Тест и обзор оптического модуля Lensbaby Double Glass
Lensbaby Double Glass – стандартный оптический модуль для системы: большинство объективов (точнее 4 из 5 присутствующих в линейке) комплектуется при продаже именно Double Glass. Но не следует путать Double Glass с традиционно компромиссными «китовыми объективами»: идеология Lensbaby отличается от привычного «присовокупим недорогую оптику, пусть потом докупают».
Double Glass – оптический модуль из двух элементов – появился в системе Lensbaby в 2005 году и был призван избавить пользователей от некоторых огрехов одноэлементной оптики (недостаточно резкий центр, излишнее количество ХА, отсутствие просветления, невысокая светосила f/2.8), сохранив фирменные черты: резкий центр с нарастающим размытием к краям. Double Glass с успехом выполнил задачу и именно этот успех (а не «китовость») обусловили его применение в качестве стандартного. Он позволяет наиболее полно раскрыться возможностям объективов системы: резкую часть кадра можно передвигать по полю, наклоняя переднюю часть объектива, а степень размытия по краям – регулировать вкладышами-диафрагмами.
Технические характеристики Lensbaby DoubleGlass
Совместим со всеми объективами Lensbaby: Composer Pro, Composer, Muse, Control Freak и Scout
Комплект поставки
Сменные оптические модули Lensbaby Double Glass Optic, Plastic Optic и Single Glass Optic имеют стандартный комплект поставки:
Коробка отличается от коробок других оптических модулей (Fisheye Optic, Sweet 35, Edge 80, Soft Focus) отсутствием «обечайки» и меньшими размерами.
Крышка пластикового футляра служит инструментом для смены оптических модулей. Процесс замены прост и оперативен:
Double Glass Optic использует круглые диафрагмы-вкладыши, удерживаемые в модуле тремя магнитами. Решение возвращает нас к эпохе зарождения фотографии и поначалу процесс замены кажется забавным: ощущаешь себя фотографом второй половины XIX века, когда использовались «стопы Вотерхауза». Но Lensbaby подталкивает к экспериментам и «очарование старины» быстро сходит на нет: процесс смены диафрагмы небыстр и требует целого набора телодвижений: берешь «банджо», открываешь его, достаешь нужную диафрагму, закрываешь, снимаешь колпачок с магнита на грифе банджо, магнитом тычешь в объектив и достаешь диафрагму, снимаешь ее с магнита, цепляешь новую диафрагму, вставляешь ее в корпус объектива, закрываешь магнит колпачком, открываешь банджо, прячешь туда снятую диафрагму, закрываешь, ищешь место, куда бы пристроить «банджо», чтобы не потерялся до следующей смены диафрагмы. Так что тривиальная задача «сделать серию снимков с разными диафрагмами» превращается в длительный процесс.
Геометрические искажения
Бочкообразная дисторсия не превышает 1%: отличный результат, дисторсия не будет заметна на снимках. Думаю, что особенности формируемого оптическим модулем Double Glass изображения могли бы скрыть значительно больший уровень геометрических искажений без каких-либо последствий для восприятия картинки, однако, приятно осознавать, что компания поработала над исправлением геометрии.
Резкость и хроматические аберрации
Автоматическая проверка разрешающей способности и уровня хроматических аберраций Lensbaby Double Glass практически невозможна: посмотрите на прилагаемый снимок тестовой таблицы на полностью открытой диафрагме – Imatest отказывается понимать, чего от него хотят. Поэтому – впечатления без цифр. Отмечу, что звенящая резкость – одна из последних в ряду задач, стоящих перед Double Glass, а диафрагмирование применяется скорее для увеличения площади «резкой зоны», чем для достижения «звона». Тем не менее: Double Glass значительно резче своего одноэлементного собрата Single Glass Optic, а «зона резкости» субъективно воспринимается на фоне размытых краев выпукло и детализированно. Центр приемлем на f/2.0 и резок уже на f/2.8; начиная с f/4 – никаких нареканий.
Визуально хроматические аберрации если и присутствуют, то крайне незначительно: Lensbaby отменно поработал над их коррекцией. Схемы оптического модуля я не нашел, но смею предположить, что это – классический ахромат.
Виньетирование
Lensbaby Double Glass Optic с максимальной диафрагмой f/2.0 - относительно светосильный оптический модуль. Тем не менее, виньетирование контролируется отлично: на полностью открытой диафрагме оно не превышает 1 ступени, снижается до 0,7 ступени на f/2.8 и до практически незаметных 0,5 ступени на f/4.0. Для сравнения: Canon EF 50/1.8 II на f/2.8 дает виньетирование более полутора ступеней.
Картинка
Lensbaby Double Glass Optic совершенно не разочарует, если останется единственным оптическим модулем, имеющемся в наличии: именно поэтому компания комплектует им свои объективы, а не в попытке сэкономить. Его «китовость» выражена не в бюджетности и огрехах, а в том, что он позволяет использовать все возможности объективов системы. Double Glass обладает очень неплохой контрастностью, выдает сочную и красочную картинку и убедительнейшим образом «моет» края кадра на всех значениях диафрагмы. Можно было бы придраться к склонности к бликам в сложных световых условиях, но применительно к Lensbaby это не такой уж и минус: они способны добавить снимкам яркости и выразительности.
июль 2012 года