Обзор и тест нейтрально-серого фильтра переменной плотности Raylab HWP MC-NDV
Если постараться кратко определить предмет Экономики, то это будет «наука о распределении ограниченных ресурсов». Пресловутая «ограниченность ресурсов» общеизвестна совсем не понаслышке, фотолюбителям в том числе.
Утрируем дальше: для меня лично и применительно к фотоаксессуарам оправданность и успех правильного распределения «ограниченного денежного ресурса» определяется просто: если в процессе эксплуатации новоприобретенного предмета на ум приходит поговорка «Скупой платит дважды», то решение о его приобретении автоматом относится к «ненаучным», если же нет – то я хвалю себя за примененный «глубоковдумчивый» подход и радуюсь сэкономленным деньгам, тщательно выбирая, какой еще аксессуар мне «крайне необходим».
Вступление навеяно продукцией компании Raylab, предлагающейся на Российском рынке: в большинстве своем она отличается честностью и «правильным» соотношением цены и качества – вы получаете именно то, за что заплатили, а некоторые ограничения и недостатки некритичны и ожидаемы. Есть, правда, у компании и провальные направления и модели, но в целом продукция заслуживает пристального внимания бережливых фотолюбителей.
Я с удовольствием пользуюсь двумя светофильтрами Raylab – поляризационным и защитным, поэтому без раздумий согласился протестировать новинку в линейке светофильтров компании: нейтрально-серый фильтр переменной плотности Raylab HWP MC-NDV.
Комплект, изготовление, характеристики
На тесте побывал фильтр диаметром 77 мм в тонкой оправе. Комплект традиционный для светофильтров Raylab: красочная картонная коробочка, в которой прячется пластмассовый футляр, в котором скрывается сам светофильтр.
Футляры Raylab вызывают двоякое впечатление. С одной стороны, они удобны и практичны: закрываются надежно, ребра внутри футляра жестко фиксируют фильтр, не позволяя ему перемещаться, толщина футляра намного меньше привычной. С другой: порадоваться толщине мешает размер – розничная упаковка с ушком для вывешивания на стеллажи крупнее обычной. Будь футляр квадратным, без ушка – носил бы фильтры исключительно в футлярах от Raylab.
Raylab HWP MC-NDV обещает снижение светового потока в диапазоне 2х – 400х, от 2 до 400 раз или в диапазоне -1 / -8 EV. Это соответствует традиционному для обычных ND-фильтров диапазону, хотя некоторые конкуренты предлагают модели, способные достичь значений 450х и даже 1000х.
Производитель заявляет многослойное просветление (10 слоев), использование оптического стекла производства фирмы Schott и влаго/грязеотталкивающее покрытие переднего элемента.
Качество изготовления не вызывает нареканий: придраться вроде не к чему, сборка и обработка аккуратные, люфты отсутствуют – фильтр, как фильтр. Вращение плавное, без закусываний, усилие комфортное. Одна особенность конструкции Raylab HWP MC-NDV отличает его от большинства нейтрально-серых фильтров переменной плотности: фильтр выполнен в тонкой оправе, сравнимой с толщиной обычных (не многослойных) узких фильтров. На прилагаемом снимке один за одним расположены:
Решение привлекательное: даже на полном кадре и объективе 24 мм присутствие фильтра от Raylab не оказывает влияния на уровень виньетирования. Но есть и обратная сторона: фильтр мудренее ставится и снимается с объектива.
В эксплуатации
Начну с того, что разметка на оправе тестового экземпляра уровню эффекта не соответствует и ориентироваться на нее – занятие бесперспективное: приходится привычно контролировать через видоискатель. К чести героя обзора отмечу, что нарастание эффекта происходит плавно, без резкого скачка в конце диапазона и выставить требующееся положение не трудно.
Резкость и разрешение
Тестовый экземпляр удивил своим поведением: падение разрешения ожидаемо наиболее выражена на максимальном затемнении, но почти также явно проявляется в «самом светлом» положении. В середине диапазона изменения эффекта Raylab HWP MC-NDV не оказывает значительного влияния на разрешение и заслуживает похвалы.
Хроматические аберрации
Существенного влияния на уровень ХА фильтр не оказывает даже в углах и по краям кадра. Странности повторяются: наибольший прирост уровня ХА отмечается на минимальном затемнении.
Цветопередача
Все знакомые мне нейтрально-серые фильтры переменной плотности в той или иной степени оказывают влияние на цветопередачу, что может потребовать коррекции при постобработке. Raylab HWP MC-NDV с цветом совсем не церемонится и серьезно «теплит» изображения (опять же – чем меньше затемнение, тем более солнечная картинка у вас получится).
Работа в контровом свете
Работа в сложных условиях освещения заслуживает всяческих похвал: герой обзора отлично справляется с переотражениями и артефактами, снижения контрастности нет.
Заключение
Raylab HWP MC-NDV оставил очень скомканные впечатления. Фильтр относительно недорог, качественно сделан, не оказывает существенного влияния на резкость и уровень ХА, стоек в сложных условиях освещения, но… Но он не совсем «нейтрально-серый» и часто будет требовать тщательной и скрупулезной работы с цветом при постобработке. Причем в некоторых случаях мне не удавалось добиться приемлемого результата.
Конечно, существует вероятность того, что на тесте побывал некачественный экземпляр, но если влияние на цветопередачу у всех Raylab HWP MC-NDV схоже по интенсивности, то я бы не рекомендовал его к покупке - сэкономить не получится.
Июль 2013 года