Проверяйте объективы на своем фотоаппарате

Я неоднократно говорил о необходимости проверки объективов именно на том фотоаппарате, на котором они будут использоваться.  Привожу перевод статьи Roger Cicala, Президента фирмы LensRentals (www.lensrentals.com/) - одной из крупнейших в США компаний, занимающихся сдачей фотоаппаратуры в аренду. Статья 2008 года - размещена на сайте компании (http://blog.planet5d.com/5cv). Статья используется и публикуется с письменного разрешения автора.


Понятно, что это скорее «крик души» и попытка достучаться до проблемных клиентов компании, но основная мысль от этого не меняется – конкретный экземпляр объектива может «лечь», а может  и «не лечь» на конкретный экземпляр фотоаппарата - причем и тот, и другой не будут бракованными.

Собственно, перевод:

Одним из наиболее частых примеров Анти-логики (так у автора - Anti-logic), с которым мы сталкиваемся в ЛенсРенталз, это заявление: «Этот объектив нерезкий/у него фронт/бек фокус». Прошу понять меня правильно, я не отрицаю, что на рынке встречаются неисправные экземпляры объективов – мы оцениваем их число в 3 -7% от общего количества. Мы также отдаем себе отчет в том, что,  несмотря на все меры предосторожности, один из 400 объективов будет поврежден во время транспортировки (ЛенсРенталз работает с клиентами через почту – арендованный объектив отсылается клиенту и возвращается почтой). Действительно, случаются и серьезные поломки, и смещение линз, но в подавляющем большинстве случаев не в этом дело. Обычно нерезкость вызвана неправильной фокусировкой объектива.

 

До четырех раз в неделю происходит следующий диалог: «Вы мне прислали бракованный экземпляр объектива, у него фронтфокус». «Хорошо, к вечеру мы вышлем Вам  замену». (Не могу не вставить от себя: у фирмы не одна сотня объективов, все проверены и отъюстированы, но – замена без раздраженного «Нет, все наши объективы правильные, что-то у Вас не так»).

Возвращается первый объектив, мы проверяем его – все в норме. А клиент доволен вторым экземпляром – он снимает так как надо в отличие от первого.  Что же произошло? Все очень просто и – как большинство примеров Анти-логики – идет корнями из неправильной отправной точки: клиент считает, что его фотоаппарат «в порядке», ведь он работает прекрасно с имеющимися объективами – нет ни фронт, на бек-фокуса.

 

Чтобы разобраться, давайте определим, что значит «в порядке». Большинство подразумевает под «в порядке» - «точно отъюстирован». В жизни же, как и с любыми другими промышленными изделиями, юстировка производится в пределах определенного допуска. У нас нет данных о том, какие допуски Canon, Nikon и другие производители (исключая Zeiss и Leica) считают допустимыми. Давайте возьмем произвольную величину, при которой объектив и фотоаппарат будет отвечать требованиям спецификации, в +/- 3 «единицы фокуса» от эталона. Можно предположить, что эта величина близка к реальной потому что все, что находится в пределах +/- 3 единиц фокуса будет попадать в ГРИП светлого  (где-то до f2.8) объектива.

Предположим, что мой фотоаппарат отличается от эталона на -2 единицы, а объектив на + 2. И тот, и другой считаются производителем «в порядке», хотя и не являются эталонными. А комбинация объектива + 2 и фотоаппарата – 2 дадут превосходный результат: я буду счастлив от этого объектива на моем фотоаппарате. И, базируясь на этом опыте, я буду петь дифирамбы на фотофорумах, объявляя всех, кому не нравится этот объектив/фотоаппарат, в неумении снимать; став наиболее отвратительной формой он-лайн жизни – ФППО (Фанат с Полной Потерей Объективности - FLAO Fanboy with Loss of All Objectivity).

 

Если же объектив будет отличаться от эталонного на – 2 и я надену его на свой фотоаппарат, результат будет другим. Для темного объектива, допустим с максимальной диафрагмой f4, ничего страшного может и не произойти: ГРИП такого объектива способен сгладить некоторый  бек или фронт-фокус. Разглядывая картинку при сильном увеличении, можно будет заметить, что объектив дает фронт фокус на метр от объекта фокусировки, находящегося на расстоянии 7 метров, но - поскольку ГРИП составляет 3 метра - объект все еще в зоне фокуса и объектив не вызовет особых нареканий. И я, как владелец, охарактеризую его как «хороший объектив», но в ФППО не превращусь.

Такая же ситуация, но с объективом f1.4 с малой зоной РИП, приведет к явному фронт-фокусу – объект съемки будет нерезким. Если мне знакома методика тестирования на бек/фронт фокус, я смогу определить, в чем проблема, но засада в следующем: если я отдам объектив на юстировку, его проверят, сделают заключение, что все в порядке (он и есть «в порядке» - в пределах спецификаций) и вернут мне обратно. Проблему выявят только если я отдам на юстировку и фотоаппарат, и объектив. В этом случае сервис сможет исправить ошибку.

Но бесплатный сыр бывает сами знаете где. Отъюстировав связку фотоаппарат/объектив, я могу столкнуться с тем, что другие мои объективы стали давать бек-фокус. В прошлом многие профессиональные фотографы, знакомые с такой проблемой, отсылали на юстировку весь свой парк техники. Кстати, это было одной из причин создания Кеноном и Никоном отделений Профессионального Сервиса. Большинство же из нас либо смиряется, либо меняет один экземпляр объектива на другой до тех пор, пока не найдет тот, который будет резким на ЕГО фотоаппарате.

Плохо то, что прошедшие через этот процесс потом отправляются на форумы и делают огульные заявления: «Пришлось перепробовать 3 экземпляра, пока я не нашел правильно отъюстированный». Правильнее было бы говорить: «Пришлось смотреть 3 экземпляра, пока я не нашел тот, который отъюстирован под МОЙ фотоаппарат». Оставшиеся же два с большой долей вероятности будут «отличными» экземплярами для других фотоаппаратов.

Когда количество экземпляров каждой модели объективов и фотоаппаратов исчисляется десятками – как у нас – быстро обнаруживаешь, что это суровая фотографическая реальность. А смешная сторона состоит в том, что проблемы проявляются чаще на дорогих светлых  объективах - с их малой ГРИП и четким разделением резкого объекта и размытого фона. Недорогой зум с максимальной светосилой f5/6 скроет небольшие огрехи фокуса – у него зона РИП от забора и до обеда. А дорогущий фикс со светосилой f1/4 и ГРИП в несколько  сантиметров немедленно сделает огрехи явными (а ведь владелец заплатил за него раз в 10 больше, чем за темный зум).

Есть и хорошие новости: новые фотоаппараты позволяют исправить ситуацию в домашних условиях через функцию внутрикамерной юстировки. Такая функция предусмотрена в Canon 1D mark III, 1Ds mark III, 5D mark II, 50D; Nikon D3, D3x, D300, D700; Pentax K20D, Olympus E-30 и E-620, и в Sony A900. Удивляет только то, что очень немногие владельцы используют эту функцию. Понятно, что процесс отнимает некоторое время, но – однажды потратив его и занеся поправки в память фотоаппарата – у Вас будут точно отъюстированные объективы. Я лично провел процедуру со всеми своими светлыми объективами и готов подтвердить, что оно того стоит.

Бракованные объективы (и фотоаппараты) все равно встречаются, но для владельцев новых фотоаппаратов проблемы с бек и фронт фокусом скоро отойдут в прошлое. Для остальных – мы продолжим стараться сделать все от нас зависящее, даже если для этого нужно высылать клиентам другой экземпляр объектива.

 

Дополнение. Недавно наткнулся на отличный пример вышесказанного на одном из форумов: автор поста заявляет «новый фотоаппарат nnnn - полный отстой (я сознательно убираю названия). Он рассказывает о том, что у него был фотоаппарат и «тщательно отобранная линейка объективов, которые он лично выбирал из нескольких экземпляров в поисках самого резкого». Так вот, он купил новый фотоаппарат, а все его объективы дают мыло. Он дважды менял тушку, но все осталось по-прежнему. Это пример того, как человек подбирал под свой – вероятно, находящийся почти на границе отклонений – фотоаппарат объективы  - соответственно, тоже только-только отвечающие спецификациям. И теперь он делает вывод о новом фотоаппарате, который, кстати, имеет функцию внутрикамерной подстройки автофокуса. Но автор не воспользовался ей, он просто раз за разом менял фотоаппараты.


Новое на сайте Vlador.com

 

7Artisans 25/1.8

9 апреля 2019


Fotokvant SBK-40

3 февраля 2019


Tamron SP 70-200/2.8 Di VC USD

5 апреля 2017


Sigma Art 19/2.8 DN

27 марта 2017


Sigma Art 12-24/4 DG HSM

20 февраля 2017


Sigma Art 85/1.4 DG HSM

23 января 2017


Panasonic Lumix DMC-G80

1 декабря 2016


Рейтинг@Mail.ru
Rambler's Top100