С технической стороны зрения, вся фотография вертится вокруг да около света. И действительно, делая снимок мы в основном и прежде всего фиксируем свет. Человеческий глаз способен «охватить» сцену с динамическим диапазоном более 11 ступеней (или стопов, как Вам больше нравится). Поэтому мы способны различать детали в темных участках высококонтрастной сцены, да и небо не получается «выбитым» и полностью белым.
Матрица цифрового фотоаппарата обладает динамическим диапазоном около 5 ступеней, поэтому она «видит» сцену немножко по-другому, чем человеческий глаз. Именно в этом отличии и лежит причина мучительных поисков «правильной экспозиции»: передать сцену максимально приближенно к тому, что видит человек, сохранив максимум информации. Есть два основных способа «борьбы» с контрастной сценой, превосходящей возможности матрицы Вашего фотоаппарата. Можно искусственно расширить динамический диапазон фотоаппарата – делать HDR снимки. Техника HDR подробно описана и в интернете, и в печатных изданиях.
Противоположный способ: не расширять искусственно динамический диапазон, а снизить контрастность фотографируемой сцены. В портретной фотографии существуют три методики «сужения» контрастности:
Использование вспышки призвано «заполнить» теневые участки, чтобы снизить общий контраст сцены. Отсюда и название: заполняющая вспышка. Попробуем разобраться, как нужно использовать заполняющую вспышку в портретной фотографии. В теории процесс несложен: найти экспозицию, при которой фон или окружающий портретируемого пейзаж будет правильно экспонирован (ярким днем такая экспозиция обычно приводит к фотографии темного силуэта человека), а затем – сохранив экспозицию, сделать снимок, подсветив портретируемого вспышкой. Все просто, с одним «но»: нужно сбалансировать освещение. Нужно достичь результата, который не будет выглядеть как типичный снимок со вспышкой, отличающийся резкими тенями и «высветленным» плоским основным объектом. Для этого нужно сбалансировать мощность импульса вспышки с естественным освещением. Предлагаю два простых шага для достижения этого результата.
Шаг первый. Переведите фотоаппарат в ручной режим и выставьте экспозицию (экспопару – диафрагму и выдержку), необходимую для правильной передачи фона или окружающей предмет съемки сцены. Не забывайте, что чем ярче фон, тем темнее будет получаться основной объект съемки. Помощь может оказать встроенный экспонометр фотоаппарата – посмотрите на значения диафрагмы и выдержки, которые он предлагает при съемке в автоматическом режиме и отталкивайтесь от них.
Шаг второй. Включите вспышку и переведите ее в автоматический режим. Теперь в меню фотоаппарата или вспышки введите компенсацию экспозиции вспышки (уменьшите мощность импульса) на 1 1/3 ступени. Сделайте снимок и оцените результат на дисплее фотоаппарата. Если основной объект съемки получился слишком темным, попробуйте другие настройки вспышки: снижение мощности импульса (компенсацию экспозиции) на - 1 ступень, или даже всего на - 1/2 ступени. Если основной объект пересвечен, снизьте мощность импульса (увеличьте компенсацию экспозиции). Добейтесь требуемого результата и удовлетворяющей Вас экспозиции. У меня обычно подбор мощности для дневной съемки начинается с установки компенсации экспозиции вспышки (Flash Exposure Compensation) именно на 1 1/3 ступени. И часто на этом значении и останавливается.
Многие современные фотоаппараты позволяют делать отличные снимки с заполняющей вспышкой в режиме приоритета диафрагмы. Тем не менее, не забывайте и о ручном режиме: он дает намного больший контроль над фоном и окружающей сценой – изменяя диафрагму и/или выдержку, можно затемнять или осветлять фон, в то время как экспозиция основного объекта съемки (подсвечиваемого вспышкой) будет оставаться неизменной.
Не забывайте об аксессуарах. Сделать снимок со вспышкой более натуральным помогают и рассеиватели. Я использую Sto-Fen. Он – правда всего чуть-чуть, но рассеивает свет, делая тени мягче. Очень помогает беспроводной пускатель – дает больше контроля над направлением, откуда падает свет вспышки.
И главное: не забывайте брать с собой вспышку, если собираетесь фотографировать ярким солнечным днем, когда – казалось бы – она совершенно не нужна.
июнь 2010 года