Обзор и тест объектива Sigma AF 50-150/2.8 APO EX DC HSM
Полнокадровые светосильные объективы с диапазоном фокусных 70-200 мм популярны, пользуются неизменным спросом у профессионалов и фотолюбителей и присутствуют в линейке практически всех производителей оптики.
Светосильных качественных «телевиков», разработанных специально под APS-C фотоаппараты, наоборот, совсем немного – мне известны два с половиной: целая Tokina 50-135/2.8 AT-X Pro DX с половинкой Pentax 50-135/2.8 (у них одинаковая оптическая схема) и Sigma AF 50-150/2.8 APO EX DC.
Подсчет, правда, не совсем корректен из-за того, что Sigma 50-150/2.8 DC существует в трех версиях:
Героем сегодняшнего обзора стал второй вариант объектива.
Технические характеристики
Выпускаются варианты: Canon, Nikon, Sigma, Pentax, Sony
Комплект поставки
Sigma AF 50-150/2.8 APO EX DC HSM относится к верхнему сегменту объективов Sigma, о чем свидетельствует аббревиатура EX в названии. EX-модели компании комплектуются «приятностями», столь милыми сердцу каждого увлеченного фотолюбителя. В крепкой коробке покупателя ждут:
Комплект полный, все необходимое присутствует. Критиковать можно лишь за отсутствие штативной лапки. В большинстве ситуаций она не понадобится, но при работе на штативе несбалансированность комплекта способна доставить неудобства - объектив габаритный и весит немало. У основного конкурента - Tokina 50-135/2.8 AT-X Pro DX – лапка встроенная. Sigma исправилась к 2012 году – последняя версия (с оптическим стабилизатором) комплектуется штативной лапой.
Материалы и изготовление, конструкция и эргономика
770 грамм – внушительный показатель для APS-C объектива. В случае Sigma AF 50-150/2.8 APO EX DC - это 770 качественных и внушающих доверие грамм.
К использованным материалам и их качеству никаких нареканий. Матовая поверхность серии EX от Sigma имеет приверженцев и противников, я отношусь к первым – мне нравится. Байонет металлический, пластик качественный, окошко расстояний присутствует.
Модель непривычна «симметричным дизайном» - обычно кольцо изменения фокусных намного шире кольца ручной фокусировки. У Sigma AF 50-150/2.8 они равны – ширина по 4 см. Большая часть поверхности колец покрыта ребристой резиной, причем (удивительно для автофокусного объектива) ребристость кольца ручного фокуса даже шире, чем на кольце изменения фокусных. С точки зрения внешнего вида решение свежее и привлекательное, с точки зрения удобства использования – совсем неоднозначное: кольцо зума неудобно близко расположено к корпусу объектива, без привычки я часто пытался менять фокусные, вращая кольцо фокусировки, для комфортной работы приходится менять положение левой руки.
Ход кольца изменения фокусных короткий, около 65 градусов, плавный, без заеданий и рывков, с равномерным усилием. Требуемое усилие чуть выше привычного.
Ход кольца фокусировки составляет 90 градусов, плавный, равномерный. Оперировать удобно и комфортно. Объектив не меняет размеров при фокусировке и зуммировании, передний элемент не вращается, но при надетой бленде использовать фильтры будет неудобно – она глубокая и узкая.
Оба кольца сидят как влитые, да и весь объектив «монолитен» - никакой разболтанности, разброда и шатания. Отличная сборка и материалы и - не совсем удобная компоновка и дизайн.
Геометрические искажения
Sigma AF 50-150/2.8 EX DC убедительно справляется с геометрическими искажениями: они присутствуют, но их уровень выходит за комфортный только на самом краю диапазона фокусных – ближе к 150 мм.
На фокусном 50 мм бочкообразная дисторсия составляет 0,8%. Характер искажений быстро меняется с «бочки» на «подушку» по мере роста фокусных. Модель свободна от геометрических искажений в районе фокусного 60 мм.
На фокусном 70 мм «подушка» составляет 0,3%.
На фокусном 100 мм подушкообразная дисторсия не превышает 0,7%.
К фокусному 150 мм выраженность геометрических искажений возрастает до 1,4% - незначительно больше комфортного уровня.
Значения чуть лучше показателей основного конкурента - Tokina 50-135/2.8 AT-X Pro DX.
Разрешение и резкость
Sigma AF 50-150/2.8 APO EX DC показала себя достойно. Поведение ожидаемо: на открытых значениях диафрагмы неплохому и отличному центру сопутствуют огрехи по краям и углам кадра, прикрытый на 1 ступень объектив серьезно улучшает показатели, на диафрагмах f/5.6 – f/8.0 резок «от края и до края». К сожалению, относится сказанное лишь к диапазону фокусных от 50 до 100 мм, на фокусных свыше 100 мм все становится не так радужно. Объектив откровенно не блещет в теле-диапазоне: 15 дополнительных мм (к 50-135 мм у Tokina) привлекательно выглядят в характеристиках, но непривлекательно – на изображениях. Ничего криминального, но явно хуже ожидаемого.
На фокусном 50 мм
50 mm |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
Центр |
89% |
93% |
100% |
91% |
Край |
81% |
89% |
94% |
94% |
Угол |
77% |
83% |
87% |
88% |
На фокусном 100 мм
100 |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
Центр |
82% |
90% |
95% |
91% |
Край |
76% |
87% |
92% |
89% |
Угол |
74% |
79% |
83% |
85% |
На фокусном 150 мм
150 mm |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
Центр |
77% |
83% |
87% |
88% |
Край |
66% |
70% |
77% |
82% |
Угол |
62% |
66% |
72% |
78% |
90% |
103% |
отлично |
78% |
89% |
очень хорошо |
65% |
77% |
хорошо |
|
64% |
приемлемо |
О методе представления данных – в материале «Точка отсчета».
Виньетирование
Sigma AF 50-150/2.8 APO EX DC довольно успешно справляется с виньетированием. Наиболее проблемно положение 150 мм.
Виньетирование на фокусном 50 мм:
Виньетирование на фокусном 70 мм:
Виньетирование на фокусном 100 мм:
Виньетирование на фокусном 150 мм:
f/2.8 – 1.7 ступени
f/4.0 – 0.93 ступени
f/5.6 – 0.61 ступени
Фокусировка
В приводе автофокуса используется ультразвуковой мотор: фокусировка практически бесшумна и не вызывает нареканий по скорости.
Автофокус не вызывает нареканий к повторяемости и стабильности. При недостатке освещения объектив не всегда сразу и уверенно «цепляется» за объект и тратит на процесс больше времени. Промахи по вине автофокуса случаются, но их количество находится в привычных пределах.
Добавлю, что тестовый экземпляр потребовал внутрикамерной подстройки из-за небольшой склонности к фронт-фокусу: недолет был практически одинаков на всех фокусных и был успешно исправлен внесением поправки. После этого к точности претензий не возникало.
Хроматические аберрации
Sigma AF 50-150/2.8 APO EX DC неплохо справляется с хроматическими аберрациями: их уровень выходит за комфортный лишь с ростом фокусных и на прикрытых значениях диафрагмы.
Ширина хроматики на фокусном 50 мм не превышает:
На фокусном 100 мм:
На фокусном 150 мм:
Очень неплохие показатели. Окраска зон вне фокуса присутствует чуть больше ожидаемого.
Картинка и контровый свет
Sigma AF 50-150/2.8 APO EX DC умеет формировать отличную по цветопередаче картинку: сочную и «живую» - никаких претензий. Однако несколько снижен контраст на полностью открытых значениях диафрагмы, особенно в положении «теле». Прикрытие диафрагмы уже на 1 ступень полностью исправляет ситуацию.
Также неплохо обстоит дело с работой в сложных условиях освещения: объектив уверенно работает в контровом свете и при расположении источника у края кадра даже без бледны, с надетой блендой – все просто отлично.
Размытие зон вне фокуса понравилось: ненавязчивое, но убедительное – объектив не только умеет «оторвать» объект от фона, но и красиво исполняет это.
Заключение
Sigma AF 50-150/2.8 APO EX DC оставила смешанные впечатления. С одной стороны, объектив качественно сделан, умеет снимать и делает это очень неплохо, но… Именно немалое количество «но» вносит сумятицу:
Есть «маленькие но» и в виньетировании, и в контроле над хроматическими аберрациями, и в контрастности на открытых значениях диафрагмы.
Со всем перечисленным легко можно было бы смириться, если бы не откровенный провал по разрешающей способности на 150 мм (для находящихся в погоне за качеством это фокусное приемлемо работает лишь на f/8.0) и существование отличной альтернативы - Tokina 50-135/2.8 AT-X Pro DX. Sigma AF 50-150/2.8 APO EX DC – именно тот случай, когда очень неплохой объектив воспринимается негативно из-за присутствия отличного конкурента.
Рекомендовать можно, но…
Дабы сгладить «серьезность» отчета и выводов: на приведенном примере показано поле зрения Sigma AF 50-150/2.8, поставленной на полнокадровый Canon EOS 5D mark II. Тестировать не стал, но субъективно резкость по центру совершенно точно не хуже.
Благодарю Владимира (foto-canon.com) за предоставленный на тест экземпляр объектива.
февраль 2013 года