Отзывы и обзоры штативов:
Штативы Sirui
Штативы Giottos
Начнем с небольшого слесарного отступления.
Несмотря на старательную стандартизацию, существуют два основных размера креплений фотоаппаратов к штативной головке и штативной головки к штативу:
Фотоаппарат/штатив: 1/4-20 в наши дни является стандартным размером крепления фотоаппарата к штативу/моноподу. Три-восьмых, насколько я знаю, использовался на среднеформатных камерах и фотоаппаратах, выпущенных в первой половине прошлого века.
Штатив/штативная головка: стандартным размером будет второй – 3/8-16.
Некоторые производители штативов выпускают модели с размером крепления штативной головки 1/4-20 (большинство штативов Slik именно такие). Для использования штативной головки со стандартным креплением на таких штативах нужен адаптер – он вкручивается в штативную головку, уменьшая размер крепления.
Противоположная ситуация (штатив с креплением 3/8 и головка на 1/4) практически неразрешима. Будьте аккуратны и проверяйте покупаемые штатив и головку на совместимость. Не пытайтесь использовать «метрические» крепления – они не подходят по количеству витков (М6 выглядит подходящим по размеру, но не совместим по резьбе).
Мне кажется, что из огромного множества возможных к покупке аксессуаров, сразу после покупки фотоаппарата следует купить вспышку и штатив.
В разделе про вспышки, я, естественно, отдал пальму первенства и приоритетности вспышкам. Здесь постараюсь "загладить и искупить": штатив - наипервейее и наинеобходимейшее приобретение - присутствие на съемках щтатива позволяет использовать те выдержки, которые необходимы (а не те, которые возможны) и снижает количество технического брака, вызванного "шевеленкой" практически до минимума. Для фотографа-пейзажиста штатив - обязательный иструмент, наряду с фотоаппаратом и объективами.
Давайте условно разделим штативы на две большие группы: "походные", предназначенные к переноске, и студйные. Первые - те, которые фотограф берет с собой, отправляясь на съемку. Вторые - предназначены служить верой и правдой в студиях.
Я не занимаюсь студийной съемкой, но думаю, что выбрать штатив для студии значительно легче: нет ограничения по весу и размерам. А вот найти устраивающий компромисс между весом/габаритами и ценой в случае с "походным" штативом непросто. А каждые "лишние" 100 грамм приводят к тому, что штатив радостно остается отдыхать дома из-за нежелания хозяина таскать его.
Штативы делают из самых разных материалов, есть даже деревянные. Алюминий - основной материал производства штативов. В последние годы появляется все больше и больше карбоновых штативов: они выигрывают в весе, но резко недружелюбны ценой.
Определяющими характеристиками штатива для меня являются вес и размер. И процесс выбора штатива был процессом поиска компрмисса между весом, размером и ценой. Я с самого начала понимал, что штатив, с которым можно работать не сгибаясь, я найду вряд ли, поэтому максимальная высота в рабочем положении меня занимала мало. Более того, я категорический противник использования центральных штанг в выдвинутом положении: все штативы, которыми я пользовался, катастрофически теряли жесткость поддержки фотоаппарата на выдвинутой центральной штанге.