Обзор и тест объектива Nikkor AF-S DX 12-24/4G IF-ED на Nikon D5200
Nikkor AF-S DX 12-24/4G вышел на рынок в начале 2003 года и стал первым объективом компании, сделанным под APS-C фотоаппараты - DX. В июле того же года в линейку DX добавили «рыбий глаз» Nikon AF DX Fisheye-Nikkor 10.5/2.8G ED и светосильный зум Nikon AF-S DX Nikkor 17-55/2.8G ED-IF.
Все три первые DX модели до сих пор не сняты с производства, несмотря на почтенный возраст, что говорит о немалом запасе качества: объективы разрабатывались в то время, когда в линейке APS-C фотоаппаратов Nikon только появился 6-мегапиксельный D100, а профессиональные Nikon D1H и D1X были оборудованы матрицами с разрешением 2,6 и 5,3 Мп соответственно.
Более того, до сих пор герой обзора держит лидерство по цене среди всех широкоугольных объективов, рассчитанных на фотоаппараты с кроп-фактором (в порядке возрастания цены):
Технические характеристики
Комплект поставки
Комплект поставки для объектива ценой 1100 долларов несколько аскетичен:
С одной стороны присутствие бленды радует (у 860-долларового Canon EF-S 10-22/3.5-4.5 USM ее в комплекте нет), с другой – огорчает отсутствие даже простенького чехла.
Изготовление, конструкция, эргономика
Nikon Nikkor AF-S DX 12-24/4G изготовлен на совесть, но субъективно цене не соответствует: неплохой и качественный объектив, но от оптики ценой свыше 1000 долларов поневоле ожидаешь большего. Будь так изготовлены «китовые» объективы – вызывало бы восхищение, в случае с героем обзора – обращаешь внимание на обычный пластик корпуса, слабое демпфирование колец управления, отсутствие резинового покрытия у кольца ручного фокуса.
Назовем качество материалов и изготовления «достойным». К конструктиву и эргономике претензий нет: байонет металлический, окошко расстояний в наличии, внешние размеры не изменяются ни при зуммировании, ни при фокусировке, объектив дружелюбен по весу и расположению органов управления.
Блок переключателя режима автофокуса расположен удобно, оперировать им легко, но на тестовом экземпляре присутствует небольшой люфт – некритично, но досадно.Кольцо ручной фокусировки расположено именно там, где нужно, люфт отсутствует, но нет покрытия резиной – просто ребристый пластик. Двумя пальцами вращается плавно, без затруднений, усилие комфортное. Но демпфирование слабое и одним пальцем вращать бывает затруднительно – кольцо чуть перекашивается и начинает заедать. Ход кольца около 80 градусов, ширина – 12 мм.
Кольцо изменения фокусных широкое – почти 3 см, центральная часть шириной 2 см покрыта рифленой резиной. Люфты отсутствуют, ход кольца короткий – около 60 градусов, равномерный, с комфортным усилием. Объектив не меняет внешних размеров при изменении фокусных расстояний, хотя передний элемент перемещается внутри корпуса и вращается при зуммировании. Использованию светофильтров это не мешает: они крепятся к корпусу неподвижному переднему срезу объектива. Комплектная широкая бленда также не мешает использованию поляризационных и градиентных фильтров.
Геометрические искажения
Для «широкоугольного» объектива Nikon Nikkor AF-S DX 12-24/4G IF-ED очень неплохо справляется с геометрическими искажениями. Поведение характерно: бочкообразная дисторсия на широком угле сменяется на «подушку» по мере роста фокусных расстояний, смена характера происходит в районе фокусного 15 мм. Необходимо отметить, что в положении 12 мм у героя обзора намного ярче обычного выражена зависимость дисторсии от дистанции до объекта и говорить о хороших результатах можно лишь для снимков, сделанных с расстояния от 1.5 метров: явная «бочка» в 4,5% на дистанции, близкой к МДФ, и отменные 1,45% на «комфортном» расстоянии.
На фокусном 24 мм подушкообразная дисторсия составляет 0,7%: результат неплох, доставлять проблем не будет. Герой обзора успешно конкурирует с объективами одноклассниками.
Характер искажений правильный и при необходимости их можно без труда исправить при постобработке.
Разрешение и резкость
Nikon Nikkor AF-S DX 12-24/4G на всех фокусных показывает убедительные результаты по центру кадра уже на полностью открытой диафрагме. Края ожидаемо «хромают» на f/4, а чтобы добиться приемлемых углов объектив нужно прикрывать до f/8. Поведение характерно для объективов с такими фокусными, а значения сопоставимы с результатами некоторых конкурентов, но не воодушевляют.
Тестируемый экземпляр странно ведет себя на открытой диафрагме в середине фокусных расстояний: с отличным центром и мощным падением к краям и углам на f/4.0 – а обычно именно в середине фокусных поведение более предсказуемо. Необходимо отметить, что ситуация исправляется прикрытием уже до f/5.6. Выяснить, особенность это конкретного экземпляра или модели в целом не представилось возможным.
Добавлю, что на фокусном 12 мм у Nikon Nikkor AF-S DX 12-24/4G присутствует кривизна поля изображения.
На фокусном 12 мм:
12 мм | f/4,0 | f/5,6 | f/8,0 | f/11 |
Центр | 85% | 92% | 91% | 85% |
Край | 72% | 77% | 81% | 76% |
Угол | 48% | 53% | 66% | 61% |
На фокусном 18 мм:
18 мм | f/4,0 | f/5,6 | f/8,0 | f/11 |
Центр | 89% | 100% | 96% | 88% |
Край | 60% | 75% | 80% | 77% |
Угол | 42% | 50% | 61% | 60% |
На фокусном 24 мм:
24 мм | f/4,0 | f/5,6 | f/8,0 | f/11 |
Центр | 81% | 90% | 85% | 80% |
Край | 73% | 76% | 77% | 75% |
Угол | 51% | 55% | 59% | 57% |
89% | 102% | отлично |
75% | 88% | очень хорошо |
61% | 74% | хорошо |
47% | 60% | приемлемо |
46% | плохо |
О методе представления информации – в материале «Точка отсчета».
Виньетирование
На открытых значениях диафрагмы виньетирование выражено на всех фокусных. Но по сравнению с конкурентами герой обзора выступил убедительнее: на полностью открытой диафрагме значения виньетирования не превышают средних для этого класса объективов, а прикрытый на одну ступень он дает приемлемый уровень затемнения краев и углов на всех фокусных кроме 12 мм.На фокусном 12 мм и полностью открытой диафрагме края и углы затемнены по отношению к центру кадра на 2,5 ступени. На f/5.6 – все еще явно выраженные 1,8 ступени. На f/8.0 выраженность эффекта снижается до относительно комфортных 1,1 ступени и до 0,6 ступеней на f/11.
В середине диапазона:
На фокусном 24 мм и полностью открытой диафрагме – 1,4 ступени. На f/5.6 – 0.95 ступени. На f/8.0 и f/11 – 0,5 и 0,2 ступени соответственно.
Фокусировка
Система автофокуса Nikon Nikkor AF-S DX 12-24/4G заслуживает только похвалы: быстро, практически бесшумно, цепко, точно в цель. В приводе используется ультразвуковой мотор. Нет никаких претензий к повторяемости результатов – процент промахов по вине автофокуса ниже привычного. Склонность к бек и фронт фокусу отсутствует.
Тот случай, когда параграф обзора можно было бы просто исключить: все работает так, как нужно, должно и ожидается.
Хроматические аберрации
Nikon Nikkor AF-S DX 12-24/4G отлично для широкоугольного объектива справляется с хроматическими аберрациями: даже на сложном фокусном 12 мм их уровень не превышает допустимого и комфортного – ширина ХА в углах кадра на f/4.0 составляет 1,5 пикселя (0,055%).
В середине фокусных расстояний все тоже в полном порядке:
На фокусном 24 мм:
Также неплохо контролируется окраска зон вне фокуса: сказывается относительно невысокая светосила объектива и диапазон фокусных расстояний.
Изображение, контровый свет
Нареканий формируемое Nikkor AF-S DX 12-24/4G изображение не вызывает: цветопередача правильная, цвета насыщенные, контрастность не падает на открытых значениях диафрагмы.
Герой обзора очень уверенно работает в сложных условиях освещения, что для широкоугольного объектива немаловажно. Артефакты могут появиться только при расположении источника света прямо в углу кадра (цветная дуга в противоположном от источника углу) и преимущественно в диапазоне 12 – 16 мм.
Заключение
Nikon Nikkor AF-S DX 12-24/4G IF-ED очень неплохо показал себя в тестах: объектив определенно не устарел и уверенно работает на современных многопиксельных фотоаппаратах. По контролю хроматических аберраций и уровню дисторсии герой обзора выгодно отличается от многих конкурентов. Нет провалов по качеству формируемого изображения, виньетированию и резкости. Автофокус заслуживает всяческих похвал.
В целом, у объектива есть только один явный минус – цена. Но этот минус перевешивает все его достоинства: при сопоставимом качестве изображения Сигма 10-20, Тамрон 10-24, Токина 11-16 стоят в два раза меньше и субъективно превосходят Никкор качеством изготовления. Мне кажется, что это именно тот случай, когда аналоги не уступают, а с учетом разницы в цене выбор «родного» объектива совсем неоднозначен. Тем более у Никон есть собственная альтернатива почти на четверть дешевле - Nikkor AF-S 10-24/3.5-4.5G DX.
Благодарю компанию Nikon за предоставленный на тест экземпляр объектива.
Июль 2013 года