Несколько цитат с форумов клуба.фото.ру о Nikon D40 (орфография и пунктуация сохранены практически без изменений)
«однозначно д40....чего тут думать»
«D40 лучшая камера у Nikon по детализации и цвету, альтернатива ей по цвету только D50, но у этой стёклышко перед матрицей потолще стоит, поэтому мыльная она, по детализации D70 вровень с ней, но эта шумнее в тенях и по некоторым цветам врёт. если поставите фикс Nikon 35мм, то своими картинками будете рвать здесь практически все камеры по любой цене кроме FUJI»
« Д40 хорошая камера. Имея Д90, для себя снимаю исключительно на Д40»
«Были бы вы немного дольше в клубе, то знали бы, что D40 порвал все камеры в прошлом настоящем и будущем.....
а клуб владельцев D40 это секта, с членами которой лучше не спорить.... камера ничего особенного, но есть мифы про жирный пиксель, толщину фильтра перед матрицей и магию CCD»
Уже из цитат видно, что Nikon D40 – фотоаппарат, вызывающий массу эмоций. Но нужно отдать ему должное – эмоций от нейтральных («фотоаппарат, как фотоаппарат»), до восторженных («рвет все и вся, как Тузик грелку»). Негатива очень немного. А ведь цитирую я обсуждение конца 2010 года, когда всерьез говорить о 6 или 8 мегапикселях как-то и не принято.
Я не совсем правильный фотолюбитель – нахожу положительные стороны там, где для большинства лежит лишь повод для бесконечных форумных потасовок. И если периодические стычки на фотофорумах – Никон vs Кенон vs Сони vs Олимпус vs все против всех – обсуждающие разницу в картинке/изображении – имеют основание, то разговоры об удобстве пользования «от марки к марке» я считаю кокетничаньем и капризностью – эргономика и управление суть вещи разные. Управление и пользование фотоаппаратом – в большей степени вопрос привычки: представим водителя, заявляющего, что он может ездить только на БМВ, а вот на Ауди – ну просто никак не способен. Логика фотоаппаратов одной марки – это вопрос привычки. Простой пример: общаясь в основном с Canon (и в последнее время с Olympus), я постоянно пытаюсь снять объектив с Никона, поворачивая его в «кеноновском» направлении.
А вот эргономика на самом деле фактор значительный, но он варьируется от модели к модели, а не от фирмы к фирме. Меня дико раздражает тумблер включения на Canon, нравится на Nikon и сам просится к включению на Olympus E-420. Canon EOS 350D и EOS 400D никак не ложатся в руку, а Canon EOS 300D и EOS 1000D удобны.
К чему я веду? Нет плохих и хороших систем – они просто разные. Но каждая достойна и способна приносить массу удовольствия фотолюбителю. В этом я в очередной раз убедился, поработав с Никон Д40.
Nikon D40 - доступный, компактный цифровой зеркальный фотоаппарат, младший брат D50 – не только по возрасту (Nikon D50 вышел на рынок в апреле 2005 года, а d40 – в ноябре 2006), но и по функциональности и цене. D40 был выпущен в качестве модели «самого начального уровня» в линейке Nikon, чем и объясняется урезанная функциональность. Самым большим минусом D40 является отсутствие внутреннего мотора автофокуса - автофокус работает только на объективах AF-S и AF-I (со встроенным моторчиком автофокуса). Другие «минусы»: три точки автофокуса (хотя я уже смирился с этим на Olympus E-420), отсутствие брекетинга экспозиции и фиксированный шаг изменения в 1/3 EV, отсутствие верхнего дисплея. Общим у D40 и D50 являются шестимегапиксельная матрица и 420 сегментный датчик экспозамера.
В плюсах: очень удобное настраиваемое Auto ISO (выбор максимального ISO/выдержки), 95% 0,8х видоискатель, 420 сегментный датчик экспозамера, удобный пользовательский интерфейс и, конечно, компактность – аккуратный небольшой корпус.
Основные технические характеристики:
D40 был и остается самым компактным и легким зеркальным цифровым фотоаппаратом от Nikon – сменивший его D60 на несколько миллиметров, но больше. Размеры, однако, не влияют на удобство пользования и ощущение качественной вещи. По размеру фотоаппарат сравним с Canon EOS 400D – но чуть-чуть меньше.
Nikon D40 – модель не новая, трудно избавиться от сравнения с более поздними моделями, что было бы не совсем корректно – революции в зеркальных цифровых фотоаппаратах не произошло, но за 5 прошедших лет техника шагнула вперед значительно. Поэтому и подход будет «с оглядкой на возраст»: не констатация очевидных фактов (заведомо ниже скорость и оперативность отклика фотоаппарата, выше шумность, нет уже привычных LiveView и съемки видео), а проверка, насколько фотоаппарат пригоден к работе по привычным на сегодня стандартам.
Комплект поставки:
Nikon D40 – фотоаппарат небольшой, но с очень удобным для меня хватом: с корпуса не «сваливается» мизинец правой руки (как в случае с Canon EOS 350D/400D) – вернее, редко сваливается. При схожих с Canon 400D размерах, у Nikon D40 глубокая ручка.
Корпус полностью из пластмассы (наивно ждать другого от фотоаппарата этой ценовой категории). Однако, субъективно и тактильно Nikon D40 ощущается надежные и качественнее, чем Canon EOS 350D/400D. Мне напоминает Canon EOS 300D - и по качеству сборки, и качеству пластмассы. Отсутствие в комплекте привычной для фотоаппаратов Nikon защиты дисплея из прозрачной пластмассы – еще один признак бюджетности D40.
Пользовательский интерфейс удобный, особого привыкания не потребовал – похож на интерфейс знакомого мне Nikon D200.
Верхний дисплей отсутствует, а его функции выполняет основной дисплей фотоаппарата. Для того, чтобы вызвать информацию о текущих настройках, нужно нажать кнопку “Info”, расположенную рядом с кнопкой спуска затвора. Для изменения установок: заходим в дисплей статуса (кнопка “Info”), нажимаем кнопку 'i' (нижняя кнопка слева от основного дисплея, она же кнопка увеличения при просмотре) для переключения в режим настройки, перебираем настройки при помощи мультиселектора и нажимаем “OK”, чтобы изменить и подтвердить изменения.
Видоискатель неплох для компактного пента-зеркала. Увеличение 0.8x. Резиновый окуляр непривычно мал – нареканий с точки зрения эргономики особых не вызвал, но – откровенно не нравится. А вот диоптрийная регулировка просто раздражает: привычное колесико заменено слайдером, которым очень неудобно пользоваться (особенно, глядя в видоискатель), да и с точностью настройки трудности – передвигается слайдер с усилием, размера небольшого и поэтому постоянно проскакиваешь мимо требуемого положения. Вся необходимая информация в видоискателе представлена; слегка раздражает, вероятно, для многих полезная функция: фотоаппарат часто высказывает владельцу свое несогласие с выбранными настройками миганием знака вопроса, предлагая нажать на кнопку “I” и получить рекомендации. Обычно все сводится к предложению использовать встроенную вспышку.
Немалый для меня плюс: точек автофокуса у Nikon D40 всего три, но подсвечиваются они в видоискателе ярко и явно, что много более приятно бледного отсвета Olympus E-420 и даже ярче не вызывающих нареканий фотоаппаратов Canon. Кстати, очень помогало бороться со случайным переключением автофокуса с центральной точки на боковые.
Крышка отсека карт памяти расположена справа на рукоятке. Слот стандартный и удобный: карта легко вынимается и вставляется.
Все разъемы расположены на корпусе слева и защищены резиновой заглушкой. Сама «резиновая» идея мне не нравится и неудобна (независимо от фирмы-производителя), но отдадим должное – на Nikon D40 заглушка удобнее, чем на Canon, но проигрывает Olympus. Для меня до сих пор остается загадкой, почему отсеки с разъемами прикрываются резиновыми заглушками, а не оборудуются нормальными дверцами?
Батарейный отсек находится в основании рукоятки. Nikon D40 использует компактные литий-ионные аккумуляторы EN-EL9 емкостью 1000 мА/ч. Металлическое гнездо установки штатива выровнено с центром объектива и фокальной плоскостью.
Встроенная вспышка D40 поднимается либо автоматически (в полностью автоматическом или программных режимах), либо принудительно, нажатием кнопки вспышки. Эта же кнопка отвечает за настройки вспышки и компенсацию экспозиции при съемке со вспышкой: удерживайте ее нажатой и изменяйте настройки основным диском выбора. Ведущее число встроенной вспышки 17 (м при ISO 200).
Все органы управления на верхней части корпуса сосредоточены справа. Спереди обычный для Nikon комбинированный выключатель питания/кнопка спуска затвора, за ними кнопка "Info" включения дисплея статуса и кнопка компенсации экспозиции, дальше – колесо выбора режимов съемки. На задней стенке фотоаппарата – под большим пальцем – расположена кнопка блокировки AE/AF и основной диск выбора. Диск выбора горизонтальный, по расположению схож с Olympus E-420, и также удобно крутится большим пальцем правой руки.
Одновременно нажмите и удерживайте кнопки “Info” и увеличения более двух секунд, и фотоаппарат сбросит текущие настройки: очень полезно и удобно. Жаль, что в Canon такого нет.
Основной (и единственный) дисплей расположен на задней стенке фотоаппарата. Слева от него в ряд расположены кнопки просмотра, меню, помощи и увеличения. Справа мультиселектор и кнопка удаления. Мультиселектор мне меньше по душе, чем колесо у Canon, есть и явная претензия: на него завязан выбор точки фокусировки и я с завидной регулярностью случайно переключаюсь с центральной точки автофокуса (которой пользуюсь в подавляющем большинстве случаев) на правую, что не добавляет оперативности и раздражает.
Автофокус не самый быстрый по сегодняшним меркам, но не настолько, чтобы мешать фотографировать с удовольствием даже китовым объективом Nikon AF-S DX Nikkor ED 18-55/3.5-5.6 GII. К точности и цепкости претензий никаких. Отличная лампа подсветки автофокуса, яркая и мощная.
О «китовых» объективах Nikon стоило бы сказать отдельно – я до сих пор считаю наплевательское отношение Canon к начинающим фотолюбителям (ничем другим объяснить Canon EF-S 18-55/3,5-5,6 нельзя) серьезным маркетинговым просчетом. Выход Canon EF-S 18-55 IS – не просто улучшенного, а совершенно другого по качеству изображения объектива – говорит, что ошибку наконец-то признали и исправили. Nikon AF-S 18-55/3.5-5.6 считается наименее предпочтительным китом от Никон, но он не вызывает серьезных нареканий и разочарования на Nikon D40 по цветопередаче и резкости (хроматические аберрации и склонность к «зайцам» забудем).
Слева спереди расположены кнопки подъема/управления вспышкой и программируемая кнопка таймера автоспуска. Я перепрограммировал ее на изменение значения ISO.
Функция «Справки» пришлась по душе: этакий отголосок компьютерной революции – нажимаешь и держишь кнопку помощи, а фотоаппарат рассказывает тебе, что и зачем.
Nikon D40 может редактировать полученные изображения. Меню редактирования вызывается нажатием кнопки “OK” на мультиселекторе в режиме просмотра. Функция для меня неочевидная: оценивать и редактировать фотографии на 2.5 дюймовом дисплее затруднительно. Думаю, что это некий маркетинговый ход 2006 года, рассчитанный в основном на новичков.
Скорость работы в целом не мешает (как в случае с Canon EOS 300D), но по сегодняшним меркам конечно не на высоте. Может быть стремлением обеспечить приемлемую скорость работы с картами памяти объясняется крайне неудобное для меня ограничение на качество Jpeg при съемке Raw+Jpeg – только низкое качество. Серийная съемка тоже не блещет – 2.5 кадра в секунду. А вот звук затвора Nikon D40 мягкий и негромкий, звучит уютно.
Nikon D40 обеспечивает в общей сложности шесть внутрикамерных установок резкости, от -2 до +2, а также отключено. Резкость – одна из сильных сторон этого фотоаппарата. Для меня комфортный уровень обеспечивается установкой на «0», на +2 создается впечатление перешарпа. Шумность на рабочих значениях ISO не раздражает. Откровенно, я ожидал худшего: Nikon D40 позволяет снимать на ISO 800, может быть из-за неагрессивного характера шума – ISO 800 на Olympus E-420 мне нравится меньше. Внутрикамерные установки цвета по умолчанию – субъективно – рассчитаны на пользователей компактных фотоаппаратов: с яркими цветами и подчеркнутыми зеленым и синим. Мне нравится внутрикамерный Jpeg Nikon D40 – отличная резкость и насыщенные цвета подходят идеологии фотоаппарата для любителей. Не знаю, какую роль в этом играет матрица CCD, которую до сих пор вспоминают на фотофорумах. В принципе, качество изображения лучше знакомых мне конкурентов D40: даже сегодня совершенно не раздражает, а с учетом возраста - вызывает уважение.
Матричный экспозамер на удивление хорош, позволяя брать максимум от не самого широкого динамического диапазона матрицы, отлично отрабатывает непростые сцены – я редко переключался на точечный и реже обычного пользовался компенсацией экспозиции. Автоматический баланс белого при искусственном освещении не просто ошибается, а нагло врет.
В плюсах Nikon D40:
В минусах:
Nikon D40 был и остается одним из самых «эмоциональных» фотоаппаратов фирмы, о чем свидетельствует его популярность через долгие 5 лет после выхода на рынок. Неоднозначный маркетинговый ход (выпустить 6-мегапиксельный фотоаппарат во время, когда 8 Мп уже были практически прошедшим этапом, да еще и отрезать от него большинство «родных» объективов, убрав привод автофокуса из тушки) – смелый поступок. Вероятно, рынок не оценил его, поэтому в марте 2007 года вышла 10-мегапиксельная версия Nikon D40x. Даже на момент выхода, Nikon D40 отставал от основных конкурентов по мегапиксельности – Canon EOS 350D с 8 мегапикселями уже второй год был на рынке. Прошло несколько лет и принцип разумной достаточности начал сказываться и в цифровых зеркальных фотоаппаратах. Нет, я не имею в виду, что все бросились скупать модели с меньшим разрешением; просто присутствие 10 – 15 - 20 мегапиксельных моделей перестало загонять в гроб фотоаппараты с меньшим разрешением: у них есть свои преимущества и поклонники. Это еще раз подтверждает, что главным является качество изображения (не мегапиксельность, не дополнительные функции и примочки). А с качеством изображения у Nikon D40 все в порядке.
D40 - функциональный, компактный, легкий и простой в использовании фотоаппарат. Один из зеркальных цифровых фотоаппаратов, который можно просто взять и начать фотографировать. Если бы не 5 лет с момента выхода модели на рынок, я бы с удовольствием рекомендовал его в качестве первой зеркалки тем, кто решил пересесть с компактного цифрового фотоаппарата. Мне Nikon D40 понравился.
январь 2011 года