Тест и обзор объектива Canon EF 20-35/2.8 L
Немножко истории. Canon начал выделять топовую линейку объективов, добавляя к названию букву “L” еще на объективах серии FD. Насколько я знаю, первыми FD «Эльками» стали выпущенные в декабре 1979 года Canon FD 24/1.4L и FD 24-35/3.5L. А вот вожделенной «красной полоской» отмечались не все L-объективы Canon FD.
«Красная полоска» стала неотъемлемым атрибутом L-объективов с появлением системы Canon EOS и серии объективов EF. Первыми «Эльками» с переменными фокусными расстояниями в EF серии стали объективы теле-диапазона: EF 100-300/5.6L и EF 50-200/3.5-4.5L. Через два года после появления системы, в апреле 1989 года, компания представила EF 28-80/2,8-4 L USM, закрыв середину фокусных, а в октябре того же года на рынок вышел широкоугольник – герой сегодняшнего обзора Canon EF 20-35 L.
Вероятно, его разрабатывали на основе Canon FD 20-35/3.5L, выпущенного в апреле 1984 года. Объектив получился удачный, прямых высококачественных аналогов у конкурентов не было и Canon EF 20-35/2.8L успешно продавался без малого 7 лет, до апреля 1996 года, когда ему на смену пришел Canon EF 17-35/2.8L USM.
В линейке Canon был «младший брат» тестируемого объектива – Canon EF 20-35/3,5-4,5 USM: недорогой и не завоевавший особой популярности за почти 15 лет существования с марта 1993 года по 2007 год.
Технические характеристики Canon EF 20-35/2.8 L
Забавно, но на официальном сайте Canon в описании объектива присутствуют 2 ошибки: указано минимальное значение диафрагмы f/32 (на самом деле – f/22) и количество лепестков диафрагмы – 8 (у тестируемого экземпляра – 6).
Комплект поставки Canon EF 20-35/2.8 L
Стандартный для объектива «L-серии» - включает в себя переднюю и заднюю крышки, бленду EW-75 и чехол LH-D13. Нестандартна коробка – со скошенным краем, и привлекателен жесткий футляр LH-D13, выгодно отличающийся от матерчатых невнятных чехольчиков, которыми сейчас Canon комплектует многие недешевые «Эльки».
Качество материалов, изготовления и эргономика
Тестируемый образец был выпущен в начале 1995 года – 17 с лишним лет назад. Если отличный внешний вид можно объяснить аккуратностью владельцев, то полное отсутствие разболтанности и расшатанности – показатель высокого качества изготовления и использованных материалов.
Кольца зуммирования и ручной фокусировки ходят плавно, покрыты рифленой резиной, расположены удобно. Зуммирование показалось мне непривычно легким, вероятно, сказывается возраст, но никакого самопроизвольного движения элементов под своим весом нет и в помине.
Объектив не меняет внешних размеров ни при фокусировке, ни при изменении фокусных; передний элемент не вращается.
Ход кольца изменения фокусных короткий – всего около 30 градусов. При зуммировании к положению 35 мм передний элемент уходит от края объектива вглубь на 5 мм.
Объектив размерами и весом очень напоминает EF 35/1.4L USM, поэтому никаких нареканий к эргономике у меня нет: объектив удобен, органы управления расположены там, где ожидаешь их найти, размеры и вес не напрягают.
Байонет металлический, окошко расстояний присутствует.
Геометрические искажения
Присутствие бочкообразной дисторсии на объективе с фокусными 20-35 мм предсказуемо. Вопрос в выраженности эффекта. Принимая во внимание время разработки объектива, уровень в 3,1% в положении 20
мм можно назвать неплохим результатом, я ожидал худшего. Дисторсия снижается по мере изменения фокусных (2,8% на 24 мм, 1,2% на 28 мм) и в положении 35 мм Canon EF 20-35/2.8L практически свободен от геометрических искажений – уровень в десятые доли
процента распознается программой, но не виден на реальных снимках. В целом – отличный результат.
Разрешение и резкость
Canon EF 20-35/2.8L порадовал. Говорить о «безукоризненном выступлении» не приходится, но досадных провалов нет, поведение предсказуемо, результаты лучше ожидаемых. Центр кадра не вызывает нареканий на всех рабочих значениях диафрагмы. На полностью открытой края и углы кадра можно критиковать, углы поддаются критике и на прикрытой до f/4.0 диафрагме, с f/5.6 – никаких нареканий.
Наиболее убедительно объектив выступил на фокусном 35 мм, где картинка не вызывает особых нареканий уже на f/2.8. На 20 мм к некоторым проблемам по краям и углам кадра на открытых диафрагмах добавляется кривизна поля, способная внести коррективы при съемке с близкого расстояния.
20 мм
20 mm |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8 |
f/11 |
Центр |
94% |
96% |
98% |
97% |
93% |
Середина |
80% |
87% |
89% |
89% |
87% |
Угол |
72% |
78% |
83% |
84% |
83% |
24 мм
24 mm |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8 |
f/11 |
Центр |
95% |
98% |
99% |
98% |
95% |
Середина |
75% |
81% |
87% |
88% |
86% |
Угол |
68% |
77% |
83% |
82% |
81% |
35 мм
35 mm |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8 |
f/11 |
Центр |
97% |
99% |
100% |
99% |
95% |
Середина |
82% |
90% |
92% |
92% |
90% |
Угол |
74% |
82% |
86% |
86% |
84% |
96% |
113% |
отлично |
81% |
95% |
очень хорошо |
66% |
80% |
хорошо |
|
65% |
приемлемо |
О методе представления данных в материале «Точка отсчета»
Виньетирование
Контроль виньетирования - не самая сильная сторона Canon EF 20-35/2.8 L, но и провальными результаты назвать язык не поворачивается. Ожидаемо эффект наиболее выражен на открытых диафрагмах.
В положении 20 мм на полностью открытой диафрагме затемнение по углам кадра достигает 2 ступеней, снижаясь до 1,45 ступени на f/4. Уровень пересекает важную отметку в 1 ступень на f/5.6 (0.95 ступени), но присутствует и на f/8.0 (0,6 ступени).
На 24 мм и f/2.8 – 1.5 ступени, на 28 мм и полностью открытой – 1,2 ступени. Далее поведение в середине фокусных схоже: ниже 1 ступени на f/4 и без нареканий на f/5.6 – f/8(0,6 – 0,4 ступени).
На 35 мм: 1,6 EV на f/2.8, 0.55EV на f/4 и 0.5-0.4 EV дальше.
Ничего криминального, но на полнокадровом фотоаппарате стоит использовать тонкие фильтры, а некоторые снимки потребуют коррекции виньетирования при постобработке.
Фокусировка
Canon EF 20-35/2.8 L использует в приводе автофокуса обычный микромотор. Автофокус относительно быстр, звук моторчика негромок, тональность не раздражает. Скорость и цепкость автофокуса при нормальном освещении не вызывает никаких нареканий, при недостатке освещения – субъективно – процесс замедляется более ожидаемого, особенно на широком угле.
К точности и повторяемости результатов претензий нет.
Кольцо ручной фокусировки расположено удобно. В режиме автофокуса связи с механизмом фокусировки не имеет. Ход кольца в ручном режиме составляет около 130 градусов – достаточно для уверенной и комфортной работы.
Хроматические аберрации
Единственная тестовая дисциплина, которую Canon EF 20-35/2.8L откровенно завалил. Я не могу вспомнить объектив, который бы на тестах выдавал ХА шириной 4 пикселя, а именно столько показывает Canon EF 24-35/2.8L в углах кадра на широком угле и полностью открытой диафрагме. Фокусное 20 мм «порадует» владельца расцвечиванием контрастных переходов по краям и углам кадра на всех рабочих значениях диафрагмы: на f/4 – ширина 3,7 пикселя, на f/5.6 – 3.3 пикселя, на f/8 – 2,6 пикселя.
На других фокусных картина не намного лучше: на полностью открытой на 24 мм – 3,1 пикселя, на 35 мм – 3,14 пикселя. Прикрытие диафрагмы помогает незначительно.
Не думаю, что это особенность именно тестируемого экземпляра – по центру и ближе к центру кадра все совсем не так плохо.
Окраска зон вне фокуса досаждать не будет - уровень невысок, контролируется отлично.
Картинка и работа в сложных условиях
Я далек от распространенного мнения об исключительности старых объективов. С одной стороны, все очень субъективно, с другой – зависимости качества от возраста так и не заметил. Не сторонник и долгих рассуждений о «рисунке» объектива, но признаюсь, что для себя делю тестируемые объективы на две с половиной категории:
Половинка – подвид предыдущей - тоже «скучные», но без яркой отрицательной коннотации: все правильно, но чего-то не хватает
Деление субъективно, не поддается рациональному объяснению и трудно определяется через контрастность, цветопередачу, боке, светосилу, цену и другие характеристики. Canon EF 20-35/2.8L – определенно «радующий» объектив, с привлекательной, сочной, контрастной, яркой… одним словом, «с картинкой».
Боке не выдающееся – фокусные не способствуют. Работа в сложных условиях освещения рекомендуется только с идущей в комплекте блендой – объектив склонен к раскрашиванию изображения, если источник света находится у края кадра. Эффект ярко выражен, его видно даже через видоискатель, что помогает вовремя перекомпоновать кадр.
Заключение
Canon EF 20-35/2.8 L и протестированный перед ним Canon EF 35/2.0 подспудно сравнивались с Canon EF 35/1.4L USM. Если EF 35/2 на полном кадре выступил несколько невнятно и в качестве альтернативы популярному EF 35/1.4L USM на полном кадре совсем не работает, то с героем сегодняшнего теста все не так просто и выбор (если бы его было нужно делать) не столь однозначен и легок.
На стороне «фикса» большая светосила, преимущество в разрешающей способности, уровне виньетирования и хроматических аберрациях на одинаковых значениях диафрагмы и более уверенная работа в сложных условиях освещения.
Canon EF 20-35/2.8L отвечает гибкостью зума с отличным пейзажным диапазоном фокусных, относительно высокой светосилой и ценой в два раза меньше.
Для пейзажной съемки присутствие USM преимуществом выглядит больше на бумаге – в реальной жизни ограничивающим фактором не будет.
Если бы не риск поломки с неопределенной возможностью ремонта и отсутствием запасных частей, рекомендовал бы Canon EF 20-35/2.8L однозначно. Если риск не смущает – рекомендую, объектив очень понравился.
PS Действительно понравился – даже присущая ему «мягкость» по краям и углам изображения на открытых диафрагмах (для меня равномерность резкости – определенно одна из первых характеристик) не стала помехой.
Благодарю Владимира (www.foto-canon.com) за предоставленный на тест объектив.
август 2012 года
Write a comment
kir (Saturday, 05 February 2022 19:28)
Вкратце: приятный цвет и чудовищная дисторсия