursday, 13 July 2017 10:26)
Леонид, спасибо за подробный отзыв, уверен, что читателям он будет полезен и интересен.
Будем ждать от вас новой информации.
Андрей (Tuesday, 24 October 2017 17:28)
Леонид, конструктор профилей конечно же есть, "Adobe Lens Profile Creator" называется. В сети можно найти инструкцию по созданию профилей. Для фиксов делал, для зумов - будет немного геморно, но ничего не возможного.
Дмитрий (Monday, 03 September 2018 13:53)
"Первые фотографии обратной стороны Луны в 1964 году были сделаны на объектив Angenieux 25/0.95"
Первые фотографии обратной стороны Луны были сделаны 7 октября 1959 года советской автоматической межпланетной станцией "Луна-3" и опубликованы в газете "Правда" 27 октября 1959 года.
Vlador (Sunday, 16 September 2018 10:04)
Дмитрий, благодарю за уточнение. Поправил в статье - "наши" фотографировали на 200 мм и 500 мм объективы, насколько мне известно.
Игорь (Wednesday, 05 August 2020 02:20)
Недавно купил такую же токину на яхе за шапку сухарей, давно хотел попробовать. Когда взял её в руки был приятно удивлён качеством изготовления. Тяжёлый, большой и очень приятный на ощупь. Но если потрести внутри что-то брякает, у всех так? Фокусируется на canon 5d довольно точно, явного промаха нет. Боке чуть более детальным показалось чем у фикса 50мм при равных параметрах. Переключатель аф мф, как на дробовике.
По резкости на открытой на 80мм да откровенно мягковат, надо прикрывать. Да если бы не его софт на открытой, он бы стоил раз в 5 дороже, на столько он круто сделан :)
DmitryKostin (Sunday, 24 April 2022 21:44)
У меня есть такая Токина под Никон и Кэнон.
Под Никон таких больше остались в живых на барахолках, т.к. у тех которых под Кэнон - дохнут моторы и что-то ещё. Под Никон она отвёрточная, т.е. мотор в тушке камеры. Кстати из-за этого модель под Никон чуть короче и легче модели под Кэнон.
Также у меня есть более старая модель 28-70/2.8 она ощутимо легче, короче, и светлее по Т стопам. Камера выставляет выдержку более короткую с 28-70/2.8, чем 28-80/2.8. Дисторсия на 28мм у 28-70/2.8 менее выражена, чем у 28-80/2.8. Картинка на 28-80/2.8 более контрастная и резкая, чем у 28-70/2.8. Но 28-70/2.8 полутона будто бы лучше показывает.
Vlador (Sunday, 29 May 2022 19:33)
DmitryKostin, спасибо за комментарий и информацию!