Зачем?
Фотография – это прежде всего свет. Понимание поведения света – залог успеха фотографа.
Главная задача гистограммы – как и у экспонометра – дать представление о снимаемой сцене. Однако экспонометр – существо молчаливое. Он только предлагает экспопару - в соответствии со своим пониманием картинки. Гистограмма много «разговорчивее». Она рассказывает о том, как содержимое снимка распределено по шкале яркости от полностью черного до полностью белого. А это – нагляднейший пример полученной экспозиции и распределения света на фотографии.
Что?
Чтобы понимать, о чем говорит гистограмма, нужно помнить, что она представляет из себя график. Вернемся к тому, чему нас учили в школе, и представим график, по горизонтальной оси которого расположен свет от полностью черного - «0» - в крайнем левом положении, до полностью белого - «255» - справа. (0 и 256 соответствуют полностью черному и полностью белому на принятой 256-оттеночной шкале). Поэтому, около «0» не записывается никаких деталей (нет информации), кроме черноты. Яркость постепенно повышается к правой стороне, пока не достигнет значения 255 – полностью белого, где тоже не фиксируется никаких деталей.
Распределение пикселей по яркости на гистограмме происходит по горизонтальной, от черного (слева) до белого (справа) оси.
Но информация только о распределения яркости немного нам скажет. Фотографу важно понимать, какова общая тональность снимка, а значит, какое количество пикселей от общего относится к тому или иному оттенку яркости. К примеру, снимок зимнего заснеженного пейзажа будет в большинстве своем белым, процент изображения с темными значениями будет очень незначительным. Для передачи информации о количестве данных – пикселей, соответствующих градации горизонтальной оси, применяется вертикальная ось. Площадь снимка, занятая определенной яркостью «откладывается» по вертикальной оси гистограммы. Гистограмма рассказывает нам о двух сторонах изображения: яркости и площади изображения, на которой записана информация с этой яркостью.
Как?
Посмотрите на гистограмму сделанной фотографии – отвечает ли она вашему замыслу? Правильно ли экспонирован снимок?
Кроме того, гистограмма предоставляет информацию о потере информации. И пленка в пленочном фотоаппарате, и матрица в цифровом фиксируют интенсивность света. Возможности и пленки, и матрицы ограничены: они способны фиксировать свет только в определенном диапазоне интенсивности. Если света недостаточно для фиксации, получится чернота. Если света слишком много – все будет белым. Диапазон между этими двумя пороговыми значениями называют Динамическим диапазоном. Когда Вы снимаете сцену, в которой интенсивность света превосходит Динамический диапазон, Вы отсечете одну или обе стороны. Это легко можно увидеть на гистограмме полученного изображения.
Поэтому, первое, на что стоит обратить внимание на гистограмме – правый и левый край графика. График, с большим количеством информации вплотную прилегающей к правой или левой стороне гистограммы говорит о потере деталей (информации) в тенях или в светах соответственно.
Рассмотрим фотографию, сделанную в кафе, и ее гистограмму. Видно, что на гистограмме обрезан левый край – потеряна информация в тенях.
На фотографии выделены полностью черные области, информация в которых потеряна и никакая обработка в графических редакторах не позволит «вытянуть» ее.
Фотография паровоза является примером противоположного случая: гистограмма обрезана справа и информация потеряна в светах.
Обрез гистограммы по верхнему краю не так однозначен: если тональное распределение снимка таково, что на отдельные «яркости» падает большое количество информации, то на гистограмме пик этой яркости показывается обрезанным – иначе – если пытаться «вместить» весь пик - просто не будет видна остальная информация. Поэтому чаще всего обрез по верхнему краю говорит лишь о том, что количество информации одной яркости превышает возможный к показу на экране гистограммы, а обрезанный пик –показатель того, что один тон занимает серьезную часть снимка, но информация в нем присутствует.
Гистограмма - чрезвычайно удобный инструмент, однако она лишь предоставляет информацию, а не дает рецептов. Нет однозначно неправильной/правильной гистограммы (читай - экспозиции) - все зависит от замысла и цели фотографирующего. А гистограмма помогает соотнести полученный результат с требующимся и показать, какие поправки внести, если они потребуются.