Обзор и тест зеркального цифрового фотоаппарата Pentax K-5 II
Люди постарше с подростковых времен помнят ощущение пронзительной яркости бытия, возникавшее ровно в момент, когда поздним вечером вас встречала группа незнакомцев и звучал традиционный вопрос: «А ты за кого болеешь?!» В среде фотографической «болельщики» тоже присутствуют: группируясь по маркам фотоаппаратов, форматам кадра, носителям информации и жанрам фотографии, они с готовностью вступают в жаркие обсуждения и споры, напоминающие давно известную дискуссию между Лилипутией и Блефуску.
Поведение хулиганствующих похоже в главном, но отличается частностями. «Пентаксисты» у меня вызывают ощущение «одной из самых интеллигентных, спокойных и одновременно упертых» групп фотографических болельщиков. Допускаю, что интеллигентность и спокойствие вынужденны – с 2% рынка особо не повыступаешь: противники массой задавят, да и не перекричать могучий хор. Но привязанность и стойкость заинтересовали: захотелось познакомиться с последними моделями Pentax и постараться понять приверженцев марки. Поэтому с радостью ухватился за возможность протестировать флагманскую модель зеркальной линейки фирмы – Pentax K-5 II, любезно предоставленную компанией Аврас.
За последние годы Pentax не раз становился героем околофотографических новостей, не связанных напрямую с выпускаемым ассортиментом. Компания, в которой в 2004 году было занято 6000 сотрудников, не смогла своевременно перестроиться под требования «эпохи фотоцифры» и последнее время играла на рынке оптических приборов (преимущественно медицинских) роль много более значимую, чем на рынке фотооборудования. Попытки переломить ситуацию предпринимались неоднократно: приходят на ум отчаянные с точки зрения обывательского маркетинга шаги - сотрудничество с Samsung с 2005 года и партнерство с Tokina в разработке объективов. В конце 2006 года появилась информация о поглощении Pentax японской Hoya. Целая «мыльная опера» была: с официальными отказами от достигнутых соглашений, отставкой президента компании, попытками вернуть его на пост, угрозами совета директоров уйти в отставку и не допустить поглощения. Но финансовое положение оставляло желать, акционеры надавили и к августу 2007 года Hoya выкупила 90,5% акций, а к марту 2008 полностью поглотила Pentax. Целью поглощения было направление медицинского оборудования, фотобизнес Pentax интересовал мало. Hoya перво-наперво начала резать издержки: закрыла фабрику Pentax в Токио и перевела большинство производства в Юго-Восточную Азию – объективы теперь делают во Вьетнаме, а зеркальные фотоаппараты – на Филиппинах. 1 июля 2011 года Hoya Corporation объявила о продаже фотонаправления Pentax фирме Ricoh. В октябре сделка была завершена и на рынке появился новый игрок под старыми именами - Pentax Ricoh Imaging Company, Ltd. Бренд Pentax частично остался за Hoya, которая использует его для медицинского оборудования.
Нужно отдать должное, за полтора прошедших года признаков того, что марку Pentax похоронят не наблюдалось. Более того, выпускаются новые модели зеркалок – в мае 2012 анонсировали Pentax K-30, а 10 сентября – Pentax K-5 II, улучшенную версию удачного Pentax K-5.
Именно Pentax K-5 II и будет героем сегодняшнего обзора.
Предшественник героя обзора, Pentax K-5, выпущенный в октябре 2010 года, заслужил множество хвалебных отзывов – модель получилась удачной. Критиковали в основном только невнятную систему автофокуса (пою с чужих слов и степень невнятности сам оценить не могу – с K-5 не знаком). Pentax-Ricoh не стала вносить в новую модель кардинальных изменений: на преемственность явно указывает название, а отличия незначительны: в первую очередь это новый блок автофокуса SAFOX X. От добра добра искать не стали, дизайн практически не изменился, неизменным осталось и «сердце» – отличная 16,3 мегапиксельная матрица, очень близкая родственница используемым в Nikon D7000 и Sony SLT-A55.
В отдельные разделы обзора вынесена информация:
Технические характеристики Pentax K-5 II
Комплект поставки и программное обеспечение
Качество материалов и изготовления, конструкция, эргономика и органы управления
Начну обзор с впечатлений о работе автофокуса Pentax K-5 II – предыдущая модель удостоилась множества критических замечаний к скорости и уверенности работы автоматической фокусировки.
Автофокус
Pentax заявляет, что новый модуль SAFOX X значительно превосходит предшественника скоростью, повторяемостью результатов и точностью фокусировки, добавляя, что других APS-C зеркальных фотоаппаратов, способных фокусироваться при освещении -3 EV до +18 EV просто не существует.
На самом деле способностью работать при недостатке освещения даже с несветосильным «китом» Pentax SMC DA 18-55/3.5-5.6 AL WR фотоаппарат откровенно порадовал: Pentax K-5 II умеет фокусироваться в условиях, когда этого просто не ждешь (хотя неуверенность и медлительность процесса никто не отменял).
К точности претензий нет, количество промахов по вине автофокуса не превышает привычный уровень. К рекордсменам по скорости автофокуса модель отнести сложно, но и к аутсайдерам он определенно не относится: крепкий середнячок.
Несколько невнятной показалась работа следящего автофокуса, но я редко «слежу» и обоснованно критиковать не способен.
11 датчиков фокусировки определенно не выдающийся показатель, но 9 из них – крестообразные.
Контрастный автофокус в режиме Live View особой медлительностью не отличается.
Подытожу: автофокус Pentax K-5 II нареканий не вызвал, «слабым звеном» не показался – результаты не выдающиеся, но полностью приемлемые и сравнимые с результатами однокласников.
Быстродействие
Pentax K-5 II оставил впечатление быстрой и отзывчивой модели. Никаких нареканий на скорость включения, работы и реакции на клавиши управления.
Обработка снятого кадра занимает около 1 секунды (Jpeg) и 1.5 – 2 секунды (Jpeg + RAW). Покритиковать фотоаппарат можно лишь за несколько затянутую обработку при съемке сериями – медленнее привычного.
Система стабилизации изображения
В модели используется система стабилизации сдвигом матрицы Pentax SR. Реализация функции вызывает самые положительные эмоции: K-5 II способен «стабилизировать» практически все когда-либо выпущенные объективы Pentax (в том числе и объективы м42, устанавливаемые через адаптер).
К сожалению, длиннофокусного объектива для полноценного теста работы стабилизатора у меня не было, но по работе с китом 18-55 готов подтвердить, что 3 ступени выигрыша система обеспечивает достаточно стабильно.
Шум
Способность Pentax K-5 II сопротивляться шуму и сохранять детализацию на высоких значениях ISO заслуживает самой высокой оценки: даже при съемке в Jpeg можно безо всяких сомнений поднимать чувствительность до ISO 1600.
Правильно экспонированные Jpeg на ISO 3200 (а часто – и на ISO 6400) приемлемы и не вызывают особых нареканий. Отличный результат, значительно расширяющий способности фотоаппарата.
Встроенная система шумоподавления, имеющая целых 6 настроек (Выключена, Низкий, Средний, Высокий, Авто и Пользовательский) работает на удивление надежно и деликатно на всех рабочих значениях чувствительности. Режим «Авто» настроен оптимально и приемлем в подавляющем большинстве ситуаций, но возможность в Пользовательском режиме «назначить» уровень шумоподавления каждому значению ISO очень понравилась.
Видео
Я солидарен с компанией Pentax, явно относящейся к функции съемки видео в зеркальных ФОТОаппаратах как к явно факультативной: показательны отсутствие выделенной кнопки режима (видеосъемка включается поворотом диска выбора режимов) и соотношение информации в руководстве – видеосъемке отведены 6 страниц из 330.
Так или иначе: Pentax K-5 II умеет снимать Full HD 1920*1080 видео на 25 кадрах в секунду размером до 4 Gb или продолжительностью до 25 минут. Встроенный микрофон моно.
Экспонометрия и баланс белого
Pentax K-5 II оборудован 77-сегментным встроенным экспонометром, работающим уверенно и надежно в подавляющем большинстве ситуаций. Я не заметил устойчивого стремления ни к пересвету, ни к недоэкспонированию. Тем не менее, стоит аккуратно относиться к контрастным сценам в условиях недостатка освещения – автоматика периодически ошибается и «выбивает» света, стараясь сохранить детали в тенях. Советовал бы включить по умолчанию функцию «Корректировки в светах»: матрица фотоаппарата отличается стойкостью к шумам и их незначительное увеличение в тенях не приведет к явному ухудшению результата.
Экспонометр уверенно работает при съемке со встроенной вспышкой.
Баланс белого также не вызывает нареканий: работа надежна и предсказуема, цветопередача нейтральна. Ожидать чудес в сложных смешанных условиях освещения не стоит, но Pentax K-5 II отрабатывает не хуже, а зачастую и лучше конкурентов.
Немного о «плюшках»
Рассказать о всех достоинствах современного качественного зеркального фотоаппарата в одном обзоре просто невозможно, приятностей в Pentax K-5 II великое множество, я остановлюсь лишь на малой толике из них.
Заключение
Pentax K-5 II откровенно понравился. Фотоаппарат не уступает конкурентам и не имеет явных слабостей, проблем и огрех. О чем я еще не упомянул? 3-дюймовый дисплей с 921 000 точек, стойкий к засветке и с хорошими углами обзора, емкий аккумулятор, затвор с заявленными 100 000 срабатываний, внятная подстройка автофокуса, отлично работающий пылетряс, программная коррекция аберраций, неплохая встроенная вспышка с возможностью беспроводного управления выносными, пыле и влагозащита - список можно продолжать и продолжать. Уверенная работа автоматики, отличная детализированная картинка, отменная эргономика, богатая функциональность – работать с моделью одно удовольствие и я с сожалением расставался с тестовым экземпляром.
Pentax K-5 II совершенно без усилий конкурирует с именитыми соперниками, превосходя их по многим параметрам, кроме одного – цены: он намного дороже Nikon D7000, своего прямого конкурента, использующего схожую матрицу.
Отсюда и рекомендации: твердо, смело и настойчиво рекомендую фотоаппарат до момента, когда нужно произнести цену на него. После произнесения цены – рекомендую, но робко, с сомнением и с оговорками.
март 2013 года