Обзор и тест объектива Nikon Nikkor AF-S 16-35/4 G ED VR FX на фотоаппарате Nikon D700
Герой сегодняшнего обзора – объектив Nikon Nikkor AF-S 16-35/4 G ED VR – был анонсирован в феврале 2010 года.
Возможность использовать слова «самый» и «первый» очень помогает маркетологам и привлекает потребителей. Nikon, описывая новинку, с полным правом использовал эти эпитеты. Действительно, Nikkor 16-35/4G стал «первым стабилизированным полнокадровым широкоугольным объективом с переменными фокусными расстояниями» или же, если угодно, «самым стабилизированным зум-широкоугольником». Более того, насколько мне известно, он до сих пор остается единственным полнокадровым вариантом со стабилизатором (объективы APS-C не в счет).
Компании пришлось постараться, чтобы не ударить в грязь лицом, расширяя линейку своих «шириков». На момент написания обзора в ней присутствуют 4 модели (в порядке возрастания цены):
Nikon не балует своих поклонников низкими ценами на широкоугольные модели: линейка Canon выглядит победнее с двумя моделями, но по цене дружелюбнее:
«Рыбий глаз» Canon 8-15/4L USM fisheye за 1500 долларов можно включить в список, но из-за особенностей он будет стоять особняком.
Независимые производители добавляют всего 3 полнокадровые модели в список:
Выбор невелик, а цены заставляют отказаться от идеи найти недорогой качественный полнокадровый широкоугольный зум-объектив.
Технические характеристики
Комплект поставки
Nikon Nikkor AF-S 16-35/4 G ED VR продается в максимально полном комплекте:
Повторю то, что неоднократно говорил про комплектацию совсем недешевых моделей от Canon: тряпичный мешочек в комплекте с объективом ценой более 1000 долларов вызывает крайне неоднозначные эмоции.
Комплектная бленда Nikon HB-23 интересна тем, что используется со всеми 4 перечисленными во вступлении к обзору зум-широкоугольниками компании.
Изготовление, конструктив и эргономика
Сочетание диапазона фокусных расстояний 16 – 35 мм и оптического стабилизатора обусловило сложную оптическую систему из внушительных 17 элементов в 12 группах и немалый размер объектива. По размерам герой обзора лишь чуть меньше Nikkor AF-S 24-70/2.8G ED.
К использованным материалам и качеству изготовления нет никаких претензий – модель определенно относится к профессиональным объективам и подтверждает это солидностью и качественностью конструкции. В основе корпуса используется магниевый сплав, модель пыле и влагозащищенная, байонет металлический, окошко расстояний в наличии, кольца изменения фокусных и ручной фокусировки покрыты нескользящей резиной, сборка крепкая и аккуратная, допуски отсутствуют. Объектив выглядит и ощущается качественным и «настоящим».
Органы управления представлены блоком переключателей (режима работы оптического стабилизатора и режима автофокуса) и кольцами зуммирования и ручной фокусировки.
Блок переключателей расположен удобно – им легко пользоваться не глядя и не меняя положения рук. Переключения отчетливые.
Кольцо зуммирования расположено ближе к креплению байонета, широкое (28 мм), отлично демпфировано. Ход кольца равномерный, с комфортным усилием, короткий – чуть меньше 90 градусов. Объектив не меняет внешних размеров при зуммировании, но передний элемент перемещается вглубь корпуса на фокусных, отличных от 16 мм (на 4 мм на фокусном 35 мм и почти на 9 на фокусном 24 мм).
Кольцо ручной фокусировки шириной 26 мм расположено в передней части объектива, чуть дальше комфортного, но и им можно управлять, не меняя положения руки. Ход кольца короткий, около 80 градусов, равномерный, усилие меньше привычного, демпфирование слабое, ощущение «пластик по пластику» присутствует. Критике поддается и небольшой люфт, проявляющийся при смене направления вращения кольца на противоположное: очень незначительный, меньше 1 мм, но он присутствует.
Герой обзора дружелюбен и приспособлен к использованию фильтров и отрицательно относится к встроенным вспышкам - на фокусных 16 – 24 мм при использовании встроенной вспышки он дает отчетливую тень на снимках.
Nikon Nikkor AF-S 16-35/4 G ED VR понравился конструктивом, эргономикой и качеством изготовления. Модель не безупречна, но минусов, мешающих ее комфортному использованию, нет.
Геометрические искажения
Уровень бочкообразной дисторсии на фокусном 16 мм традиционно для широкоугольных объективов высок, герой обзора претендует на звание рекордсмена: «бочка» в 4,84% будет явно видна на снимках и может потребовать коррекции при постобработке. В цифрах результат Nikon Nikkor AF-S 16-35/4 G ED VR идет на рекорд, но в моем персональном списке пальму первенства по-прежнему удерживает Canon EF 24-105/4L IS USM с бочкообразной дисторсией в 4,4% на фокусном 24 мм – то, что объяснимо на 16 мм, трудно принять на 24 мм.
Бочкообразная дисторсия остается выраженной на фокусном 20 мм, где ее значение составляет 1,7%.
Изменение характера дисторсии происходит в районе фокусного 24 мм, где объектив практически свободен от геометрических искажений – значение в 0,05% сопоставимо с погрешностью измерений.
Выраженность «подушки» растет по мере роста фокусных, но даже на 35 мм значение не превышает относительно комфортного 1% в углах кадра.
Разрешение и резкость
Nikon Nikkor AF-S 16-35/4 G ED VR приятно удивил: в том, что резкость по центру не будет вызывать нареканий уже на полностью открытой диафрагме, я не сомневался, но отсутствие резкого падения к краям и углам (характерного для многих широкоугольных моделей) обрадовало. Герой обзора подкупил в первую очередь именно равномерностью по всему полю кадра – прикрытый на 1 ступень он выдает полностью приемлемое изображение.
Центр хорош на всех значениях диафрагмы и фокусных, значительного прироста разрешения по центру с прикрытием диафрагмы не происходит – подтягиваются края и углы. Поведение отлично иллюстрирует график зависимости резкости от значения диафрагмы, построенный программой Reikan FoCal (Приведен график для фокусного 35 мм)
Модель «заточена» именно под «широкий угол»: с ростом фокусных резкость некритично, но снижается.
В остатке: Nikon Nikkor AF-S 16-35/4 G ED VR не вызывает нареканий на резкость, а с учетом диапазона фокусных – заслуживает только похвалы.
Фокусное 16 мм
16 мм | f/4,0 | f/5,6 | f/8,0 | f/11 |
Центр | 95% | 97% | 100% | 91% |
Край | 76% | 86% | 90% | 87% |
Угол | 62% | 78% | 76% | 75% |
Фокусное 24 мм
24 мм | f/4,0 | f/5,6 | f/8,0 | f/11 |
Центр | 93% | 94% | 92% | 89% |
Край | 73% | 82% | 86% | 80% |
Угол | 62% | 76% | 78% | 74% |
Фокусное 35 мм
35 мм | f/4,0 | f/5,6 | f/8,0 | f/11 |
Центр | 83% | 89% | 88% | 82% |
Край | 67% | 72% | 76% | 75% |
Угол | 58% | 63% | 68% | 67% |
90% | 104% | отлично |
76% | 89% | очень хорошо |
62% | 75% | хорошо |
48% | 61% | приемлемо |
47% | плохо |
О методе представления данных - в материале "Точка отсчета".
Виньетирование
Для широкоугольного объектива Nikon Nikkor AF-S 16-35/4 G ED VR отлично справляется с виньетированием. Ожидаемо эффект наиболее выражен на открытых диафрагмах и по краям диапазона фокусных расстояний.На фокусном 16 мм и f/4 углы затемнены по отношению к центру на 1,5 ступени – для фокусного 16 мм отличный результат. Прикрытый на 1 стоп герой обзора на фокусном 16 мм показывает 1,1 ступени, остаточное виньетирование присутствует и на f/8 – f/11, но не превышает относительно комфортного уровня в 1 ступень.
В середине диапазона виньетирование даже на полностью открытой диафрагме не превышает 1 ступени.
На фокусном 35 мм и f/4.0 углы затемнены на 1.1 ступени, на f/5.6 эффект снижается до комфортных 0,8 ступени.
Автофокус
В приводе автофокуса Nikkor AF-S 16-35/4 G ED VR используется кольцевой ультразвуковой мотор: процесс фокусировки быстр и практически бесшумен. Прогон по всей дистанции не мгновенен, но занимает менее секунды.
Точность фазового автофокуса без нареканий, склонности к бек и фронт фокусу не выявлено, процент промахов по вине автофокуса ниже привычного. Все неплохо и со стабильностью и повторяемостью результатов: Reican FoCal показывает 99% (все, что выше 98% относится к отличным результатам).
Контрастный автофокус в режиме LiveView на D700 по обыкновению небыстр, но убедительно точен и стабилен: повторяемость результатов составила 99,5%.
Хроматические аберрации
Герой обзора убедительно справляется с контролем над хроматическими аберрациями – они не будут досаждать в большинстве съемочных ситуаций, а снимающим в JPEG поможет еще и функция автоматической коррекции, присутствующая во многих зеркальных фотоаппаратах Nikon. Nikon D700 отлично справляется с хроматическими аберрациями при конвертации в JPEG: на всех фокусных и диафрагмах их ширина не превышает границы «допустимо/плохо» в 0,06% и колеблется в пределах 0,6 – 0,9 пикселя. Съемка в RAW несколько увеличивает значения, но не критично.
Ожидаемо хроматические аберрации наиболее выражены на фокусном 16 мм:
при съемке в NEF на открытых диафрагмах граница превышена (на f/4.0 ширина в 2,05 пикселя или 0,099%), на f/8.0 и дальше все в порядке – ширина менее 1 пикселя (ниже 0,06%).
При съемке в JPEG внутрикамерная обработка выдает результат в 0,05% (0,95 пикселя) на f/4. Прикрытие диафрагмы снижает это значение до 0,7 - 0,8 пикселя.
В середине фокусных на открытых значениях диафрагмы ХА контролируются неплохо. Ширина ХА слегка выходит за комфортный уровень лишь на полностью открытой диафрагме.
На фокусном 35 мм все в полном порядке: независимо от значения диафрагмы ХА не дотягивают до уровня в 1 пиксель.
Отличный результат для широкоугольного объектива!
Контровый свет, стабилизатор изображения
Один из оптических элементов Nikkor AF-S 16-35/4 G ED VR имеет нанокристаллическое покрытие Nano Crystal Coat, призванное помогать работе в сложных условиях освещения и бороться с появлением бликов и переотражений. Nikon стал первой компанией, использовавшей покрытие из микрочастиц в объективах массового производства. Метод основывается на нанесении на поверхность элемента множества слоев кристаллических частиц с низким преломлением, приставка «нано» в данном случае относится к размерам используемых в покрытии кристаллов.
Для широкоугольного объектива Nikkor AF-S 16-35/4 G ED относительно неплохо справляется со сложными условиями освещения, но превосходства над одноклассниками я не заметил. Источник света за кадром не приводит к бликам и появлению артефактов, но расположенный в кадре (особенно у его краев) дает артефакты, явно видимые на прикрытых диафрагмах. Использование бленды рекомендуется, также не лишним будет обращать внимание на расположение источника освещения – стойкость героя обзора можно оценить как «среднюю».
Оптический стабилизатор привычен для телеобъективов, но его присутствие на широком угле совсем не показалось лишним и бесполезным. Nikon заявляет до 2,5 ступеней преимущества при использовании стабилизатора, готов подтвердить эту цифру. Стабилизатор работает уверенно и в зависимости от фокусного расстояния позволяет использовать выдержки до 0,5 – 1 секунды с высоким процентом резких кадров (добавлю, что на фокусном 35 мм стабилизатор работает более эффективно, чем на 16 мм).
Заключение
Я люблю широкоугольные объективы – пейзажная фотография чаще предполагает использование широкого угла. Это совсем не аксиома, но широкоугольный объектив рекомендован к присутствию в наборе каждого фотографа, снимающего пейзажи.
Nikon Nikkor AF-S 16-35/4 G ED VR очень понравился. Модель без провалов выдержала все тестовые испытания, показав хорошие и отличные результаты в большинстве дисциплин. Явный повод для критики всего один - высокая дисторсия на фокусном 16 мм, неявные – средняя сопротивляемость бликам и артефактам при работе в сложных условиях освещения и немалые размеры.
Присутствие оптического стабилизатора привлекает, но и без него герой обзора заслуживает всяческих похвал и самого пристального рассмотрения на роль качественного широкоугольного зума – будь в линейке Nikon вариант Nikkor AF-S 16-35/4 G ED без оптического стабилизатора, но по цене ниже психологически важной отметки в 1000 долларов, рекомендовал бы настоятельно. Но и с учетом существующей цены - рекомендую.
Благодарю компанию Nikon за предоставленный на тест экземпляр объектива.
Сентябрь 2013 года