Обзор и тест беззеркального (системного) цифрового фотоаппарата Fujifilm FinePix X-M1
Fuji X-M1 – третья (после X-Pro1 и X-E1) модель беззеркальной (или, если угодно, «системной») линейки Fuji X – был анонсирован 25 июня 2013 года.
Небольшое предисловие.
Fujifilm у многих фотолюбителей ассоциируется в первую очередь с качественными компактными цифровыми фотоаппаратами, оснащенными отличными матрицами собственного производства. На самом деле, Fuji обладает богатым опытом производства объективов и фотоаппаратов со сменной оптикой, накопленным задолго до появления в январе 2012 года системы Fujifilm X: в пленочные времена фирма выпускала дальномерные и зеркальные фотоаппараты Fujica.
«Цифровая зеркальная» история Фуджифилм 2000 – 2008 годов во многом основана на сотрудничестве с Nikon: компания использовала собственные матрицы и электронику, а донорами механики выступали фотоаппараты Nikon. В 1998-1999 году на рынок выпустили зеркальные цифровые фотоаппараты Fujix DS, разработанные совместно с Nikon. В 2000 году анонсировали Fujifilm S1 Pro (на основе Nikon N60), Fujifilm FinePix S2 Pro появился в 2002 году (донор - Nikon F80), FinePix S3 Pro - в 2004 (тоже Nikon F80) и FinePix S5 Pro (донором выступил Nikon D200) вышел в 2006 году. Все эти модели завоевали немалую популярность высоким качеством формируемого изображения, а цветопередачу Fujifilm S3 Pro и S5 Pro многие до сих пор вспоминают с ностальгией.
Успех фотоаппаратов Fuji очень во многом основан на отличных матрицах собственной разработки и производства. Компания постоянно экспериментирует с дизайном датчиков изображения: вспомним, например, несколько поколений SuperCCD моделей, первые из которых вышли на рынок в далеком 1999 году, или технологию EXR, анонсированную в 2008 году и заключающуюся в расположении решетки светочувствительных элементов по диагонали матрицы.
Вернемся к герою обзора. Fujifilm X-M1 использует матрицу Fuji X-Trans. При желании в сети можно найти подробную информацию об особенностях этого типа датчиков; если вкратце, то X-Trans – это «фирменный» вариант борьбы с оптическим низкочастотным фильтром от Fuji. Совсем утрированно: обычная байеровская матрица представляет из себя упорядоченный и структурированный набор светочувствительных элементов (пикселей), сгруппированных цветным фильтром в квадраты по 4 штуки. Такая упорядоченность часто приводит к появлению муара и искажению цветов при наличии на формируемом изображении мелких повторяющихся деталей/узоров (из-за наложения двух регулярных структур друг на друга). Оптический низкочастотный фильтр, который ставят перед матрицей, слегка «размывает» изображение (делает его менее структурированным) и таким образом борется с муаром. Обратной стороной использования фильтра является снижение детализации изображения. Fujifilm на матрицах X-Trans изменила группировку элементов цветным фильтром: пиксели сгруппированы квадратами по 36 штук (6 на 6), что делает датчик изображения менее структурированным, а присутствие пикселей R, G и B в каждой вертикальной и горизонтальной линейке пикселей снижает риск искажения цветов.
Фотоаппараты Fuji с матрицами X-Trans заслужили самые высокие оценки владельцев и пользователей, и я с нетерпением ждал возможности познакомиться с ними не шапочно, а обстоятельно и без спешки. «Незамутненности восприятия» способствовал тестовый набор из представителей начального уровня системы: если понравятся Fujifilm X-M1 в комплекте с объективом Fujinon XC 16-50/3.5-5.6 OIS, то логично предположить, что «продвинутые представители» будут только лучше.
Знакомство получилось неспешное и интересное: двухнедельная поездка с одновременным использованием 3 фотоаппаратов - героя обзора, топового компакта Nikon P7800 и оригинального Ricoh GR.
На отдельные странички вынесена информация о:
Быстродействие
Fujifilm X-M1 – модель отзывчивая и быстрая. После включения герою обзора нужно около полутора секунд на подготовку к первому кадру, автофокусировка медлительностью не раздражает (о чем пойдет
речь в соответствующем разделе обзора), навигация по меню и просмотр снимков происходит без задержек. Скорость серийной съемки соответствует заявленной (5 кадров в секунду с серией до 30 кадров).
Очистка буфера при серийной съемке требует некоторого времени, но мощный процессор EXR II не «замораживает» фотоаппарат - дисплей продолжает работать, можно компоновать и готовить следующий кадр.
Также расторопно происходит обработка снимков встроенным RAW-конвертером.
Время между снимками составляет чуть меньше секунды без использования встроенной вспышки и от 1,5 до 2 секунд при съемке со вспышкой.
Задержка спуска затвора (shutter lag) не воспринимается – производитель оценивает ее в 0,05 секунды, но в реальности ощутить эти пять сотых секунды невозможно.
В целом, герой обзора не вызвал никаких нареканий на быстродействие.
Экспозамер, экспонометрия, режимы съемки, динамический диапазон
Встроенный экспонометр Fujifilm X-M1 работает надежно и предсказуемо, результаты на удивление часто отвечают моим представлениям о «правильной» экспонометрии – субъективно автоматика чуть недодерживает кадр (где-то на треть ступени), что в сочетании с внушающим уважение динамическим диапазоном и уверенным сохранением деталей в светах и тенях позволяло мне много реже обычного использовать компенсацию экспозиции.
Динамический диапазон определенно заслуживает всяческого уважения: по этому показателю герой обзора показался одним из лидеров среди знакомых мне APS-C фотоаппаратов – большой плюс в копилку положительных эмоций и впечатлений от модели.
Fujifilm X-M1 дружелюбен к фотолюбителям, использующим автоматические режимы съемки. В дополнение к привычному автоматическому режиму предлагается «улучшенный SR+», в котором автоматика распознает типичные сюжеты и выбирает наиболее подходящие настройки исходя из 54 предустановленных вариантов. Для недоверчивых на дисплей после фокусировки выводится соответствующая выбранному автоматикой сюжету пиктограмма, для совсем недоверчивых предлагается выбор из 12 самых распространенных сюжетов вручную, а 3 основных предустановки (портрет, пейзаж и спорт) вынесены на диск выбора режимов.
Почти не использовал привычную для фотоаппаратов Fuji функцию «расширения динамического диапазона». Традиционно предлагаются 4 варианта настроек: Авто, 100%, 200 и 400%. В зависимости от выбранного варианта фотоаппарат для высококонтрастных сцен выборочно применяет коррекцию экспозиции к светам и теням на 1 (для режима 200%) или 2 (режим 400%) ступени. Функция реализована на удивление корректно, неестественность неумелого HDR появляется крайне редко и смело можно оставлять фотоаппарат в режиме Авто – повторюсь, что динамический диапазон Fuji X-M1 позволяет герою обзора не злоупотреблять эффектом.
Экспонометрия оставила только положительные эмоции. Подтверждением тому может служить тот факт, что я почти не снимал в RAW (только для тестирования и при съемке при искусственном освещении). Причина не столько в отсутствии в моем арсенале достойного RAW-конвертера, работающего с файлами Fuji X-M1, но в том, что JPEG в большинстве случаев отвечает ожиданиям и отменно поддается коррекции при постобработке – посмотрите на приведенном примере, сколько информации присутствует в намеренно недоэкспонированном кадре (сознательная экспокоррекция в минус, без применения каких-либо улучшайзеров). Добавьте к сказанному возможность гибкой настройки - принудительного введения экспокоррекции отдельно по светам и теням.
Подведем итог: нареканий на работу экспонометра нет. Кстати, у Fujifilm X-M1 есть грамотно реализованный режим мультиэкспозиции.
Чувствительность, шум и шумоподавление
Базовый диапазон чувствительности Fujifilm X-M1 составляет ISO 200 - 6400, изменяемый с шагом в 1/3 ступени и расширяемый до ISO 100, ISO 12 800 и 24 600.
Герой обзора порадовал чистой и малошумной картинкой. Прорыва не случилось, но по уровню шума Fujifilm X-M1 относится к лучшим представителям цифровых фотоаппаратов с матрицей APS-C размера.
Диапазон ISO 200 – 800 не вызывает никаких нареканий ни в JPEG, ни в RAW. На ISO 1600 умеренная зернистость в RAW и при тщательном рассмотрении можно заметить следы работы шумодава на JPEG снимках. Значение ISO 3200 полностью приемлемо, на ISO 6400 шум присутствует, но не до степени, не позволяющей использовать кадр для печати небольшими размерами. Для фотолюбителя рабочим можно назвать весь диапазон ISO 200 - 6400. Даже на ISO 12 800 и 25 600 явный и назойливый шум не препятствует «любительскому» использованию снимков – сохраняется на удивление неплохая детализация, а RAW тянется успешно (расширенный ISO недоступен при съемке в RAW, но можно просто недоэкспонировать RAW-кадр на одну или две ступени и достичь результата при постобработке).
Алгоритмы работы внутрикамерного подавления шумов не вызывают нареканий – корректно, аккуратно и с правильным соотношением шумоподавления/сохранения детализации.
Баланс белого, цветопередача, пресеты
Автоматический баланс белого уверенно и надежно работает при естественном освещении и часто ошибается при искусственном. Съемка при искусственном освещении требует внимательной оценки результатов и поиска наиболее подходящей из предлагаемых предустановок в каждом конкретном случае, снимать в JPEG, оставив настройки ББ на «авто», я бы не советовал. На приведенном примере автоматика корректно сработала со светом фар и ошиблась с фонарями.
Цветопередача и контрастность в JPEG заслуживает только похвалы (с оговоркой про работу в искусственном освещении). Цвет в RAW-файлах показался несколько приглушенным.
Владельцу на выбор предлагается 8 предустановленных эффектов обработки («Toy Camera» - Виньетирование, «Miniature» - Миниатюра, «Dynamic Tone» - Динамичные цвета, «Pop Colour» - контрастные цвета, «Soft Focus» - Мягкий фокус, «High Key» - Высокий ключ, «Low Key» - Низкий ключ и «Partial Color» - Частичный цвет). Я бы не рекомендовал использовать пресеты в критически важных кадрах – мне результат показался излишне «обработанным» и с налетом искусственности (правда с фильтром Partial Color я побаловался: возможность задать один из 6 на выбор цветов – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый – и фотоаппарат выдаст черно-белый, за исключением выбранного цвета снимок, забавна).
Режимы моделирования пленки использовать настоятельно рекомендую. Их у героя обзора 5 и основаны они, по словам производителя, на имитации известных фотопленок Fuji: «Provia» (стандартный) - естественная цветопередача, «Velvia» (насыщенный) – насыщенные цвета, «Astia» (приглушенный) - мягкие цветовые переходы, «Sepia» (сепия) и «Black & White» (черно-белый).
Фокусировка
Fujifilm X-M1 предлагает на выбор 49 точек автофокуса (7 на 7 зон фокусировки). Беззеркальные фотоаппараты Fuji нередко критикуют за задумчивость автофокуса. Меня связка Fujifilm X-M1 с объективом XC 16-50/3.5-5.6 OIS в комфортных условиях освещения медлительностью не раздражала. Понятно, что несравнимо с мгновенностью фазовой автофокусировки зеркальных фотоаппаратов и несколько медленнее многих беззеркальных конкурентов, но не до степени, когда это становится помехой и ограничивающим фактором. При недостатке света скорость автофокуса находится на грани комфортной, но чаще раздражает невысокая цепкость – вина в том мотоаппарата или китового XC 16-50/3.5-5.6 OIS неясно, но нередко фотоаппарат не может зацепиться за несложный объект (при благоприятном освещении это случается тоже несколько чаще привычного). Сказанное в полной мере относится и к работе следящего автофокуса, который еще и плохо дружит с ведением небольших по размеру объектов.
К точности без претензий, промахи случаются, но не чаще ожидаемого, да и тестировался фотоаппарат с объективом начального уровня. Ручная фокусировка реализована достаточно удобно для компактного фотоаппарата (правда переключаться в режим ручной фокусировки приходится через меню). Удобству и точности ручной фокусировки в немалой степени способствуют отличный дисплей с шкалой расстояний, выводимой при ручной фокусировке, и помощь через выделение границ предметов, находящихся в фокусе (focus peaking).
Если вкратце, то автофокус героя обзора можно покритиковать, но среднестатистический фотолюбитель в большинстве съемочных ситуаций не будет разочарован.
Встроенная вспышка
X-M1 оборудован «Супер-умной встроенной вспышкой» (Super Intelligent Flash). Вспышка умеет работать в качестве ведущей при использовании внешних, конструкция позволяет отогнуть ее голову при
съемке вверх, чтобы работать с отраженным светом.
Оставим громкое название на совести маркетологов, но вспышка героя обзора действительно заслуживает всяческих похвал: несмотря на небольшую мощность (ведущее число 7 при ISO 200) она определенно
«приходится ко двору», уверенно работает во всех режимах, отменно выступает в роли заполняющей.
Экспонометрия и баланс белого при съемке со вспышкой работают правильно.
Видео
Fujifilm X-M1 умеет снимать Full-HD видео при 30 кадрах в секунду. Качество записи высокое, детализация без нареканий, радует возможность применения режимов моделирования пленки. Тем не менее, в качестве продвинутого видеограферского инструмента X-M1 рассматривать не стоит – герой обзора в первую очередь фотоаппарат, а видеосъемка для него – функция факультативная: контроль над видео ограничен (экспонометрия только автоматическая, фокусировка либо ручная, либо 2 варианта автоматической – непрерывная (небыстрая, тяготеющая к потере объекта) или фиксированная на момент начала видеозаписи), уровень записи аудио не регулируется.
Аккумулятор
Fujifilm X-M1 откровенно понравился, поэтому приходится выискивать недостатки для того, чтобы обзор получился сбалансированным. Докладываю: аккумулятор тестового экземпляра оказался слабоват – производитель обещает 350 снимков на одной зарядке. Я бы оценил живучесть где-то в 300 кадров. Вполне вероятно, что виной тому аккумулятор тестового экземпляра (что косвенно подтверждается характерной работой индикатора зарядки – только-только было 2 деления из трех и буквально через пару-тройку десятков кадров фотоаппарат жалуется на низкий заряд батареи). Так или иначе, покупка второго аккумулятора явно будет не лишней.
Приятные дополнения
Вкратце еще о двух понравившихся способностях и функциях фотоаппарата.
Заключение
Fujifilm X-M1 определенно понравился. Фотоаппарат умеет снимать и делает это настолько хорошо, что даже отсутствие видоискателя не смогло испортить крайне позитивное впечатление от знакомства с моделью.
В плюсах героя обзора:
Но главное - отличное качество формируемого изображения, основывающееся в частности на:
Теперь давайте придираться и искать минусы:
Минусы (за исключением первого пункта) – скорее частности и они смогли испортить мнение о Fujifilm X-M1: отличный фотоаппарат, неизменно радующий высоким качеством формируемого изображения.
Без тени сомнения рекомендую всем планирующим покупку фотоаппарата.
Благодарю представительство Fujifilm в России за предоставленную возможность познакомиться с фотоаппаратом.
май 2014 года
Write a comment