Все неоднократно слышали лирические отступления фотографирующей публики на тему «золотого часа на закате и восходе», когда освещение благоприятствует и способствует. Но, как метко подметил один фотограф, что остается несчастным, любящим поспать утром и выпить вечером? Им остается только фотографировать под ярким солнцем.
Можно снимать и в яркий полдень. Вот несколько советов (в большей степени относящихся к портретной съемке):
Ищите Тень Тени кажутся слишком темными в яркий солнечный день. Это ошибка восприятия – там достаточно света. Снимайте в тени. Лучше всего подойдет тень от раскидистого лиственного дерева. Два замечания: первое – следите за прорывающимися через листву лучами, и второе – фотограф должен тоже находиться в тени, схожей с той, в которой находится портретируемый.
Рассеивайте Используйте рассеиватель, отгородив им объект съемки от прямых солнечных лучей. В сети есть масса рецептов изготовления самодельных рассеивателей. Требований
два: присутствие ассистента, чтобы держать рассеиватель, и глубокое чувство уверенности в себе, чтобы не обращать внимания на привлеченных процессом прохожих.
Прикройте диафрагму Снимая на цифру, стоит экспонировать по светам: лучше недоэкспонировать снимок, чем переэкспонировать. «Выбитые» белые области фотографии не правятся в редакторах - там потеряна информация.
Используйте компенсацию экспозиции, а еще лучше переключайтесь в ручной режим и прикрывайте диафрагму на 1 – 2 стопа. Можно также воспользоваться Правилом №5 «Солнечно – 16» из Правил фотографии.
Все выше, и выше, и выше… Забирайтесь выше – используйте скамейки, лестницы, балконы. Если фотограф находится выше портретируемого, последний вынужден смотреть вверх, что помогает смягчить тени, особенно вокруг глаз. Только не заставляйте объект съемки смотреть в сторону Солнца – если только Вы не собираете галерею жмурящихся знакомых.
Силуэты Запечатлевайте солнечные лучи. Можно получить солнечный ореол вокруг снимаемого объекта, если снимать снизу и расположить Солнце прямо позади объекта. Выбирайте объект с четкими контурами и экспонируйтесь по небу за ним.
Снимая силуэты людей, старайтесь, чтобы они не были одеты в мешковатую одежду – иначе силуэта не получится. Бикини – беспроигрышный вариант.
Фильтруйте Творчески используйте фильтры. Поляризационный фильтр поможет сделать фотографию контрастнее и добавит синевы небу. Можно использовать сразу два ND фильтра, чтобы добиться длинных выдержек. Градиентные фильтры тоже будут совсем не лишними. Ничего нового, просто не забывайте о фильтрах.
Отражайте Ищите места с множеством источников отраженного света – чтобы объект был освещен с нескольких сторон не только солнечным светом, но и отраженным. «Зеркальные» офисные здания рекомендуются настоятельно.
Вспышка Вам в помощь Сделайте Солнце темнее, используя вспышку: динамический диапазон и пленки, и матрицы значительно уже, чем у человеческого глаза. Поэтому для матрицы не так важно, если вся снимаемая сцена слишком ярка – до тех пор, пока она находится в границах динамического диапазона. Самый простой способ – заполняющая вспышка. Так же рекомендуется направить вспышку перпендикулярно лучам Солнца и использовать рефлектор, чтобы подсветить объект съемки.
2011 год