Обзор и тест адаптера для фотоаппарата Swarovski TLS APO ATX
В обзоре зрительной трубы Swarovski ATX-85 25-60x я говорил о том, что компания «Аврас», предоставившая модель на тестирование, добавила в комплект фирменный адаптер Swarovski TLS APO ATX, предназначенный для присоединения зеркального цифрового фотоаппарата к зрительной трубе. Именно фотографические способности комплекта интересовали меня прежде всего, хотя и сама зрительная труба неожиданно понравилась и заставила задуматься о приобретении «в хозяйство» недорогой модели.
Адаптер TLS ATX представляет из себя конструкцию, позволяющую быстро и без особых усилий превратить зрительную трубу Svarovski ATX в подобие телеобъектива с эквивалентными фокусными расстояниями 750 – 1800 мм. В основе оптической схемы адаптера лежит объектив-блинчик с постоянным фокусным расстоянием 30 мм. Крепление к зрительной трубе осуществляется при помощи специального переходника, крепление фотоаппарата к адаптеру – через докупаемый отдельно переходник T-2.
Технические характеристики
Комплект поставки
Оценить магазинный комплект поставки не представляется возможным: зрительная труба и адаптер привозились для участия в Фотофоруме 2013 и на обзор пришли в «состоянии для использования». К
адаптеру, кроме передней и задней крышек, был добавлен набор переходников T2 под разные крепления байонета, инструкция, наглазник и переходник крепления.
Органы управления, эргономика, эксплуатация
Для крепления адаптера на зрительную трубу используется идущий в комплекте переходник. Он вкручивается в корпус трубы, адаптер плотно надевается на него и закрепляется стопорным винтом. Конструкция продумана и переходник не мешает использованию зрительной трубы по прямому назначению: адаптер снимается, а на видоискатель надевается идущий в комплекте специальный наглазник.
Процесс занимает считанные секунды, удобен и прост.
Адаптер TLS APO ATX предназначен для работы с фотоаппаратами APS-C, компания обещает выпустить вариант под полнокадровые зеркальные камеры в ближайшем будущем. К сожалению, доступа к APS-C моделям во время тестирования зрительной трубы у меня не было и все тесты проводились на Canon EOS 5D mark II.
Изображение
Полноценное тестирование предполагает сравнение качества получаемого изображения с аналогами. К сожалению, аналогов не было, как не было сопоставимых по фокусным расстояниям телеобъективов.
Объектив-блинчик адаптера несмотря на забавную конструкцию (передний элемент намного меньше заднего) и неизвестную оптическую схему не вызывает особых нареканий качеством изображения: я
протестировал его отдельно от зрительной трубы. Понятно, что тест некорректен – объектив заточен под работу со зрительной трубой и мало приспособлен к «самостоятельной» съемке, но проверить,
насколько серьезно производитель отнесся к качеству, показалось необходимым. Оценить геометрию, уровень виньетирования и хроматические аберрации на APS-C фотоаппарате, к сожалению, не удалось, но
на полнокадровом EOS 5D mark II результаты показались достойными. Геометрические искажения присутствуют изрядно (бочкообразная дисторсия в 7%), но частично нивелируются при съемке через
зрительную трубу. Объектив довольно неплохо контролирует хроматические аберрации: уровень в 0,1% выше комфортного (0,06%), но в целом можно согласиться с использованием APO в названии
модели.
При использовании адаптера со зрительной трубой Swarovski 85/25-60х эквивалентные фокусные расстояния составляют 750 – 1800 мм. Честно скажу, что способности комплекта впечатляют, но требуют
терпения, размеренности и использования устойчивого штатива. Комплект из Slik CF814 и головы Manfrotto
486 MG, которым я с удовольствием пользуюсь не первый год, оказался практически непригодным. Дело не в штативе и не в весе комплекта (с грузом, подвешенным на центральную штангу и спусковым
тросиком процент брака был невелик), а в развесовке комплекта и неприспособленности штативной головки: «клевок», почти незаметный на фокусных 100 – 200 мм, на > 1000 мм становился настолько
выраженным, что процесс кадрирования требовал многократных дублей. Расположение штативной лапки на зрительной трубе не рассчитано на использование с тяжелым фотоаппаратом и у Сваровски есть для
таких случаев специальные штативные рельсы.
Качество получаемого изображения отличается неплохой детализацией. Наводится на резкость удобно при использовании режима LiveView: несмотря на внушительный диаметр входной линзы зрительной трубы светосила комплекта крайне невелика: я бы оценил ее равной где-то f/10 на увеличении 25х и f/19 – на 60х. Так что о низких значениях ISO, как и об использовании видоискателя, можно забыть.
Виньетирование присутствует, резкость снижается к краям кадра, хроматика отлично контролируется и не досаждает даже на контрастных переходах. Думаю, что качество изображения объективов Sigma 800/5.6, Nikkor 800/5.6 VR, Canon 800/5.6L IS будет намного лучше, но на их фоне комплект от Swarovski перестает выглядеть чрезмерно дорогим (5 с небольшим тысяч долларов против 6600 за Сигму, 13300 за Кенон и 17900 за Никкор), да и вес в 2 килограмма выглядит привлекательнее, чем 4.5 кг у объективов.
В конкуренты можно было бы записать, скажем, Vivitar 650-1300/8, стоимостью 250 долларов, но не думаю, что качество изображения будет сопоставимым – тот вариант, когда цена говорит сама за себя.
Заключение
Я с трудом представляю себе ситуацию, в которой мне бы был нужен объектив с фокусными расстояниями в 1000 мм и больше. Кроме возможных специфических задач, сфера применения такой оптики, как мне кажется, ограничивается астрофотографией и съемкой птиц. Но я благодарен за возможность познакомиться со зрительной трубой Swarovski 85/25-60x и адаптером Swarovski TLS APO ATX: было интересно, забавно и увлекательно.
Использование комплекта в качестве телеобъектива пришлось по душе легкостью, удобством и качеством формируемого изображения – я ожидал много худших результатов.
июль 2013 года