Я устал от серого снега. От зимы – тоже устал, но от серого снега – больше. Помните, что экспонометр фотоаппарата меряет сцену по отраженному свету и усредняет ее к 18% серому? А отражающая способность снега намного выше, поэтому фотограф, полагающийся исключительно на автоматику фотоаппарата, приносит домой множество снимков с серым неестественным снегом и непонятным временем суток. Попробуем составить список советов и рекомендаций о том, как фотографировать зимой.
Экспокоррекция (компенсация экспозиции).
Экспозамер.
Режим съемки.
Баланс белого.
Чувствительность.
Обычные рекомендации – не задирать ISO без крайней на то необходимости. ISO 100-200 будет в самый раз.
Вспышка.
Не рекомендуется. Разница температуры (вспышка приближена к дневному свету, зимний свет тяготеет к холодным оттенкам) чаще всего приводит к неестественности сцены.
Зачастую четко видна граница действия вспышки.
Светофильтры.
Бленда.
Настоятельно рекомендуется во избежание бликов и паразитной засветки.
Жанр.
Солнечным днем отлично будет выглядеть пейзаж с ярким и искрящимся снегом – снимайте пейзажи. Облачным (когда пейзаж скорее всего получится невыразительным и монотонным) – снимайте портреты или ищите «непейзажные» композиции – яркую гроздь рябины или еловую лапу под снегом, засыпанную скамейку, сосульки, снежинки, причудливые узоры или льдинки.
Время
Зимний день короток, но рассвет и закат длятся дольше, чем в теплое время. Стандартная рекомендация: рассветное и закатное время наиболее подходит для съемки, а длинные зимние тени помогают «разбавить» однородность снежного покрова и добавляют кадру динамики.
Цвет.
Композиция.
Стандартные рекомендации. Снег затрудняет композиционное выделение переднего плана и фона, что делает пейзаж плоским и невыразительным. Ищите цвет и выстраивайте композицию вокруг него, стройте композицию так, чтобы избежать невнятной однородности снежного покрова – включайте тропинки, скамейки, кусты, обыгрывайте одиноко стоящие деревья. Избегайте передачи «бескрайних просторов» - яркие краски теплого времени года прощают огрехи, зима судит много строже. Динамики снимку добавляют тени на снегу.
Вкратце: как ни парадоксально, но зима – благоприятное время для пейзажной фотографии. Нужно просто вдумчивее и внимательнее оценивать композицию будущего снимка и
держать в голове необходимость внесения поправок в установки, предлагаемые фотоаппаратом в автоматическом режиме.
январь 2011 года
Write a comment