Обзор и тест компактного цифрового фотоаппарата Ricoh GR
Качественные цифровые компактные фотоаппараты с большой матрицей и несъемным фикс-объективом за последние годы появились в линейках многих производителей. Первопроходцем стала Sigma,
анонсировавшая в сентябре 2006 года модель Sigma DP1 с матрицей размера APS-C и объективом 28/4 в эквиваленте.
Через три года вышла Leica X1 с объективом 35/2,8 в эквиваленте; через год, в сентябре 2010, FujiFilm представил FinePix X100 (APS-C и 35/2 в эквиваленте).
В сентябре 2012 Sony выпустила полноформатный RX1 с объективом 35/2. В марте 2013 года появился Nikon CoolPix A (APS-C, 28/2.8) и через месяц, в апреле того же года – герой сегодняшнего обзора
Ricoh GR.
На самом деле Рико никак не аутсайдер в производстве фотоаппаратов такого класса, а история «компактов Ricoh со светосильным 28-милиметровым фиксом» уходит корнями в пленочные времена: первая модель этого класса, Ricoh GR1, была выпущена в 1996 году. По своему знаменитыми пленочные компакты Ricoh GR сделал Дайдо Морияма (Daido Moriyama), долгое время использовавший модель Ricoh GR1V и заставивший поклонников «уличной фотографии» пристально присмотреться к линейке GR.
Первый цифровой Ricoh GR digital вышел на рынок в 2005 году, за год до Sigma DP1, но был основан на CCD матрице размера 1/1,8 дюйма, затем в 2007, 2009 и 2011 годах анонсировали вторую, третью и четвертую версии, но по-настоящему интересный – пятый – вариант, построенный на основе CMOS матрицы размера APS-C, появился в 2013.
Основными «продающими» характеристиками новинки стали:
Для меня марка Ricoh имеет немалую эмоциональную составляющую: моим первым не-советским фотоаппаратом был Ricoh One Take AF (пленочный автофокусный компакт с объективом 35/3,9). Он не только стал первым «импортным», но и первым украденным у меня фотоаппаратом. Так что желание познакомиться с цифровым Ricoh GR было интересно не только академически и технически, но и эмоционально.
Сразу хочу поблагодарить представительство Ricoh Imaging в России и компанию «Аврас» за предоставленный на тест экземпляр фотоаппарата.
На отдельные странички вынесена информация о:
Быстродействие
Ricoh GR не относится к рекордсменам по быстродействию, но и аутсайдером его назвать не получится – крепкий середнячок. Время от включения до готовности к первому снимку занимает около 1,5 секунд и во многом зависит от скорости автофокуса (в режиме Snap-фокус первый снимок делается уже через секунду).
Скорость серийной съемки составляет 4 кадра в секунду. Количество кадров в серии – до 999. На SD карте 6 класса тестовый экземпляр Ricoh GR делал 12 кадров на полной скорости, потом скорость снижалась сначала до 3 кадров в секунду, потом до 2. Время очистки буфера не превышает 3 секунд.
Задержка спуска затвора не досаждает – она просто не ощущается.
Экспозамер и экспонометрия
Ricoh GR вызвал уважение надежной и уверенной работой встроенного экспонометра и его настройками. Владельцу предлагается выбор из трех привычных методов – матричного (названного «многоточечным» - по 484 точкам), центровзвешенного и точечного. Все три не вызывают нареканий, работают предсказуемо, а если постараться одним словом охарактеризовать идеологию замера героя обзора, то я бы употребил слово «консервативный». В Jpeg не ждите от Ricoh GR присущей многим компактным фотоаппаратам «красочности» и избытка внутрикамерной обработки – приятная неожиданность, результаты ближе к «зеркальному» подходу: Ricoh GR старается сохранить максимум деталей и выдать максимально нейтральный результат, оставляя фотографу возможность при постобработке добиться требуемого. Косвенно это подтверждается присутствием всего 2 предустановок стиля изображения – «стандарт» и «яркий», отличающихся настройками контраста, резкости и насыщенности. Доступны и 2 пользовательских стиля с индивидуальными настройками уровня резкости, контраста, насыщенности и виньетирования.
Мне такой подход пришелся по душе. Сочетание уверенной работы экспозамера, высокого качества формируемого изображения и консервативности оставило самые положительные впечатления.
При прочих равных, Ricoh GR дает субъективно недодержанную на 1/3 – половину стопа картинку и не старается задрать контрастность.
Отмечу продуманные настройки АвтоISO и наличие среди режимов съемки гибко настраиваемого по порогу чувствительности режима TAv.
Ricoh GR не отличается от других фотоаппаратов и обладает набором привычных «улучшайзеров», предустановок и фильтров, но и здесь подход консервативен. Из эффектов доступны 3 варианта черно-белого изображения, 3 основанных на традиционных пленочных эффектах (позитивная пленка, кросс-процесс и Bleach Bypass), эффект миниатюры, ретро и съемка в высоком ключе. Присутствует функция «Компенсации динамического диапазона», дающая выигрыш по деталям в светах и якобы «расширяющая динамический диапазон». Признаюсь, что реализация этой функции в Ricoh GR мне не понравилась: выигрыш в светах присутствует, но герой обзора, на мой взгляд, излишне жертвует контрастностью и непривычно сильно осветляет тени.
Чувствительность, шум и шумоподавление
Диапазон чувствительности Ricoh GR составляет ISO 100 – 25600. Способность Ricoh GR сопротивляться шуму и сохранять детализацию на высоких значениях ISO заслуживает высокой оценки: даже при съемке в Jpeg можно безо всяких сомнений поднимать чувствительность до ISO 1600. Правильно экспонированные Jpeg на ISO 3200 (а часто – и на ISO 6400) приемлемы и не вызывают нареканий. Отличный результат, значительно расширяющий способности фотоаппарата. Приведенные кропы показывают уровень шума на ISO 800 – 25600 в сознательно недоэкспонированных частях кадра.
Встроенную систему шумоподавления можно отключить, настроить под себя или оставить в режиме Авто. Ручная настройка позволяет задать пороговые значения ISO, с которых начинает применяться один из 3 уровней применения эффекта, названные в меню слабым, средним и сильным. Первые два дают оптимальный баланс снижения шума и сохранения детализации, «сильный» уровень я бы не советовал применять на ISO до 6400 включительно.
Шумность RAW-снимков находится в привычных и допустимых пределах: слабо виден на ISO 200, становится заметен на ISO 800 и выражен на ISO 1600 и выше. Для справки: Ricoh GR пишет необработанные файлы в формате DNG.
Баланс белого
Ricoh GR предлагает на выбор 11 предустановок баланса белого, настройку по цветовой температуре и настройку по образцу. Работа автоматики особых нареканий не вызвала, ошибки нечасты и привычно случаются в сложных условиях освещения и при смешанном свете. Не лучше, но и не хуже конкурентов.
Вызвало удивление присутствие двух режимов АвтоББ: одного просто автоматического, а второго «Универсального Авто» – автоматического для ситуаций с разными источниками освещения, предполагающего разные настройки баланса белого для разных освещенных по-разному участков кадра. Признаюсь, что особой разницы мне заметить не удалось и по умолчанию я использовал «универсальный».
Фокусировка
Ricoh GR использует контрастный автофокус, что предопределяет некоторую медлительность процесса. Особенно это становится заметным при недостатке освещения. Задумчивость отчасти нивелируется неплохой реализацией режима ручной фокусировки (с возможностью выбора размера показываемой на дисплее зоны фокусировки, увеличения до 16 раз и 4 режимами помощи) и функцией Snap-фокуса, позволяющей задать фиксированное расстояние фокусировки объектива.
Идея использования snap-фокуса в Ricoh GR очень понравилась, она отлично вписывается в идеологию фотоаппарата для «уличной фотографии» и в принципе дает возможность мгновенно сделать приемлемо сфокусированный снимок. Можно установить дистанцию фокусировки на 1 метр, 1.5, 2, 2.5 или 5 метров или на бесконечность. Ricoh GR дает возможность дополнить такой установкой и режим автофокуса: если объектив не может сфокусироваться или нужно сделать кадр, не дожидаясь пока сработает автофокус, то просто нажмите кнопку затвора полностью и фотоаппарат сделает снимок с фокусировкой на указанном заранее расстоянии.
Работа следящего автофокуса оставила смешанные впечатления: уверенность и цепкость очень зависят от размеров объекта – крупный объект ведется неплохо, объект, занимающий небольшую часть изображения (угол поля зрения объектива 28 мм делает автомобиль на расстоянии 30 – 35 метров «мелким»), очень нередко теряется следящим автофокусом.
Добавлю, что, говоря о некоторой медлительности автофокуса Ricoh GR, я сравниваю его с фазовой или гибридной фокусировкой. В сравнении с другими моделями с контрастным автофокусом герой обзора аутсайдером совсем не выглядит.
Муар
Ricoh GR не использует низкочастотного фильтра, что потенциально может привести к появлению сильного муара и искаженного цвета на фотографиях. Действительно, Ricoh GR подвержен муару больше привычного. Подход к борьбе с муаром привычно для героя обзора консервативен: фотоаппарат не вмешивается в процесс по умолчанию, но встроенный редактор изображений позволяет при необходимости применить коррекцию к уже сделанному снимку. На выбор предлагается 3 уровня исправления: сильный, средний и слабый; исправление возможно как для Jpeg, так и для RAW файлов.
Функция работает эффективно и необходимость ее применения к нескольким снимкам из сотни не раздражает. Повторюсь, что импонирует отсутствие «вмешательства по умолчанию», что характерно для Ricoh GR и выгодно отличает его от многих компактных цифровых фотоаппаратов.
Встроенная вспышка
Ricoh GR оборудован встроенной вспышкой с ведущим числом 5,4 на ISO 100 (производитель заявляет диапазон расстояний от 20 см до 3 метров в режиме АвтоISO). Мощность не выдающаяся, но герой обзора оборудован разъемом «горячий башмак» и любители мощных вспышек могут использовать накамерную модель Ricoh GF-1.
За исключением того, что иногда не хватает мощности, встроенная вспышка заслуживает только похвалы: экспонометрия без нареканий, баланс белого правильный, мощность можно регулировать вручную до 1/64, а эффективный диапазон действия встроенной вспышки я бы оценил в 5 – 6 метров.
Видео
Видеосъемка является скорее факультативной функцией Ricoh GR, хотя все необходимое для обычного фотолюбителя, изредка снимающего видео, в фотоаппарате присутствует: герой обзора умеет снимать Full HD видео при 24, 25 или 30 кадрах в секунду. Для меня, очень редко записывающего видео, способностей героя обзора вполне достаточно.
Для «продвинутых видеографов» Ricoh GR подойдет вряд ли: в нем нет разъема для внешнего микрофона (хотя встроенный стереомикрофон работает очень неплохо), отсутствует контроль над экспозицией и фокусировкой (только фиксация экспозиции или фокуса), а контроль над процессом позволяет лишь делать паузы в съемке.
Аккумулятор
Аккумулятор Ricoh GR имеет заявленную емкость в 4.5 Wh, которой должно хватать, по заявлениям производителя, на 290 кадров. На тестовом фотоаппарате мне не удалось достичь заявленного результата,
хотя отставание не было критичным (220 – 250 кадров). Предполагаю, что причиной тому – неновый уже потерявший часть емкости аккумулятор. Отчасти это подтверждается неприятным поведением
индикатора зарядки – вот еще он показывает 2 из трех делений и тут же фотоаппарат выключается, прося заменить пустой аккумулятор.
Так что нелишним будет докупить запасной аккумулятор Ricoh DB-65.
Приятные дополнения
Описать все функции и «приятности» современного фотоаппарата в рамках обзора практически невозможно, но хотелось бы тезисно остановиться на некоторых особо приглянувшихся:
Заключение
Ricoh GR неожиданно понравился. Неожиданно потому что я был изначально предубежден к модели, да и на тест она пришла в серьезной компании (одновременно с Fujifilm X-M1 и Nikon Coolpix P-7800).
Предубеждение в первую очередь основывалось на цене героя обзора: конечно, есть компактные фотоаппараты дороже, но и 750-800 долларов, которые просят за Ricoh GR, к «бюджетным вариантам» явно не относятся, да и выбор альтернатив за эту сумму широк.
Ricoh GR с честью выдержал испытание, не затерялся на фоне конкурентов и оставил самые положительные впечатления. В несомненных плюсах модели:
Покритиковать можно ограниченные способности в видео и контрастный (не гибридный) автофокус.
Ricoh постарался предоставить поклонникам марки и любителям «уличной фотографии» привлекательную и качественную модель, отвечающую самым высоким требованиям, и компании это удалось. Ограничивать сферу применения героя обзора и рассматривать его в качестве сугубо нишевого продукта было бы неправильно: Ricoh GR способен стать верным спутником многих фотолюбителей, а отменное качество изображения, компактность и удобство использования не разочаруют владельцев.
Рекомендую настоятельно поклонникам «уличной фотографии», с оговоркой остальным – если вы относитесь к поклонникам «широкого угла» (к примеру, я часто использую связку фотоаппарат + 35мм объектив), то Ricoh GR определенно заслуживает самого пристального внимания.
Февраль 2014 года
Write a comment