Повышая уровень резкости для просмотра, мы подстраиваемся под монитор, на котором фотографии будут просматриваться. Но как использовать монитор в качестве инструмента для оценки резкости, если фотографии готовятся к печати? Для обоснованной оценки необходимо всегда держать в голове фактическое разрешение монитора, чтобы соотносить то, что вы видите на экране с тем, что вы получите на выходе.
Разрешение фотографий – вопрос, часто возникающий у фотографов-любителей. Почему в свойствах файла фигурирует разрешение в 72 точки на дюйм, что отличается от необходимых для печати 240-300 точек на дюйм? Ответ прост: эти цифры не имеют ничего общего с реальным разрешением фотографии. Реальное разрешение – разрешение матрицы фотоаппарата, а 72 точки, 240 точек или 300 точек – некий масштаб, используемый для показа изображения. Если файл имеет разрешение 5616 х 3744 пикселей, то оно и останется именно таким, а точки на дюйм – показатель того, в каких размерах представлено исходное изображение. 72, 240 или 300 – легко устанавливаются в графических редакторах и не влияют на разрешение фотографии – исходное количество информации остается прежним.
Следующий вопрос: почему именно 72 точки на дюйм (DPI)? Считается, что стандартный монитор имеет именно такое разрешение, поэтому – для «правдивого» отображения фотоаппарат записывает изображения именно так. И тут кроется подводный камень для фотографов, готовящих снимки к печати.
Почему-то никто не держит в голове то, что реальное разрешение разных мониторов отличается от 72 PPI (pixels per inch/пикселей на дюйм). Часто реальные цифры близки к 72 пикселям на дюйм, но могут и отличаться, а в отдельных случаях – значительно. Производители мониторов ранжируют свою продукцию по размеру изображения по диагонали. Величина диагонали, естественно, больше и звучит солиднее горизонтального размера (не говоря уже о вертикальном), но она не помогает определить реальное разрешение рассматриваемого монитора. Определить настоящее разрешение монитора просто; процесс займет 2 минуты и потребует только рулетку и, возможно, калькулятор.
Измерьте ширину видимого изображения на мониторе. Нас интересует значение в дюймах. Если на рулетке есть разметка в дюймах – прекрасно; если нет, то разделите полученный результат в сантиметрах на 2,54.
Разделите результат измерения (в дюймах) на число горизонтальных пикселей разрешения монитора (посмотрите в настройках компьютера). Полученное число и будет реальным разрешением монитора в пикселях на дюйм (PPI – pixels per inch).
Например, горизонтальный размер Dell 3007 составляет 64 сантиметра или 25,2 дюйма. Работая на разрешении по умолчанию (2560 х 1600 пикселей), он дает реальное разрешение в 2560 / 25,2 = 102 пикселя на дюйм.
Старенький ноутбук с монитором 12” имеет горизонтальный размер видимой части изображения 24.5 см = 9,65 дюйма, что соответствует разрешению (1024 / 6,65) 106 пикселей на дюйм. 17-дюймовый ноутбук Samsung дает разрешение 107 пикселей на дюйм (38 см = 14,96 дюйма. 1600 / 14,96 = 107).
Примерные реальные разрешения в пикселях на дюйм разных мониторов:
21-дюймовый ЖК-монитор:
30-дюймовый ЖК-монитор:
21/22-дюймовый ЭЛТ монитор
Знание реального разрешения монитора может помочь увидеть, что получится на печати. Например, работая на 30-дюймовом мониторе с разрешением 102 пикселя на дюйм и готовя фотографию для будущей печати с разрешением 240 точек на дюйм, стоит установить масштаб изображения в 50% (240 / 2 = 120, что ближе к реальному разрешению монитора в 102 точки на дюйм). Такой масштаб позволит более реально оценить, как будет выглядеть отпечатанный снимок. Алгоритмы масштабирования у Фотошопа и печатных машин отличаются, но такой метод все же позволит оценить требуемое повышения резкости более достоверно, чем рассматривание в масштабе 100%. Аналогично, для монитора с разрешением в 75 пикселей на дюйм и последующей печати на 300 DPI, рекомендуется просмотр в масштабе 25% (300 / 75 = 4, значит, ставим режим просмотра в масштабе 100% / 4 = 25%). Однако, старайтесь масштабировать, не используя нестандартные значения (66,7%, 33,3% и похожие): при таких значениях Фотошоп использует сильное сглаживание и картинка будет выглядеть мягче, чем на самом деле.
Основная мысль заключается в том, что, оценивая уровень повышения резкости на мониторе, мы не видим картинку, полностью соответствующую будущему результату. Наверное, будет разработана технология, которая аналогично сегодняшнему профилированию мониторов и принтеров по цвету, позволит «выстраивать профили» и по резкости. Пока же это невозможно, приходится держать соотношения разрешений в голове. И – основное и главное – выяснять экспериментально, какие установки позволяют получить ожидаемый результат впоследствии.
Отдельно будет рассмотрен вопрос о необходимости повышать уровень резкости изображений, предназначенных для печати, до практически некомфортного для просмотра на мониторе уровня: резкость, требуемая для получения четкого отпечатка значительно выше той, что нужна для просмотра снимка на мониторе.