Canon EF 24-105/4 L IS уже третий год верно служит мне «объективом на каждый день». Присутствие в багаже других объективов не мешает ему чаще и дольше других оставаться надетым на фотоаппарат. Удобство, а не выдающиеся оптические характеристики, тому причиной: на сегодняшний день я не вижу в линейке Canon (да и у независимых производителей) достойной альтернативы.
За три года эксплуатации объектив «огонь и воду» не проходил, но и в тепличных условиях не взращивался: служит верой и правдой, побывал в путешествиях, сопровождает в поездках и прогулках, присутствует молчаливым спутником (лишь негромко жужжа стабилизатором). Никаких претензий к качеству материалов и изготовления объектива не появилось, хотя возраст и пробег начинают сказываться: в середине фокусных (диапазон около 50 мм) появилась некоторая «расслабленность» - при надетой бленде и фильтре передняя часть склонна к самостоятельному зуммированию, если объектив направлен вертикально вверх или вниз. Совершенно не криминально, несравнимо с «раскладушкой» Canon EF 28-135/3.5-5.6 IS USM, перемещение всего на два-три миллиметра и только в середине фокусных, но оно присутствует. Схожих жалоб от других пользователей я не слышал, отношу это либо на интенсивную эксплуатацию, либо на особенность именно моего экземпляра. Люфта колец и выдвигающейся части объектива не появилось.
Геометрические искажения
Повторюсь: контроль геометрических искажений – далеко не самая сильная сторона Canon EF 24-105/4L IS USM. Явная и часто раздражающая бочкообразная дисторсия на широком угле сменяется не столь явной, но часто заметной «подушкой» в положении «теле».
На фокусном 24 мм бочкообразная дисторсия достигает уровня в 4,4%. На фокусном 35 мм объектив практически свободен от геометрических искажений – именно здесь бочкообразная дисторсия переходит в подушкообразную. Уровень искажений на фокусном 35 мм сравним с погрешностью измерений – 0,01%.
На фокусном 50 мм уровень геометрических искажений составляет 0,5%, что вряд ли будет заметно.
К фокусному 70 мм подушкообразная дисторсия вырастает до 1,1%, что еще не критично, но может быть заметно на снимках с множеством прямых линий.
На 105 мм - 1,4%. Тоже не криминально, но превышает комфортный уровень в 1%.
Добавлю, что характер геометрических искажений на всех фокусных обычный и легко правится при постобработке.
Разрешение и резкость
К рекордсменам Canon EF 24-105/4L IS USM не относится, но отличается ровным и предсказуемым характером на всех фокусных: отличный центр на всех рабочих значениях диафрагмы, края несколько мягковаты на полностью открытой, но быстро подтягиваются и приемлемы уже при прикрытии на 1 ступень, на f/8 объектив можно использовать не задумываясь о фокусном – картинка резкая от края и до края.
Именно стабильность резкостных характеристик привлекает меня в Canon EF 24-105/4 L IS: дополненная удобным диапазоном фокусных, уверенно работающим стабилизатором изображения, контрастной картинкой, неплохим боке и уверенной работой в сложных условиях освещения, она делает объектив по-настоящему универсальным.
Фокусное 24 мм
24 мм |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
93% |
99% |
95% |
89% |
Середина |
79% |
85% |
87% |
82% |
Угол |
69% |
76% |
82% |
80% |
Фокусное 35 мм
35 мм |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
89% |
97% |
93% |
87% |
Середина |
80% |
86% |
87% |
80% |
Угол |
72% |
77% |
83% |
80% |
Фокусное 50 мм
50 мм |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
92% |
95% |
92% |
86% |
Середина |
82% |
83% |
86% |
85% |
Угол |
73% |
77% |
82% |
83% |
Фокусное 70 мм
70 мм |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
93% |
94% |
92% |
85% |
Середина |
72% |
77% |
80% |
80% |
Угол |
66% |
72% |
78% |
78% |
Фокусное 105 мм
105 мм |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
90% |
100% |
95% |
89% |
Середина |
69% |
80% |
88% |
83% |
Угол |
64% |
72% |
83% |
81% |
92% |
106% |
отлично |
77% |
91% |
очень хорошо |
63% |
76% |
хорошо |
|
62% |
приемлемо |
О методе представления данных – в материале «Точка отсчета».
Виньетирование
Контроль над виньетированием – еще одна слабость Canon EF 24-105/4L IS USM – затемнение по углам и краям кадра присутствует на всех фокусных и значениях диафрагмы, на открытых диафрагмах – присутствует значительно.
Ожидаемо объектив наиболее подвержен виньетированию в крайних положениях фокусных:
На 24 мм и полностью открытой диафрагме затемнение по углам кадра достигает внушительных 3 ступеней. На 24 мм и f/5.6 – 2.1 ступени; 24 мм и f/8 – 1.55 ступени.
Фокусное 35 мм:
Фокусное 50 мм:
Фокусное 70 мм:
Фокусное 105 мм:
Хвастаться особо нечем и углы на снимках, сделанных на полностью открытой диафрагме, будут явно темнее центра кадра.
Если использовать светофильтры (а я их использую), то только в тонкой оправе.
Фокусировка
Никаких претензий ни к скорости, ни к точности, ни к «цепкости» автофокуса. Автофокус работает надежно, брака из-за промахов автофокуса практически нет. Автофокус в режиме LiveView очень размерен и задумчив, хотя к точности претензий тоже нет.
Ход кольца ручной фокусировки относительно небольшой – около 125 градусов.
Хроматические аберрации
Хроматические аберрации на полностью открытой диафрагме отчетливо присутствуют у Canon EF 24-105/4L IS USM по краям и в углах кадра. На фокусном 24 мм и f/4 ширина достигает некомфортных 2,3 пикселя, снижается до 1,6 пикселя на f/5.6 и до 1.6 пикселя на f/8. На других фокусных:
С окраской зон вне фокуса все получше: крайне незначительно на полностью открытой диафрагме. Досаждать не будет.
Заключение
Выводы, сделанные в первом обзоре, совпадают с результатами тестирования. Canon EF 24-105/4L IS USM – очень и очень «крепкий середнячок»: определенные компромиссы присутствуют, но общей картины «качественного универсального объектива на все случаи жизни» совершенно не портят.
Это косвенно подтверждается и тем, что объектив без изменений выпускается уже 7 лет, с сентября 2005 года, и рассуждений о появлении новой модели я пока не слышал.
Сентябрь 2012 года