Людей фотографирующих, с определенной долей упрощения, можно разделить на две категории: старающихся "зафиксировать" какие-то моменты своей жизни, с одной стороны, и стремящихся к самовыражению (вот так вот пафосно), с другой. Фотолюбители находятся на пересечении этих двух групп: фотография – это часть их жизни, но процесс не ограничивается «фиксацией» моментов, событий и изображений, а обогащается стремлением достичь определенного технического и художественного мастерства – выразить себя.
Из классификации выпадают люди, зарабатывающие фотографией, но мы говорим о любителях: профессионалы сами разберутся, кто они и что им необходимо.
Исходя из этой доморощенной классификации, давайте и фотоаппараты разделим на две группы: те, которых будет достаточно для первых, и те, которые необходимы вторым. Именно "достаточно" и "необходимо".
"Достаточно" потому что часто "избыток" функциональности (а наряду с ней размера, веса и необходимых "дополнений", вкупе с потраченными деньгами) приводит к отторжению от фотографии. "Необходимо" из-за того, что техническая сторона фотографии составляет ее немаловажную часть и обеспечивает умелому любителю требуемый инструментарий.
Крамолу скажу: услышав в разговоре о фотографической технике и инструментарии одну из распространеннейших мантр околофотографов «Снимает не камера, а фотограф», закрывайте уши от дальнейших «открытий» и сентенций произнесшего ее. Это лакмусовая бумажка, позволяющая оценить уровень собеседника: в разговоре о фототехнике фраза неуместна, а если речь идет о творческой стороне фотографии, то – банальна донельзя. Понятен посыл человека, произнесшего «It’s not the camera, it’s the man»: донести до слушателей простой факт, что техника – это немаловажная, но – всего лишь часть фотографии, и нужно помнить – в первую очередь - о творческой составляющей фотографии. Трудно с этим поспорить. Однако, она ни разу не применима в качестве аргумента при обсуждении технического инструментария фотографа. А талант ни в коем случае не отрицает ремесла.
По аналогии:
«Перемещается не автомобиль, а водитель (Поэтому Шумахера не сажали за руль Запорожца – порвал бы всю Формулу 1).
«Оперирует не скальпель, а хирург» (Именно поэтому талантливые хирурги все чаще и чаще переходят на кухонные ножи).
«Играет не скрипка, а скрипач» (Именно поэтому все чаще и чаще гениальные скрипачи предпочитают играть на расческе, обернутой бумагой, оставив инструмент в гримерке).
«Сверлит не станок, а фрезеровщик» (Поэтому ручных дрелей днем с огнем не найти – талантливые ремесленники осознали – станки с ЧПУ не дают простора для творчества).
Итак, для человека, старающегося просто зафиксировать визуальную картинку, достаточно обычной "мыльницы". Скажу больше: хватит даже 2х - 3х мегапиксельной камеры в телефоне (смотрите тему "сколько нужно мегапикселей" в разделе "Советы"). Неоспоримым "плюсом" такого решения будет то, что компактный фотоаппарат можно носить с собой постоянно, а качества фотографий будет более чем достаточно для просмотра на мониторе компьютера и печати размером 10*15см.
Определяющими характеристиками такого фотоаппарата будут: размер корпуса, размер матрицы, диапазон фокусных расстояний и светосила объектива, наличие стабилизатора изображения. Линейка цифровых фотоаппаратов разных производителей насчитывает не один десяток камер - как выбрать? Предполагая, что вопросы качества фотографий стоят не на последнем месте, я бы предложил следующий алгоритм:
Такой вот алгоритм, позволяющий шаг за шагом сокращать количество возможных к покупке моделей.
Для "просто любителя" подойдет "просьюмер" или зеркальный фотоаппарат начального уровня. "Продвинутость" уже предполагает увлеченность и стремление к контролю над процессом съемки. Хочется фотографировать не на автомате, а иметь возможность сознательно влиять на результат. Здесь, кроме вышеприведенных критериев, добавляются еще два:
В остальном алгоритмы выбора схожи.
Для любителей "пропащих и напрочь увлеченных" выбор значительно сложнее. Именно для них и прозвучала фраза о главенстве фотографа над аппаратурой: стремление к "самому лучшему" и постоянное перебирание фототехники часто подменяет собой саму фотографию и техническая сторона процесса полностью «перебивает» творческую. Советовать невозможно; позволю высказать только одно: сдерживайте себя! Арсенал фототехники и «профессиональность» фотоаппарата не имеют прямой связи с качеством фотографий (не «фоток», а «фотографий»).
Ну вот и я в банальности ударился…