Не знаю, что в последнее время в большей степени послужило причиной сворачивания в среде фотолюбителей дискуссий о необходимости калибровки и профилирования устройств вывода изображения – мониторов и принтеров - кризис или снижение требовательности, но факта это не меняет: тема определенно ушла из разряда актуальных и не фигурирует среди животрепещущих и активно обсуждаемых.
Бетан рассмеялась.— Новые стельки?.. Да кто их увидит по телевизору?Фрекен Бок посмотрела на неё неодобрительно.— А разве я сказала, что их кто-нибудь увидит? Во всяком случае, мне нужны новые стельки... Чувствуешь себя уверенней, когда знаешь, что у тебя все с головы до ног в порядке. Хотя это, может, и не всем понятно. Но мы — те, что всегда выступают по телевидению, — мы-то хорошо это знаем.
Согласимся с госпожой Бок: необходим сквозной контроль качества на всем жизненном пути фотографии. Начиная с выбора времени и освещения (режимное время или студийная съемка), продолжая техникой и аксессуарами (фотоаппарат, объектив, вспышка, штатив, светофильтры), далее по списку – хранение, отображение, обработка, размещение в сети/печать, вплоть до оформления отпечатка: небрежность на каждом из этапов способна перечеркнуть все приложенные усилия и трудозатраты.
Мало кто поставит под сомнение необходимость и полезность качественной накамерной вспышки или штатива, но с калибраторами случилась неприятность: неявность результата на фоне относительно немалой цены прибора плавно перевели калибровку монитора из разряда задач практических в область идейного и идеологического. Практикующего фотографа агитировать не нужно, фотолюбитель-перфекционист по определению тяготеет к максимальному контролю и качеству, среднестатистический фотолюбитель действует ровно как в старой рекламе: «Зачем платить больше?», вернее, зачем в принципе платить?
В моем случае решение далось легко и просто: приобретенный монитор Dell 3007 не только некорректно был настроен с завода, но не давал возможности изменить какие-либо настройки кроме регулировки яркости - печать методом проб и ошибок и постобработка наощупь быстро утомили, калибровка стала выходом. Начинал я с печально известного калибратора Pantone Huey.
В принципе, «color management» (он же «управление цветом») не об идеальном/правильном цвете, он о соответствии стандартам и о возможности чаще получать требуемый результат с первого раза, будь то печать фотографии или подготовка ее к публикации в сети. Сама по себе калибровка монитора не сделает выводимое изображение волшебным образом идентичным отпечатку, а процесс постобработки легким и непринужденным, но она определенно поможет избавиться от работы наобум.
Качественный откалиброванный монитор для фотографа сродни студийным мониторам для звукорежиссера: звучат скучно, громкостью и изысканностью исполнения чаще всего не отличаются, но воспроизводят звук с максимальной точностью, без всякой окраски и искажений, хороших или плохих.
Немножко об устройстве колориметра и принципах калибровки и профилирования монитора с его помощью:
Принципиально все сводится к заданию целевых значений яркости, гаммы и точки белого, затем к определению координат цвета, сравнению их с эталонными и внесению поправок в профиль.
Утрированно: предполагается, что любой цвет может быть представлен как результат оптического смешения 3 «основных» цветов и выражен в виде набора трех чисел, соответствующих значению каждого из основных цветов – координат XYZ. Отсюда, колориметр (калибратор) – устройство, основанное на минимум 3 датчиках, установленных за специальными соответствующими по спектральному пропусканию X, Y, Z (основным цветам) фильтрами.
Калибратор располагают на мониторе, специальная программа посылает на монитор сигналы тестовых цветов (координаты и характеристики которых заданы заранее), калибратор считывает показываемое монитором, программа определяет разницу координат и при необходимости вносит изменения в профиль монитора.
Лидерами рынка калибраторов на сегодняшний являются компании X-Rite и DataColor. Первые выпускают продукты под торговыми марками X-Rite i1, Pantone и ColorMunki, вторые предлагают линейку приборов Datacolor Spyder.
Колориметры продаются в комплекте с программным обеспечением, но позволяют использовать и решения сторонних разработчиков. Из наиболее популярных «сторонних» программ назову:
Декабрь 2015 года
Обзоры калибраторов
DataColor Spyder 5