Зумы на краю

Очередная статья от Роджера Чикала, владельца компании Lensrentals.com. Не могу сказать, что я от нее в восторге, но это не перечеркивает интерес к приведенной в ней фактической информации.

 

В целом я был согласен с распространенным мнением о том, что объективы с переменным фокусным расстоянием (зумы) «резче в одном из крайних положений, чем в другом». Исторически - согласен без оговорок.

Мне, как и большинству фотографов, больше по душе графическое отображение информации, чем словесные описания. Поэтому подумалось использовать наши данные Imatest, чтобы проиллюстрировать этот якобы общеизвестный факт (который не такой уж и «факт», как представляется многим). Будут и ссылки, по которым можно найти точные данные о зависимости разрешающей способности зум-объективов от фокусного расстояния.

Canon EF 70-200/2.8 L USM
Canon EF 70-200/2.8 L USM

Итак, резче ли зумы в одном из крайних положений?

Ответ будет уклончивым: не все. Вероятно, еще несколько лет назад правило было применимо ко всем объективам с переменным фокусным, но сегодня появились исключения. История «зумостроения» насчитывает всего 40-50 лет: по сравнению с «фиксами» технология новая, много больше выигравшая от компьютерного расчета оптических схем.

Для сведения: многие сайты (такие как SLRGear.com и DxOLabs.com) проводят тщательнейшие измерения разрешающей способности объективов на разных фокусных расстояниях, представляя полученные данные в понятных и наглядных графиках (хотя немногие на них обращают внимание). Мне не хватает терпения и усидчивости для тщательного исследования одного экземпляра объектива; моим вкладом будут данные, полученные с нескольких экземпляров некоторых популярных зум-объективов. А за точными данными советую сходить на указанные сайты.

Давайте начнем с 20 экземпляров классического Canon EF 70-200/2.8 L USM (первой версии, без стабилизатора изображения) в крайних положениях фокусных.

 

Очевидно, что в положении 70 мм объектив резче. Это не новость: и DxO и SLRGear получили похожие результаты (в их графиках представлены данные и для разных фокусных, и для разных значений диафрагмы). Соответственно: у Canon EF 70-200/2.8 L USM разница определенно присутствует.

А теперь сравним с результатами последней версии этого объектива – Canon EF 70-200/2.8 L IS USM II.

Обратите внимание, что на этом графике (в отличие от предыдущего) красные квадраты соответствуют результатам на 200 мм: программа автоматически берет сначала лучшие результаты, а вносить изменения мне было лень. Видно, что новая версия не менее резка на фокусном 200 мм, если даже не резче. SLRGear сделала такой же вывод.

Nikon 70-200/2.8 VR II
Nikon 70-200/2.8 VR II

 

 

Новейшая версия Nikon 70-200/2.8 VR II дает практически одинаковую резкость на 70 и на 200 мм. SLRGear подтверждает это. Похоже, теле-зумы современной разработки отличаются практически одинаковой разрешающей способностью в крайних положениях фокусных. И если первая версия Canon EF 70-200/2.8 явно резче в положении 70 мм, то новые объективы дают практически одинаковый результат и на 70 мм и на 200 мм.

Canon EF 24-105/4 L IS USM
Canon EF 24-105/4 L IS USM

 

 

Посмотрим на стандартные зумы: Canon EF 24-105/4 L IS USMвыглядит резче на 24 мм, чем в положении 105 мм. У SLRGear аналогичный вывод, DxO разницы не усмотрел (причиной может быть девиация между экземплярами: на графике видно, что есть экземпляры одинаково резкие в крайних положениях фокусных, а есть – более резкие на 24 мм).

 

Canon EF 24-70/2.8 L USM
Canon EF 24-70/2.8 L USM

Похоже, что Canon EF 24-70/2.8 L USMодинаково резок. Напомню, однако, что 19 экземпляров только что вернулись из ремонта из-за проблем на 70 мм (о чем я писал в одной из статей). И тестирование до ремонта показало бы результаты, значительно уступающие на 70 мм. Так и в отзывах на этот объектив: некоторые указывают на преимущество в разрешении в положении 24 мм, другие – нет. Причиной снова может быть девиация от экземпляра к экземпляру.

 

Для сомневающихся в выборе между 24-70 и 70-200 при съемке в положении 70 мм: графики явно показывают, что 70-200 резче (для Никона вывод схож, поверьте на слово – графиков в статье и так достаточно). Нужно, правда, добавить, что производители немножко слукавили с фокусными: 70 мм у 24-70 на самом деле 67 мм, а у 70-200 – 73 мм.

 

В результате: что нового?

В принципе, очень немного. Но вдруг материал заставит вас провести некоторое время, выясняя поведение объектива, запланированного к покупке, на разных фокусных расстояниях? А собираясь снимать портреты на 70 мм вы возьмете с собой телезум вместо стандартного?

 

Роджер Чикала

Lensrentals.com

 

 

ноябрь 2011 года

Новое на сайте Vlador.com

 

7Artisans 25/1.8

9 апреля 2019


Fotokvant SBK-40

3 февраля 2019


Tamron SP 70-200/2.8 Di VC USD

5 апреля 2017


Sigma Art 19/2.8 DN

27 марта 2017


Sigma Art 12-24/4 DG HSM

20 февраля 2017


Sigma Art 85/1.4 DG HSM

23 января 2017


Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100