Для среднестатистического фотографа-любителя набор необходимых манипуляций в Фотошопе (да и в других графических редакторах) ограничен «любительскими» требованиями, предъявляемыми к фотографиям. Обычно он включает в себя кроп, ресайз, повышение резкости и правку в меню «Уровни» (Levels). Я бы хотел остановиться поподробнее еще на одном, по моему мнению, крайне необходимом действии – изменению контрастности всего изображения или его частей.
Контраст.
Наверное, первое действо, производимое мной над фотографией. Контраст – одна из важнейших составляющих качества любой фотографии: излишне контрастная фотография выглядит «жесткой», снимок с низким контрастом кажется блеклым, а цвета на нем – грязными.
Работа с контрастом через меню «Уровни» (Levels)
Многие «продвинутые» пользователи Фотошопа считают Уровни (Levels) злом, предпочитая тонкую настройку через меню «Кривые» (Curves). Работу в этом меню рассмотрим позже, а начнем с инструмента для чайников: с меню «Уровни» (Image>Adjustments>Levels). Признаюсь, что сам чаще всего пользуюсь именно им. Уровни – легкий и понятный инструмент изменения яркости и контрастности изображений. Подменю показывает нам гистограмму изображения с тремя ползунками под графиком и другие инструменты, но в рассматриваемой теме нас будут интересовать именно гистограмма и три этих слайдера.
Контрастность и яркость изображения изменяется перемещением этих трех ползунков. Шкала яркости имеет 255 градаций от ноля до 255 (информация в разделе «Гистограмма»). Три ползунка соответствуют черному (0), средним тонам (128) и белому (255). При перемещении ползунка черной точки вправо, к примеру, на 30 уровней яркости, все данные между 0 и 30 удаляются, а уровень 30 становится новой черной точкой (пиксели, которые имеют яркость 30 затемняются до уровня 0): фото становится контрастнее и темнее.
И наоборот, если вы переместите белый ползунок влево, фото станет контрастнее и светлее. Ползунок средних тонов (серого) позволяет корректировать яркость без отсечения данных.
Уровни очень удобны, если гистограмма не прикасается к краям (когда есть пустое пространство между краем графика и краем окна гистограммы). Такая гистограмма показывает, что фотографии не хватает контрастности - она выглядит плоской и "грязной". Перемещением черного и белого ползунков к краям графика можно обрезать пустые области, не содержащие информации, и повысить контрастность изображения. В большинстве случаев не стоит двигать ползунок туда, где появляется информация. Если сравнить гистограмму фотографии до и после корректировки уровней, ясно видно, что в исходном снимке данные располагались посередине - в области полутонов, а между графиком и краями окна были пустые области. На исправленном снимке края гистограммы начинаются от краев окна гистограммы, а информация располагается во всем диапазоне яркости от черного до белого.
В зависимости от конкретной фотографии и того, как Вы видите конечный результат можно либо оставить пустое пространство между ползунками и краем окна гистограммы, чтобы оставить снимку слегка мягкий, низкоконтрастный вид, или наоборот, обрезать информацию по краям графика, чтобы придать снимку жесткий – очень – контрастный - вид.
Бывают случаи, когда просто невозможно получить оптимальный контраст изображения без отсечения некоторых данных. Примером может служить фотография с присутствием ярких белых областей. Ползунок белого уже придвинут к краю графика, а требуемая контрастность еще не достигнута. Двигая ползунок дальше влево, Вы обрезаете информацию в светах, что приводит к появлению «выбитых» областей: белых плоских пятен, не содержащих никакой информации.
Решением будет использование маски слоя. Для того, чтобы исключить самые яркие области из процесса повышения контрастности, создайте второй слой, скройте его (нажмите на иконку видимости слоя) и вернитесь в основной слой. Повышайте контраст до требуемого уровня - не волнуйтесь, если нужно будет обрезать правый край графика и в светлых областях начнет теряться информация. Добившись требуемой контрастности, сделайте второй слой видимым и выберите его. Примените маску слоя Hide All (Скрыть все). Выберите кисть, которая подходит по размеру появившимся на снимке белым областям и установите жесткость (hardness) на 0%. Просто рисуйте на белых областях для возвращения потерянных деталей из второго слоя. Тот же метод применим и к темным областям фотографии, если в процессе повышения контрастности они стали излишне темными и потеряли информацию. Обращайте пристальное внимание на края между восстанавливаемыми областями и остальной фотографией: переход между областями с разной яркостью должен быть плавным и не должны появиться артефакты правки - яркие или темные ореолы..
Инструмент Brightness/Contrast
Фотошоп предлагает специальный инструмент для изменения яркости и контрастности изображения – меню Яркость/Контрастность (Image>Adjustment>Brightness/Contrast). Однако, он намного менее информативен и удобен: в суб-меню предлагается только два слайдера (один – для изменения общей контрастности изображения, другой – для изменения яркости) без какой-либо дополнительной информации. Поэтому я бы советовал использовать меню Уровней (Image>Adjustments>Levels).
Кривые
Использование маски слоя для того, чтобы избежать потери информации в светах (а следовательно, появления белых плоских участков на фотографии) является лишь одним из возможных решений. Альтернативным инструментом для работы над контрастностью изображений являются Кривые (Curves). В околофотографических кругах бытует мнение, что «настоящий фотограф-фотошопер» в принципе не должен касаться меню Уровней, а пользоваться исключительно инструментом Кривые (Image>Adjustments>Curves). Я почти всегда пользуюсь только меню Уровней и – по правде говоря – совершенно не чувствую себя ущербным…
В окне меню Curves гистограмма не присутствует: яркость отображается диагональной линией: левый нижний угол соответствует полностью черному, центр – полутонам, а верхний правый угол – полностью белому.
Меню Curves тоже позволяет обрезать области, не содержащие информации, но мне легче это делать в меню Уровней (Levels). Curves очень удобны, если нужно повысить контрастность в полутонах без обрезания краев гистограммы. Этот метод, названный «Кривой-S» (S-Curve), широко известен и пользуется популярностью. Для этого нужно придать кривой яркости форму латинской “S”: кликните на нижнюю половинку кривой яркости и перетащите точку чуть ниже, потом – на верхней половине кривой и перетащите чуть выше. Изменение контрастности при помощи меню Curves отлично работает для фотографий, уже содержащих и темные и светлые участки, но остающихся «немного скучными»: тогда, когда нужно исправить именно полутона.
Использование инструмента Тени/Света (Shadow/Highlight)
Основное предназначение инструмента Тени/Света (Image> Adjustment>Shadow/Highlight) – восстановление деталей в темных и светлых участках фотографии. Суб-меню инструмента – если поставить галочку в окошке «Показать другие возможности» (Show more Options) - содержит множество возможных регулировок, но для работы с контрастностью стоит использовать две: Amount (Количество) и Tonal Width (Тональная широта). Тени/Света стоит использовать, если в процессе повышения контрастности изображение потеряло детали в тенях или светах. Работать, соответственно, нужно либо с Тенями (Shadows), либо – со светами (Highlights).
Тени (Shadows). Слайдер Tonal Width определяет диапазон яркостей, которые будут считаться «тенями», а слайдером Amount определяется насколько «осветляются» темные участки. Попробуйте использовать следующие значения: Количество(Amount) - от 10% до 30%, а Тональная широта – от 2% до 8%. Это позволит вернуть детали в тенях, не понижая контрастности изображения. Если необходимо сделать светлее все изображение, то используйте 1% - 2% в Количестве (Amount) и 80%-100% в Tonal Width.
Света (Highlights). Работает аналогично: тональной широтой определяем, что считается «светами», Количеством – насколько будем их затемнять. Работая над восстановлением деталей в светах попробуйте использовать значения Количества 10-30%, а Тональной широты 1-5%. Чтобы сделать все изображение темнее – 1-5% и 70-90% соответственно.
При использовании инструмента Тени/Света обращайте внимание на возможное появление артефактов (ореолов) и увеличение цифрового шума на изображении.
Unsharp Mask и повышение контрастности.
Обычно Unsharp Mask (Filter>Sharpen>Unsharp Mask) используется для повышения резкости изображений. Но можно использовать его и для работы над контрастностью. Используйте методику, описанную в разделе «Повышение резкости» под названием «Метод Manny Librodo», завершая работу над контрастностью изображения. Она «закрепит» результат, достигнутый при помощи Уровней или Кривых и придаст фотографии некоторую насыщенность и интенсивность цветов. Установите в меню фильтра Unsharp Mask значение Amount в 20% и радиус в 50%.