Обзор и тест видоискателя для дисплея Raylab KINO VF-25 или "О продукции двойного назначения".
История «зеркального видео» насчитывает всего 4 года: первым зеркальным цифровым фотоаппаратом, способным снимать HD-видео, стал Nikon D90 (анонсирован в августе 2008 года; 1280*720 при 24 кадрах в секунду), через две недели, в сентябре 2008 года, объявили Canon EOS 5D mark II (Full-HD 1920*1080 при 30 кадрах в секунду). С тех пор присутствие функции съемки видео стало практически обязательным в каждой мало-мальски уважающей себя «зеркалке», а количество поклонников «видеографии» стремительно растет.
Очевидно, что без дополнительного инструментария комфортная и осознанная съемка качественного видео на фотоаппарат невозможна: фотоаппарат остается в первую очередь фотоаппаратом, с присущими эргономикой, конструктивом и – с точки зрения съемки видео – ограничениями. Свято место пусто не бывает - за 4 года число аксессуаров для «зеркального видео» если не сравнялось с фотографическим, то определенно стало сопоставимым.
Одними из первых появились видоискатели на дисплей фотоаппарата: оптический видоискатель в режиме видео использовать невозможно, а визировать и фокусироваться по небольшому дисплею, держа зеркальный фотоаппарат на весу на манер компактного, не только некомфортно и утомительно, но зачастую просто невозможно (попробуйте разглядеть, правильно ли вы фокусируетесь при использовании открытых значений диафрагмы, а на закрытых, но солнечным ярким днем?)
Первые видоискатели на дисплей появились практически сразу за появлением самой функции видеосъемки на зеркальных фотоаппаратах. В основе их конструкции лежит простая и незамысловатая идея: присоединить шахту с увеличительным стеклом к дисплею фотоаппарата. На сегодняшний день уже десятки компаний отметились производством самых разных видоискателей, различающихся:
Выбор велик. Я поглядывал в сторону видоискателей на дисплей, примериваясь к покупке, но отпугивала одна общая для них черта – недружелюбная цена на подходящие модели. Присутствие диоптрийной подстройки – необходимость для меня: антизапотевающая линза, конечно, добавляет привлекательности, а крепление через площадку предпочтительнее наклеивания рамок на дисплей (не нравятся мне несъемные «вечные» аксессуары), но это мелочи – без подстройки под зрение аксессуар бесполезен. Сочетание же диоприйной подстройки (необходимость) и крепления с помощью площадки (желательность) оказалось признаком дорогого видоискателя. Отдавать 250 (IDC), 375 (Zakuto) или 480 (Cinevate) долларов и платить за доставку я совершенно не готов.
Raylab за 110 долларов, с креплением через площадку, диоптрийной коррекцией и возможностью приобрести здесь, не заказывая доставку из-за рубежей родины, приглянулся сразу.
Технические характеристики
Raylab KINO VF-25 – товар новый, на сайте производителя характеристики пока отсутствуют, отправил запрос, а пока публикую неподтвержденные данные:
Комплект поставки
Комплект KINO VF-25 ограничен самим видоискателем. Никаких «плюшек», дополнений, чехлов и аксессуаров, что неудивительно, принимая во внимание сравнительно невысокую цену:
Думаю, что именно стремлением представить качественный товар по конкурентной цене объясняется и спартанский комплект, и не по размеру коробка из тонкого картона без красочной полиграфии.
Поймал себя на мысли, что мне такой сугубо утилитарный подход нравится.
Качество материалов и изготовления, эргономика
Сравнить лоб в лоб с более дорогими конкурентами возможности нет. Если безотносительно конкурентов, то все очень и очень неплохо: стремление к экономии ощущается в упаковке и комплекте, но не в качестве материалов и изготовления: площадка металлическая, основательная, с двумя резиновыми накладками для крепкого контакта и для того, чтобы не поцарапать фотоаппарат, винты удобные, шайбы присутствуют.
Задняя рамка с системой крепления, линзовый блок и блок крепления и диоптрийной коррекции тоже металлические. Обработка деталей аккуратная, никаких претензий. Корпус шахты крепкий, из неплохого пластика. Наглазник удобный, поворачивается вокруг оси – подойдет всем, независимо от того, какой глаз у вас ведущий.
Крепится Raylab KINO VF-25 легко и быстро, регулируется без проблем:
Претензий к качеству материалов, изготовлению и эргономике нет.
В эксплуатации
Начну с категоричного заявления о том, что видео практически не снимал и не снимаю; посему оценить полезность Raylab KINO VF-25 именно для видеосъемки могу лишь дилетантски. Дилетантизм для меня препятствием никогда не был, оцениваю: процесс намного удобнее, управляемей и комфортнее. К немалому своему удивлению в процессе тестирования с удовольствием отснял несколько видео сюжетов: поначалу планировал лишь кратенько и единожды попробовать в режиме видео исключительно для полноты обзора.
Видоискатель мне требуется для работы в режиме LiveView. Не так, чтобы я был горячим поклонником неавтофокусных объективов, но они присутствуют и радуют, да и в процессе тестирования работы фазового автофокуса зачастую приходится проверять точность снимками, сделанными посредством контрастного – а это LiveView. Raylab KINO VF-25 не только облегчает фокусировку в этом режиме: он значительно облегчает визирование (да и 100% дисплея незначительно, но отличаются от 98% оптического видоискателя Canon EOS 5D mark II), помогает пользоваться дисплеем при ярком свете и позволяет использовать привычные выдержки (недоступные при съемке с вытянутых рук а-ля компактный фотоаппарат). Неявным плюсом выступает и сохранение привычной «зеркальной моторики»: думаю, многим знакома ситуация, когда берешь в руки фотоаппарат без видоискателя и ну давай его к глазу прислонять.
Теперь о моих впечатлениях от Raylab KINO VF-25: поставленные задачи выполняет полностью, ожидания и чаяния оправдал. Ощущения своеобразные, некоторая мозаичность присутствует, но для пробовавших электронные видоискатели знакомые и привычные. Увеличение 2,5х комфортно и позволяет видеть весь дисплей без перемещения взгляда.
Про пресловутую диоптрийную подстройку: официальных данных нет, технические характеристики дорогих конкурентов позволяли предположить, что диапазон у KINO VF-25 вряд ли достаточен, чтобы «вытянуть» мои + 3/ +4, но я решил попробовать.
Механизм коррекции Raylab KINO VF-25 прост и функционален: обычная винтовая передача – закрепленная в корпусе гайка (розового цвета) при вращении передвигает тубус, на котором закреплена линза. На тубус, чтобы предохранить резьбу, надет пыльник. Первые попытки настроить изображение привели к полному провалу. Неоднократно слышал, что дисплей Canon EOS 5D mark II не особо приспособлен для видео, но результаты получились настолько удручающими, что закралась мысль о браке видоискателя или его полной непригодности для людей с ослабленным зрением. Полез разбираться (и разбирать). Выяснил: передний блок перемещается на 12-13 мм с надетым пыльником и на 16 – без пыльника (складываясь, пыльник занимает 3-4 мм). «Мои настройки» лежат именно в диапазоне этих 3-4 мм – сняв пыльник, я добился необходимой коррекции. Правда, в этом положении чуть люфтит тубус с передним элементом, но на точность настройки и удобство эксплуатации это не влияет, хотя эстетическое неудовольствие вызывает.
Есть еще пара придирок. Маленькая: не совсем удобен процесс установки Raylab KINO VF-25 на EOS 5D mark II с надетым увеличивающим наглазником Tenpa. Фотоаппарату определенно не нравится присутствие сразу двух нестандартных аксессуаров и RayLab ставится только впритык к Tenpa. Согласен, что снять Tenpa можно за секунду, а сочетание Tenpa и Raylab вряд ли встретится у кого-нибудь еще, но придираться, так уж придираться.
Второе замечание критичнее: я, как и многие фотолюбители, использую кистевые ремни, которые как и Raylab KINO VF-25 крепятся при помощи площадки, присоединяемой к штативному гнезду фотоаппарата. Приходится выбирать между видоискателем и кистевым ремнем. Теоретически можно прикрутить площадку кистевого ремня к площадке Raylab KINO VF-25 (штативное гнездо на ней присутствует), но уж больно громоздкая и несуразная конструкция получается. Почему бы RayLab не сделать проушину под крепление кистевого ремня в крепежной площадке? Она металлическая, вряд ли нужно серьезно менять конструкцию и усиливать площадку – просто сделать прорезь. Это избавило бы пользователей кистевых ремней от ситуации «или-или»: либо Raylab KINO VF-25, либо кистевой ремень.
А для пущего удобства – по аналогии с крепежной площадкой ремня Carry Speed – чуть изменить форму и обеспечить совместимость со стандартом быстросъемных штативных площадок Arca Swiss.
Маленький совет для владельцев Canon EOS 5D mark II: если планируется использование Raylab и включена автоматическая подстройка яркости дисплея, советую перейти в режим ручной настройки и отрегулировать яркость самостоятельно: мне показалось, что автоматическая регулировка ошибается.
Заключение
Raylab KINO VF-25 определенно пришелся по душе. Это именно тот случай, когда предлагается функциональный и качественный аксессуар, не уступающий прямым конкурентам, но за серьезно меньшую сумму.
Согласен, что решение использовать видео видоискатель (может, назвать его «надисплейник»?) для фотографирования неоднозначно, но я добился результатов, ради которых и планировал использовать RayLab. Если вы часто пользуетесь неавтофокусными объективами или режимом LiveView – попробуйте, думаю, что он придется ко двору. Да и изредка видео снимать будет много комфортнее (а для часто снимающих видео - просто must have). Этакий «продукт двойного назначения».
Рекомендую.
Декабрь 2012 года