Одним из первых материалов на vlador был перевод статьи Пола Фауста (Paul W. Faust) «Что фотографировать?», в которой автор рекомендует составлять списки возможных к фотографированию предметов и тем: список исподволь помогает видеть больше, чем привычным беглым взглядом, провоцирует искать предметы, поименованные в домашней заготовке.
«Фотофитнес» или «упражнения для фотолюбителя» в целом подталкивает в том же направлении - не смотреть, а видеть. Однако, основан он не на расширении, а напротив – на редуцировании и сознательных ограничениях, которые, по расхожему мнению, толкают к изобретательности.
Упражнение 1: Лотерея или ограничения в тематике
Вариация на тему списков, но «от противного»: если в «Что фотографировать?» придумывалось, на что еще можно навести фотоаппарат, тут – ограничиться рамками того, на что разрешается его навести.
Нарезаете лист бумаги на кусочки, на каждом пишете слово, сворачиваете и ссыпаете в вазу. Перед выходом на фотопрогулку достаете одну бумажку, читаете написанное и идете снимать.
Задача: принести с прогулки изображения слова, прочитанного на вытащенной бумажке. Подбирая слова, не ограничивайте фантазию, но избегайте полностью абстрактного – упражнение «прикладное», к «я так вижу» относится опосредованно.
Примеры слов:
Думаю, идея понятна. Хотите еще примеров? Пожалуйста: «ночь», «улица», «фонарь», «окно», «аптека».
Упражнение 2: Диета по-фотографически
Разрабатываем «фотодиету» и составляем список условий, которые будут определять сделанные кадры. На выбор предлагается два типа диет: техническая и композиционная.
Примеры технических блюд:
Композиционное меню:
Упражнение 3: Два десятка
Выберите место, остановитесь. Не двигаясь с места, сделайте 20 осмысленных кадров. С места не сходить, вертеться позволяется.
Если «осмысленных» получается не больше десятка, подсказка: выберите место, где можно позволить себе не спешить и ждать изменений в обстановке.
Повышение сложности: не выбирать локацию, а останавливаться, сделав заранее задуманное количество шагов или в процессе отказаться от зуммирования.
Упражнение 4: Десять к одному
Сделайте 10 отличающихся друг от друга осмысленных снимков одного объекта. Постарайтесь показать его в окружении.
Чем меньше размеры объекта, тем сложнее задача.
Упражнение 5: Десять кусочков
Вариация предыдущего упражнения, направленная не на раскрытие предмета в окружении, а на сам предмет: сделайте 10 снимков частей привычного объекта.
В зависимости от размера объекта, может понадобиться макро или телеобъектив.
Упражнение 6: Пятый угол или пьеса имеет право на такое прочтение
Сделайте 4 снимка, последовательно разместив объект в 4 углах кадра. Если есть возможность перейти на другую сторону - повторите упражнение или изначально выберите объект, позволяющий сделать 16 кадров – по четыре с каждой стороны.
Посмотрите, насколько разным может быть объект в зависимости от окружения и композиционного решения.
Упражнение 7: Одна кассета
Поиграйте в пленочную фотографию и ограничьте сессию одной кассетой – снимите не больше 24 или 36 кадров.
Подсказка: чтобы не тянуло сжульничать, найдите карту памяти на 256, 512 Мб или 1 Гб и снимайте только в RAW – 20 – 30 Мб одного кадра сделают из карты памяти аналог кассеты.
RAW-формате на самом деле полон неявных полезностей. О некоторых - в материале «Сырость или неявная польза RAW»
Упражнение 8 «Вслепую»
Может служить отдельным упражнением или усложнением предыдущего. Не пользуйтесь во время съемки встроенным дисплеем фотоаппарата для оценки результата.
Упражнение 9: Главный герой
Носите с собой небольшой предмет и включайте его в кадр, независимо от того, что и где вы снимаете. Всегда берите этот «фототалисман» с собой и придумывайте, как его «вписать» в кадр.
Упражнение 10: Автопортрет на фоне
Оцените будущий кадр и подумайте, где в нем есть место для главного героя, настройте фотоаппарат, включите задержку спуска и быстро-быстро займите выбранное место. Задача: быть в кадре не досадливой помехой, а важной частью композиции.
Для выполнения потребуется штатив, часто рекомендуется присутствие спутника, который будет охранять фотоаппарат, пока вы бегаете и композиционируетесь.
Упражнение 11: Смена парадигмы
Поработайте в непривычном для вас жанре. Вы увлечены студийными портретами? На денек – два попробуйте переквалифицироваться в стрит-фотографа. Снимаете архитектуру? Посетите спортивное соревнование. Пейзажист? Вас ждут портреты.
Упражнение 12: Семь составных частей
Постарайтесь передать на фотографиях семь составных частей/элементов одной сцены:
Упражнение 13: Шаги
На фотопрогулке останавливайтесь через заранее задуманное количество шагов и делайте один единственный кадр.
Упражнение 14: Два пути
Оставьте фотоаппарат спутникам или не доставайте его из кофра. Пройдите маршрут, ища сюжеты и удачные кадры. Возвращайтесь, не прекращая поисков. Повторите маршрут уже с фотоаппаратом, делая задуманные / увиденные кадры.
Главное упражнение: создавайте свои собственные
Комбинируйте упражнения, чередуйте, придумывайте свои. Смотреть и видеть – совершенно разные вещи – пленочная фотография заставляла видеть, цифровая – подталкивает просто смотреть. Искусственные ограничения заставляют выйти из своеобразной «цифровой зоны комфорта».
Непременное условие: не заставлять себя, а получать удовольствие от процесса. Фотофитнес совсем не должен быть схож с домашней работой у школьника, с тоской смотрящего на друзей, гоняющих в футбол, и с ненавистью – в учебник.
Февраль 2016 года
Write a comment
Иван (Friday, 19 February 2016)
Однако, надо испробовать.
Как бы, держа в голове выбранные условия не пропустить реального кадра.
Vlador (Friday, 19 February 2016 10:29)
Такая возможность существует независимо от упражнений. Джо МакНелли как-то сказал: I can’t tell you how many pictures I’ve missed just ‘cause I’ve been so hell bent on getting the shot I think I want. (Страшно подумать, сколько снимков я упустил просто из-за того, что был одержим снимком, который казался мне достойным.)
Иван (Thursday, 25 February 2016 06:07)
Посмотрел его снимки (Джо МакНелли), признаться, не впечатлился. Ну, те что на морде его сайта.
Всё-таки предпочту быть одержимым.
Владимир (Thursday, 26 May 2016 21:04)
чем бы дитя не тешилось лишь бы не руками
Vlador (Wednesday, 22 June 2016 14:56)
Оригинальное прочтение и неожиданный вывод.
Stanimir (Friday, 01 November 2019 08:36)
Очень полезно. Некоторые из вещей, упомянутых в статье, я сделал, прежде чем я прочитал статью