Рассказ о многих фирмах, производящих фотоаксессуары, можно было бы начать со слов «Жил-был фотограф и пришла ему в голову идея улучшить…». Так фоторепортеру Лино Манфротто не нравились штативы – появилась компания Manfrotto; фотолюбителям Джезелин и Джесси Сеер не подходили сумки и они основали компанию Tamrac, Крег Стронг экспериментировал с моноклями и вылились эти эксперименты в целую линейку объективов Lensbaby. А бывает, что вместо «фотографа» во вступлении фигурирует «талантливый изобретатель»: из этой серии мне нравятся истории возникновения компаний Joby Inc. и KaTa.
История Crumpler тоже начинается с «Жил-был…»: итак, жил-был в Австралии некий Стюарт Крамплер (Stuart “Stu” Crumpler). Рассказывают про него, что он скульптор и краснодеревщик, но нас интересует
другой факт его биографии – в 90х годах прошлого века он подрабатывал курьером, а так как климат в Австралии не в пример дружелюбнее к велосипедистам, то и «курьерят» там часто именно на
велосипедах.
Не знаю, насколько достоверна информация, но повествует она о большой привязанности Стю к пиву и связанному с ней отвращению к курьерским сумкам того времени – всем они хороши, но упаковка пива,
которую он покупал по дороге домой, в них никак не вмещалась. Легенда гласит, что этот диссонанс подтолкнул Стюарта Крамплера к изобретению идеальной «велосипедно-курьерской сумки для любителей
пива». Первые образцы были сшиты в 1992 году, а прототип самой продаваемой сумки Крамплер «Seedy Three» появился в 1993.
Кстати, логотип, известный всем поклонникам продукции Crumpler, Стю придумал в 1991 году для своих изделий из дерева. По одной из версий, фигурка веселого человечка, ставшего логотипом бренда, получилась у Стю, имеющего художественное образование, случайно – он просто машинально рисовал что-то.
Покинем на некоторое время Стюарта и продолжим с «жили-были». Жили-были в городе Аделаида два в будущем талантливых предпринимателя - Дэйв Роупер (Dave Roper) и Вильям Миллер (William Miller). Решили они после окончания школы отдохнуть от учебы и заработать немножко денег, собирая и развозя корреспонденцию по Adelaide CBD - деловому центру города. Предлагали они цену ниже цен Австралийской Почты, а оказалось, что закон о конкуренции запрещал демпинговать против этой организации, и от развозки корреспонденции пришлось отказаться. Но клиентуру друзья уже наработали и создали они курьерскую компанию. Фирма быстро стала крупнейшей в деловом районе Аделаиды, но опыта было маловато, Дэйв и Вильям запутались в финансах и с компанией пришлось расстаться. Правда, еще несколько месяцев они трудились на новых владельцев, чтобы подучиться и избежать ошибок в будущем.
В 1990 году Роупер (ему на тот момент было 20 лет) и Миллер (на год младше) переехали в Мельбурн и в 1991 организовали еще одну курьерскую компанию – Minuteman Messengers, сотрудники которой развозили заказы на велосипедах. В качестве конкурентного преимущества и для привлечения клиентов сделали ставку на единую униформу – такой подход выгодно выделял курьеров фирмы среди привычно небрежно выглядящих работников конкурирующих организаций. Дополнять униформу была призвана качественная сумка (именно тут в повествование возвращается Стю Крамплер).
Итак, пересеклись пути Крамплера, Миллера и Роупера. Я так и не разобрался, работал ли он на Minuteman Messengers, или его сумки настолько пришлись по душе курьерам, что Роупер и Миллер обратили на них внимание, или он начал делать сумки специально для компании (по времени совпадает), но факт остается фактом – Минут Мессенджерз заказали ему несколько сумок. Оценить качество и удобство продукции основатели фирмы могли самостоятельно: не в офисе сидели - сами тоже развозили заказы.
Стюарт кроил и шил сумки в гараже своих родителей. Яркие, удобные и необычные модели не только нравились курьерам-велосипедистам, но и привлекали внимание на улицах города. Люди начали интересоваться сумками и спрашивать, где их можно купить. Спрос рождает предложение и Миллер с Роупером предложили Крамплеру войти в долю и начать проект по производству и продаже сумок. Друзья брали на себя финансирование проекта и маркетинг, Стюарт вносил в него свои наработки и дизайн и брался за производство.
Под проект в конце 1993 года сняли помещение (производство занимало одну его часть, в другой квартировали Стюарт, его подружка и их пес) и купили подержанное оборудование. Одного присутствия сумок на улицах стало совсем недостаточно: Миллер и Роупер занялись коммивояжерством – развозили сумки по магазинам для путешественников, в веломагазины, пытались пристроить везде и всюду. Работали на спрос и узнаваемость торговой марки: по трафарету рисовали фигурку-логотип на зданиях, заборах, велосипедных дорожках и тротуарах (штрафовали их за это неоднократно, а в Германии в Дюссельдорфе за граффити друзья даже ночь в полицейском участке просидели).
Бизнес развивался успешно и в 1995 году зарегистрировали компанию. Доли распределили поровну между 3 основателями. В 1997 году переехали в помещение, где кроме производства открыли первый магазин Crumpler. Продавали там не только сумки, но и мебель и скульптуры, сделанные Стюартом. Именно в этом магазине впервые прошла акция «сумки за пиво» (несколько дней в оплату за сумки брали только пиво), впоследствии ставшая «фирменным» рекламным приемом Крамплер.
В конце 90х производство перенесли в город Балларат. На фабрике к тому времени были заняты уже шесть наемных работников (почти все – друзья Стюарта). Часть производственного цикла начали передавать на аутсорсинг. Роупер и Миллер устали разрываться между двумя проектами и продали курьерскую компанию, чтобы полностью сосредоточиться на сумках.
Перешагнуть товарооборот в миллион долларов удалось к 2006 году: в 2005 он составлял около 900 000 долларов, а в 2006 скакнул до 2,25 миллиона. Пришлось отказаться от идеи сосредоточить все производство в Австралии и начать размещать большую часть заказов на фабриках во Вьетнаме и Корее.
Растущий бизнес привлек внимание инвесторов: Зигфрид Елгерт (Siegfried Elgert) и Йорг Боденшатц (Jorg Bodenschatz) из Германии стали соучредителями Крамплер, а у компании стало 5 совладельцев с равными долями.
К 2010 году у фирмы сложились два центра деятельности – штаб-квартира в Мельбурне (отвечает за США, Канаду, Азию и Австралию) и европейский офис в Берлине (Европа, Африка, Южная Америка и Мексика). Фирма ежегодно продает более миллиона сумок, а число магазинов Crumpler перевалило за 60. Компания придерживается стратегии развития без привлечения заемных средств.
Сегодня Crumpler – узнаваемый бренд качественных привлекательных городских сумок, сумок для велосипедистов и фотографов, рюкзаков, чехлов и сумок для переносных компьютеров и других гаджетов, чемоданов и иных полезных товаров для перемещающейся публики.
октябрь 2013 года