Обзор и тест цифрового зеркального фотоаппарата Sony Alpha A350.
Мне нравится продукция Sony и я пытался следить за развитием линейки Sony Alpha – зеркальным наследием Konica-Minolta. Успехи Sony на ниве зеркальных цифровых фотоаппаратов пока не впечатляют, а заявленные 20% рынка к 2010 году остались красивой, но несбывшейся мечтой (а вот 42% рынка компактных цифровых фотоаппаратов – который в 10 раз больше рынка «зеркалок», уважение внушают, да и на домашнем рынке Sony заняла 20% «зеркальных» продаж). Nikon же с Canon в 2010 году так и занимали более 80% мирового рынка зеркальных цифровых фотоаппаратов. Кстати, нужно будет проследить за еще одной мечтой: Nikon клянется забрать 50% мирового рынка цифрозеркалок в 2012 году.
Sony купила Коника-Минолта всего 5 лет назад – в 2006 году, начав поход в «зазеркалье» с нижнего – самого массового сегмента. Но – при поддержке Цейсса и с заявкой на средний сегмент выпуском полнокадровых Alpha 850 и 900. Если 900-ку сменит менее уродливый внешне фотоаппарат, у меня будет серьезное искушение изменить Canon - такое впечатление, что дизайн Alpha 900 заказывали у Subaru: функциональность на фоне мягко говоря неоднозначной внешности. Стратегия же вполне ясна и понятна: отъедать куски у лидеров в массовом сегменте, пытаясь достичь критической массы (запросы растут и фотолюбители чаще всего лезут все выше и выше – а там, глядишь, и производство проффотоаппаратов станет выгодным из-за достигнутых объемов). Одновременно создается линейка цейссовской оптики – именно для дальнейшей экспансии в верхние сегменты.
Все это делается вроде бы не спеша и потихоньку (если конечно не считать запуска А100, когда пришлось объяснять всему миру, что зеркалки теперь есть и у Sony). Причиной тому еще и присущее Сони стремление делать новое в привычном: создать новый класс, избегая лобовой конкуренции. За примерами далеко ходить не надо: LiveView от Sony для владельцев компактов, переходящих на «зеркало» - привычное визирование по дисплею, но со скоростью зеркалки. Все ругаются на маленький видоискатель того же Аlpha 350 – а он там просто в угоду зеркальщикам, а не для основной целевой группы – пересевших с компактных цифровиков.
Был и просчет – работали над полупрозрачным зеркалом, а нож в спину получили от Олимпуса с беззеркалками со сменными объективами. И ведь пошли прямо в противоположном направлении – Сони пыталась приблизить зеркалку к компакту, а эти наоборот – компакт к зеркалке. Я не думаю, что беззеркалки со сменными объективами ждет яркое будущее - сейчас они на высоте из-за новизны, да и выгодны производителям – по себестоимости всяко меньше традиционного зеркального фотоаппарата, а цену на них ставят премиум. Прозрачное зеркало от Sony выглядит предпочтительнее, а бум беззеркалок со сменной оптикой пройдет и они станут тем, чем и должны были быть с самого начала: альтернативой компактным цифровым фотоаппаратам (здесь я не согласен с аналитиками, предсказывающими что к 2013 году беззеркалки со сменными объективами обгонят по продажам зеркальные фотоаппараты, хотя до сих пор им удается «отъедать» рынок). А вот Sony пришлось срочно догонять Olympus, выпуская на рынок NEX, настолько же уродливый и неудобный, насколько технически привлекательный.
Sony «стреляет сериями»: зеркальные фотоаппараты начального уровня выпускаются очередями по несколько моделей, незначительно отличающихся между собой, но «перекрывающих» целевой рынок. Так было и в январе 2008 года, когда одновременно были представлены Sony Alpha А200, Alpha А300 и Alpha А350. Модели очень близки с точки зрения цены и возможностей: А200 – 10 Мп, А300 – 10Мп и LiveView, А350 – еще плюс 4Мп на матрице.
Я давно хотел познакомиться с зеркальными цифровыми Sony. Недавно представилась возможность не спеша опробовать Sony Alpha А350. На момент выхода в начале 2008 года фотоаппарат неплохо смотрелся в окружении конкурентов: быстрый LiveView, 14 мегапиксельная матрица, откидывающийся дисплей, приятности типа активации автофокуса глазом и системы «расширения динамического диапазона».
Технические характеристики:
Комплект поставки:
Идущий в комплекте Sony DT 18-70/3.5-5.6 откровенно не заслуживает добрых слов. Поэтому для тестирования был приобретен «старичок» Minolta Maxxum AF 50/1.7
Качество изготовления и эргономика
Sony Alpha A350 – фотоаппарат начального уровня: никаких шасси из магниевого сплава и пыле-влаго- защиты. Все простенько, функционально и без изысков (хотя внешне фотоаппарат очень симпатичен). Тем не менее, качество изготовления и материалов не вызывают никаких нареканий: пластик качественный, корпус крепкий и не разболтанный, а заглушка, закрывающая у А350 разъем питания и спускового тросика, подтвердила давнее подозрение, что резиновые заглушки на большинстве фотоаппаратов проектируются мизантропами – на Sony A350 она (в отличие от практически всего виденного ранее) такая как надо - отлично открывается, удобна, нормального размера, не мешается. Хотя и тут не обошлось без подвоха: под этой замечательной крышечкой отсутствует USB разъем – он по непонятной мне причине спрятан в отсек с картой памяти. На этом засада не заканчивается: в попытке навязать собственные аксессуары Sony (наверное, со скрипом отказавшись на А350 от гнезда под MemoryStick) сделала гнездо под свой мини-мини-USB шнур. Ладно бы места не было – его там более чем достаточно. Непримиримые борцы – Nikon и Canon и то оснащают свои фотоаппараты гнездом под обычный мини-USB. Неудобно не только в переноске, но и в хранении – шкаф становится лежбищем шнуров: не забываем еще и о достойной другого применения тяге к снабжению россиян зарядками, не втыкающимися прямо в розетку (ау, Америка!), а обязательно с длинным вечно мешающимся шнуром.
Корпус и элементы управления
На задней стенке фотоаппарата доминирует дисплей. Доминирует не только размерами: дисплей Sony Alpha A350 подвижный, в сложенном положении выдается за корпус на 3-4 мм, которых не хватает для комфортного расположения носа при съемке через видоискатель. Ничего особо страшного, на других фотоаппаратах нос тоже норовит уткнуться в дисплей, но на А350 результат наступает на 3-4 мм раньше.
Дисплей Sony Alpha A350 подвижный – он откидывается на 90 градусов вверх и на 45 градусов вниз. При работе в режиме LiveView это несомненное благо (хотя подвижность ограничена одной плоскостью – экран не вращается, что не добавляет плюсов для съемки в портретной ориентации). Дисплей на задней стенке одинок: Sony A350 - фотоаппарат начального уровня и верхний информационный дисплей отсутствует. В режиме съемки на дисплей выводится информация о настройках фотоаппарата. Sony порадовала автоматическим датчиком ориентации (где-то я слышал еще название «акселерометр»): изображение автоматически поворачивается при повороте фотоаппарата. Яркость дисплея меняется через меню фотоаппарата.
Большинство органов управления Sony A350 сосредоточены справа от дисплея на задней стенке и правее вспышки сверху.
Колесико управления/выбора режимов расположено перед кнопкой спуска затвора, удобнее этой «главной» кнопки, из-за чего у меня создается впечатление, что основным в фотоаппарате считается изменение настроек, а уж фотографирование идет как довесок. В ручном режиме диск управления может быть настроен на изменение выдержки или диафрагмы, в других режимах работает стандартно: после нажатия кнопки соответствующего параметра (перемещение в меню фотоаппарата, ISO, режим перевода кадров), значение выбранного параметра изменяется вращением главного диска.
Справа сверху расположены кнопки ISO и таймера автоспуска/выбора режима перевода кадров, а рядом – переключатель LiveView/видоискатель. Системе LiveView от Sony стоит уделить несколько слов: она отличается от впервые предложенной Olympus и знакомой по другим фотоаппаратам. Sony постаралась избавиться от главного недостатка обычного «зеркального LiveView» - низкой скорости. Как работает «не-соневская» система: при включении режима LiveView поднимается зеркало и для контрастной фокусировки используется основная матрица фотоаппарата. В момент снимка зеркало опускается, производится экспозамер и только после этого делается снимок. Sony использует для LiveView дополнительную матрицу, расположенную в шахте видоискателя, соответственно, зеркало срабатывает обычным образом и только в момент нажатия кнопки спуска затвора, экспозамер происходит одновременно с фокусировкой. Решение обладает и плюсами, и минусами. В плюсах – быстрота работы и скорость серийной съемки в режиме LiveView, в минусах – потенциально меньшая точность автофокуса и убогий видоискатель (пространство в шахте видоискателя «отъедено» LiveView матрицей).
Присутствие переключателя LiveView/видоискатель (и возможность «по умолчанию» использовать режим LiveView (в большинстве фотоаппаратов это лишь дополнительный, специально включаемый, режим) только подтверждает, что основной целевой аудиторией фотоаппарата являются пользователи, «пересаживающиеся» на зеркальный фотоаппарат с компакта.: при положении переключателя на LiveView, фотоаппарат даже включается в этом, привычном для владельцев компактных цифровых фотоаппаратов, режиме, напрочь забывая про видоискатель.
В режиме LiveView дисплей фотоаппарата автоматически снижает разрешение, но увеличивает скорость обновления: картинка при съемке в LiveView показывается без привычных задержек.
Справа от дисплея на задней стенке находится диск выбора и навигации с кнопкой подтверждения в центре. Диск не совсем «диск», просто обычные для других фотоаппаратов 4 кнопки выполнены в виде невращающегося диска. С эстетической точки зрения выглядит приятнее, да и пользоваться (субъективно) легче.
Кнопка функций (Fn) обеспечивает доступ к шести функциям, у которых нет своих кнопок (режим вспышки, режим автофокусировки, баланс белого, режим замера, выбор точки фокуса и режим Dynamic Range Optimizer). Решение напоминающее скорее компактный цифровой фотоаппарат: слишком много функций, для изменения которых нужно отвлекаться от видоискателя.
В правом верхнем углу задней стенки расположена кнопка «цифрового телеконвертера», по поводу которой не высказывался разве что ленивый. Дело в том, что легкость обращения, оперативность и удобство современных фотоаппаратов во многом ограничены невозможностью назначить каждой функции свою собственную клавишу: места на корпусе не хватит. Прямая доступность настроек и возможность самостоятельного «назначения» команд клавишам и переключателям во многом отличают «удобный» фотоаппарат от «некузявого», а «профессиональный» от «любительского». Sony «выступила»: цифровой телеконвертер тупо вырезает центральную часть кадра размером 7,7 Мп (для имитации 1,4х) или 3,5 Мп (для имитации 2х конвертера) – само по себе неоднозначное решение. Более того, эта странная функция удостоена отдельной, очень удобно расположенной, кнопки; перепрограммировать кнопку нельзя, а пресловутый «телеконвертер» работает только при съемке в Jpeg в режиме LiveView. Во всех остальных случаях нажатие приводит лишь к появлению надписи "Неверная операция". Сама по себе «фича» скорее веселит, чем раздражает. А вот то, что удобно расположенная кнопка целиком и полностью остается бесполезной – нехорошо.
В левом нижнем углу на задней стенке расположен еще один «неявный» переключатель: включения/выключения стабилизатора изображения Super Steady Shot (развитие технологии Konica-Minolta, компенсирующей вибрации перемещением матрицы фотоаппарата). Функция вызывает уважение: все объективы, поставленные на фотоаппарат, становятся стабилизированными. На Sony Alpha A350 информация об уровне работы Super Steady Shot отображается в видоискателе в виде графика. Sony заявляет об эффективности в 2.5-3.5 ступени. 3,5 EV – как мне кажется – несколько преувеличивает возможности, но 2-2,5 стабилизатор отрабатывает. Неясно только, почему включение/выключение не реализовано через меню (режим чаще всего включен и мне трудно представить себе ситуации, в которых требовалось бы оперативное включение/выключение стабилизатора), а на месте переключателя не расположена какая-нибудь «полезная» кнопка?
Слева от видоискателя на задней стенке расположен тумблер включения фотоаппарата, а над ним на верхней стенке – диск выбора режимов.
Все остальные кнопки/переключатели стандартные и привычные, расположены там, где надо и никаких отрицательных ощущений не вызывают.
Чаще всего Sony A350 критикуют за видоискатель: в угоду размещению выделенной матрицы LiveView, его покрытие составляет 95%, а увеличение - всего 0,74х. При использовании Live View он автоматически закрывается внутри шторками.
Встроенная вспышка A350 выглядит миниатюрной, но заявленная мощность равна привычной для других фотоаппаратов - до 12 м (при ISO 100). Вспышка работает либо автоматически, либо принудительно поднимается нажатием кнопки. Встроенная вспышка, работая в стробоскопическом режиме, выступает в качестве подсветки автофокуса – выделенной лампы подсветки автофокуса у Sony Alpha A350 не предусмотрено. Скорость синхронизации вспышки неизменна - 1/160 секунды. Перезаряжается вспышка недолго – максимум 3-4 секунды.
Крепление объектива
Alpha 350 построен на Sony Alpha байонете (Minolta тип A). Объектив защелкивается поворотом по часовой стрелке. «Отвертка» (встроенный привод автофокуса) в Sony Alpha А350 присутствует.
Эргономика
не люблю фотоаппаратов среднего размера – либо уж малыш типа Olympus E-420 (когда знаешь, ради чего страдаешь), либо фотоаппарат размеров 5D, 40D, D200. Sony Alpha A350 - «нелюбимый» средний. Отсюда и неудобства: расстояние между ручкой и креплением байонета узкое, пальцам неудобно, ручка на вид артикулированная, но ей не хватает глубины – обхватить ее плотно не получается – либо пальцы упираются в корпус, либо ладонь не прилегает к фотоаппарату. Для пользователей с маленькими ладошками проблемы не будет, но расположение кнопки спуска затвора неудачно для любых ладоней. Дело не привычке, а в логичности: как бы отнеслись к ружью, для нажатия на курок которого нужно было бы изгибать кисть и тянуть указательный палец? Именно тот случай: приходится изгибать кисть; расположить ее под углом не дает кистевой ремень, которым я пользуюсь практически на всех фотоаппаратах. В целом, не все так страшно, но:
Функциональность
Для фотоаппарата начального уровня Sony Alpha A350 обладает почти всем набором привычных и требуемых функций: LiveView, системой стабилизации изображения, системой очистки матрицы от пыли, таймером автоспуска, функцией серийной съемки. Подчеркнем: «фотографических функций» - видео А350 не снимает.
Серийная съемка не блещет (2,5 кадра в секунду), но компенсируется серийными возможностями LiveView (почти 2 кадра). A350 готов к работе где-то через секунду после включения, выключается еще быстрее. При включенных дополнительных функциях (DRO, съемка в Jpeg+Raw), фотоаппарат задумывается на секунду-две перед выводом изображения на дисплей. Задержки срабатывания затвора практически нет. Субъективно - Sony A350 к рекордсменам не относится – фотоаппарат не быстрый.
A350 оснащен восемью "художественными стилями". В каждом из стилей (Стандартный, яркий, портрет, пейзаж, ночной вид, закат, черно-белый, и Adobe RGB) можно настроить контрастность, насыщенность и резкость
Экспонометрия. Без нареканий. Немножко недодерживает, по моим ощущениям где-то 0,3 ступени, но это скорее плюс и легко правится при постобработке. Стоит отметить, что Sony A350 обладает двумя датчиками экспозамера: традиционным, используемым в обычном режиме (40 сегметный) и 1200 зонным датчиком оценочного замера для режима LiveView. Особой разницы я не заметил, и в том, и в другом варианте результат неплох, но при съемке в режиме LiveView очень понравилась функция отображения гистограммы на дисплее – в реальном времени можно оценивать экспозицию сцены.
Функция Оптимизации динамического диапазона (Dynamic Range Optimizer)
Есть два режима DRO - стандартный и расширенный авто. В стандартном фотоаппарат старается просто снизить контраст сцены, исключив возможные выбитые света и провалы в тенях. Расширенный Авто режим анализирует изображение на наличие проблемных участков и изменяет настройки яркости в разных частях кадра по-разному. Результат очень неплох и понравился больше, чем при использовании «стандартного» режима. Одно «но»: фотоаппарат сам решает, когда применять «оптимизацию» и похоже, что ему зачастую лень это делать. Алгоритм следующий: экспонометрия преимущественно «по светам», а вытягиваются детали «в тенях». Я оставил «расширенный авто» режим постоянно включенным.
Автофокус. Без претензий к точности и скорости в обычных условиях. В условиях недостатка освещения, на мой взгляд, фотоаппарату слишком рано требуется подсветка автофокуса – с трудом и небыстро «цепляется», но уцепившись точен. Промахи бывают, но в пределах привычного для других фотоаппаратов (или кривизны рук оператора) количества.
Резкость. По умолчанию настройки резкости в A350 установлены на ноль, что для Сони нехарактерно. При этих установках изображение слегка мягковато (особенно для снимающих только в Jpeg) – сразу установить на + 1 или +2: нужно отдать должное разработчикам - внутрикамерные алгоритмы повышения резкости очень неплохи и артефакты появляются явно только на максимальных «+3». Фотоаппарат очень зависим от настроек чувствительности – до ISO 400 резкость не вызывает никаких нареканий (если сменить китовый объектив). С ISO 400 до 800 – приемлема при условии определенной постобработки, выше ISO 800 оставляет желать лучшего.
Цвета. Все привычно по-соневски – картинки яркие, насыщенные, но приятно, без кислотности.
Баланс белого. При естественном освещении на автомате без претензий. В искусственном врет (как впрочем и большинство фотоаппаратов). Результат чуть лучше при использовании предустановок, но тоже не без огрехов.
Шумы. Здесь Sony Alpha A350 ничем похвастаться не может: 14 мегапикселей на CCD матрице APS-C формата дают о себе знать. Шумы появляются уже на ISO 400. Внутрикамерное шумоподавление агрессивное и начинает влиять на детализацию картинки после ISO 400. Функция шумоподавления на высоких ISO работает с ISO 800, настроить степень невозможно: доступен лишь выбор «включено/выключено». На ISO 100-200 – при правильном экспонировании – картинка не вызывает никаких нареканий: в однородных недоэкспонированных областях – а Alpha A350 по умолчанию недоэкспонирует снимки – можно разглядеть цветной шум и на низких ISO. Он легко убирается при пост-обработке. Если лень – попробуйте ввести положительную экспокоррекцию на 0,3 ступени. На приведенном примере показаны 100% кропы с недоэкспонированного участка снимка.
Sony Alpha A350 плюсы
Sony Alpha A350 минусы
Заключение
Честно говоря, я ожидал от Sony большего. Вероятно поэтому отзыв получился скорее «заостренным» на недостатках, чем подчеркивающим достоинства: обманутые ожидания страшная штука. Sony Alpha A350 – идеология компактного фотоаппарата, реализованная в форме фотоаппарата зеркального. Я не раз ловил себя на том, насколько А350 напоминает мне Sony DSC F-828; вплоть до прямых аналогий: электронный видоискатель F-828 не заслуживал никакой критики – так и у А350 он не блещет, а углы наклона дисплея Alpha350 один в один равны углам наклона корпуса у 828й.
Целевая аудитория Sony Alpha A350 – люди, переходящие на зеркальный фотоаппарат с компактных цифровиков. Именно для них и сделана Alpha: фотоаппарат «заточен» под съемку в режиме LiveView и практически не пытается противостоять конкурентам на «зеркальном» поле: человек, привыкший к компактному фотоаппарату и визированию по дисплею, вряд ли будет пользоваться видоискателем, скорость A350 всяко превосходит скорость работы и съемки компактных фотоаппаратов, качество и детализация тоже. Да даже шумность на высоких ISO очевидна, если сравнивать ее с зеркальными конкурентами – для компактных цифровых фотоаппаратов с крошечными шумными матрицами результат А350 просто недостижим.
Впечатления от Sony Alpha A350 неоднозначные. Бесспорные плюсы соседствуют с минусами, которые невозможно не заметить. Для меня главными – и неожиданными – минусами стали расположение кнопки спуска затвора и неудобный хват. Можно, конечно, еще покапризничать из-за видоискателя и шумов. В плюсах: оперативный и удобный LiveView, отличная детализация и неплохая резкость на ISO 100-400, богатая функциональность, встроенный эффективный стабилизатор.
апрель 2011 года