Всем нам до боли знакома ситуация – фотография испорчена излишней контрастностью, с выбитыми светами или темными провалами, а то и тем и другим одновременно. Понижение контрастности тогда Вам в помощь. Метод называется Contrast masking – маскирование контраста – он хорошо известен пленочникам, а с появлением графических редакторов стал доступен и фотографам, снимающим на цифровые фотоаппараты. Методу уже около ста лет. Я не особо знаком с пленкой, но понимаю так, что в пленочную эру этот метод работал через изготовление копии чб негатива и наложение ее на позитив в процессе печати, что приводило к снижению контраста – тени получали дополнительное экспонирование, а света оставались практически нетронутыми.
Похожий результат дает инструмент «Тени/Света (Shadow/Highlight)», но Contrast Masking мне почему-то больше по душе. Чаще всего я использую его для исправления фотографий, сделанных в яркую солнечную погоду, когда тени жесткие, а перепад яркостей вводит экспонометр фотоаппарата в ступор.
Процесс применения метода состоит из 9 шагов:
1. Открываем фотографию
2. Создаем дубликат слоя (Layer > Duplicate Layer).
3. Обесцвечиваем его (Image > Adjustments > Desaturate или Shift+Ctrl+U)
4. Инвертируем обесцвеченное изображение (делаем из него чб негатив): Image > Adjustments > Invert или Ctrl+I
5. Кликаем на инвертированном слое и в появившемся диалоговом окне выбираем режим наложения Overlay (Или выбираем Overlay в меню слоев.) Увеличиваем изображение до масштаба 100% - важно видеть, что происходит с контрастными переходами.
6. Применяем Размытие по Гауссу (Filter > Blur > Gaussian Blur). Следим за контрастными переходами, чтобы не появились ореолы.
7. Экспериментируем с уровнем наложения Overlay (перемещая слайдер и добиваясь требуемого результата).
7. Сводим слои
8. Подправляем получившееся изображение стандартными методами (Используем Уровни/Levels или Кривые/Curves)
9. Запоминаем
Удивление может вызвать шаг 6. Но без размытия изображение будет нерезким. А применяя к нашему негативу Размытие по Гауссу, мы сохраняем детали в исходном изображении.
Изменения заметны сразу – тени смягчились, да и небо потемнее стало. Чудес правда ждать не стоит – и тени все-таки жестковаты, да и выбеленные участки остались, но изменения в лучшую сторону сделаны – это видно по гистограмме – она сместилась к центру и сгладились края.