На протяжении долгих 10 лет Canon EF 24-70/2.8L USM оставался одной из наиболее обсуждаемых, желанных и одновременно неоднозначных моделей в линейке объективов компании.
Несомненные плюсы: удобный «повседневный» диапазон фокусных, отменная картинка и отличное качество, относительно высокая светосила – идеальный претендент на роль главного рабочего инструмента человека с фотоаппаратом.
В минусах – нестабильность качества от экземпляра к экземпляру, невнятная работа на APS-C фотоаппаратах, нередкие проблемы с точностью автофокуса.
Анонсированная в феврале 2012 года вторая версия объектива (с переработанной оптической схемой и механикой) на прилавки попала не так давно и заявить о себе пока не успела. Думается, однако, что сравняться по популярности со старичком ей не суждено: цена в 2300 долларов вызывает у большинства фотолюбителей интерес скорее академический, чем потребительский.
Тестируемый экземпляр в эксплуатации уже шесть лет. Эксплуатация не профессиональная, когда счет идет на тысячи ежемесячных снимков, но регулярная и для фотолюбителя интенсивная. Думаю, что пробег давно перевалил за 30 - 35 000 снимков – в основном объективом пользуется сын, а он снимает не в пример больше.
Технические характеристики
Комплект поставки
В картонной коробке традиционного для Canon дизайна прячутся:
Традиционный для этого класса объективов фирмы набор.
В эксплуатации
За прошедшие годы объектив меньше и легче не стал. И если размер на удобство эксплуатации влияния практически не оказывает (только сумку нужно подбирать внимательнее), то к весу я так и не привык – 950 грамм превышают комфортный для меня уровень в 700 – 750 грамм.
Обращались с объективом относительно бережно, косметическое состояние практически не изменилось, потертостей и царапин нет. Механика тоже на высоте: кольца не болтаются, ход равномерный, хобот не шатается. Однако возраст сказывается: слишком легким стал ход кольца зуммирования, до попыток к самостоятельному изменению фокусных под собственным весом. Проявляется эффект крайне незначительно и только с надетой блендой и фильтром.
Геометрические искажения
Присутствуют, но незначительно и много лучше, чем у основного конкурента – Canon EF 24-105/4L IS USM. Tamron 24-70/2.8 SD Diпроигрывает на широком угле.
Характер дисторсии правильный, она легко правится при постобработке; поведение объектива привычное: бочкообразная дисторсия на широком угле сменяется подушкообразной по мере роста фокусного расстояния.
В положении 24 мм «бочка» составляет 2,7% - немало и может быть заметно на снимках.
На фокусном 35 мм все еще присутствует бочкообразная дисторсия – 1,1%.
В районе фокусного 50 мм объектив свободен от геометрических искажений.
К фокусному 70 мм появляется незначительная «подушка» в 1%.
Разрешение и резкость
Canon EF 24-70/2.8L USM выглядит лучше в середине фокусных, на краях диапазона разрешение чуть хуже. Тем не менее, результаты достойные: к центру нет претензий независимо от выбранного значения диафрагмы, прикрытый на 1 ступень объектив дает полностью приемлемую картинку, на f5.6 – f/8.0 – резок «от края и до края», отлично показал себя на f/11.
Фокусное 24 мм
24 мм |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
78% |
92% |
95% |
94% |
86% |
Край |
72% |
79% |
86% |
88% |
84% |
Угол |
67% |
71% |
83% |
85% |
80% |
Фокусное 35 мм
35 мм |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
83% |
94% |
99% |
97% |
89% |
Край |
80% |
85% |
87% |
89% |
82% |
Угол |
72% |
77% |
82% |
85% |
81% |
Фокусное 50 мм
50 мм |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
85% |
97% |
100% |
99% |
93% |
Край |
80% |
85% |
90% |
91% |
86% |
Угол |
78% |
82% |
86% |
87% |
84% |
Фокусное 70 мм
70 мм |
f/2,8 |
f/4,0 |
f/5,6 |
f/8,0 |
f/11 |
Центр |
77% |
87% |
94% |
93% |
88% |
Край |
68% |
74% |
84% |
86% |
84% |
Угол |
58% |
68% |
76% |
77% |
77% |
88% |
102% |
отлично |
75% |
87% |
очень хорошо |
61% |
74% |
хорошо |
|
60% |
приемлемо |
О методе представления данных – в материале «Точка отсчета».
Виньетирование
Затемнение по краям и углам кадра, присущее светосильным объективам, присутствует и у Canon EF 24-70/2.8L USM. Ожидаемо выше эффект на открытых значениях диафрагмы и на краях фокусных.
В положении 24 мм и f/2.8 виньетирование достигает 2,3 ступеней, превышает комфортный уровень в 1 ступень на f/4.0 (1,25 ступени) и перестает явно досаждать на f/5.6 и f/8.0 – 0,75 и 0,6 ступени соответственно.
В середине диапазона все очень неплохо: на 35 и 50 мм уровень в 1 ступень превышен только на полностью открытой диафрагме (1,8 и 1,4 ступени). Уже на f/4.0 значения ниже комфортной 1 ступени.
На фокусном 70 мм и полностью открытой диафрагме – 1,75 ступени. На f/4.0 – 0.9 ступени и 0,7 на f/8.
Очень неплохо, лучше и EF 24-105/4L IS USM и Tamron 24-70/2.8 SP Di.
Хроматические аберрации
Canon EF 24-70/2.8L USM довольно убедительно борется с боковыми и продольными хроматическими аберрациями и проигрывает в борьбе со сферохроматизмом. Цифры внушают уважение с одной оговоркой: ширина хроматики не снижается, а растет с прикрытием диафрагмы.
Наиболее выражен эффект на широком угле. Но и здесь ширина ХА едва превышает комфортный уровень в 1 пиксель:
В середине диапазона фокусных все в полном порядке:
ХА незначительно больше на фокусном 70 мм, но и здесь их ширина не превышает 1 пикселя:
Все просто «на отлично», один из самых убедительных результатов, встреченных мной.
Есть определенные проблемы с окраской зон вне фокуса – присущей светосильным объективам склонностью к окраске контрастных переходов вне зоны фокуса в зеленый и красный. На открытых значениях диафрагмы Canon EF 24-70/2.8L USM склонен к «раскрашиванию» больше ожидаемого и привычного, эффект присутствует вплоть до f/5.6.
Есть в Canon EF 24-70/2.8L USM одна особенность, которую я не могу объяснить: объектив показывает много больший уровень ХА на APS-C фотоаппаратах, чем на полнокадровых. Не этим ли объясняется некая невнятность и неубедительность модели на кропе?
Заключение
Про способность Canon EF 24-70/2.8L USM выдавать сочную, изящную и объемную картинку сказано немало, повторять не буду.
Тестовые экзамены объектив сдал «на хорошо и отлично», без досадных провалов и падений. Жаль, что Canon снял модель с производства, но – думаю – решение со стороны маркетологов компании полностью оправданное: вряд ли вторая версия способна превзойти старичка настолько, чтобы оправдать почти двукратный рост цены.
ноябрь 2012 года