Персоналии:
Случалось ли Вам, рассматривая фотографии в семейных альбомах, удивляться качеству и цельности старых еще дореволюционных фотографий? Мне – случалось и случается. Полез по разным источникам читать про историю фотографии. Источников много, историй тоже хватает, решил и я отметиться кратким изложением прочитанного.
Первым шагом к фотографии – как способу «механической фиксации» изображения - стала камера-обскура: светонепроницаемый ящик с отверстием на одной из стенок. Лучи света, проходя через это отверстие, формируют на противоположной стенке (матовом экране) перевернутое изображение. В России камера-обскура известна с середины XVII века. Изображение, полученное в камере-обскуре, отрисовывали карандашом или красками.
Поиски светочувствительного материала, способного зафиксировать получаемое в камере-обскуре изображение продолжались долгое время. В 1725 году, например, будущий канцлер Алексей Петрович Бестужев-Рюмин исследовал изменение цвета растворов солей железа под действием солнечного света, а спустя два года подобные наблюдения над солями серебра сделал немецкий ученый Иоганн Генрих Шульце. Дело было за малым: найти способ закрепить полученное изображение; да и длительность экспонирования (достигавшая нескольких часов) стоило бы уменьшить.
В начале XIX века количество исследований начало переходить в качество. В 20-30х годах было предложено сразу несколько материалов и способов получения изображений, которые можно с определенными допусками назвать фотографическими. А датой рождения фотографии считают 7 января 1839 г., когда французский физик Луи-Франсуа Араго (1786–1853) сообщил Парижской академии наук об изобретении художником-декоратором и изобретателем Луи Жаком Манде Дагером (1787–1851) первого практически приемлемого способа фотографии, названного изобретателем дагерротипией. Однако, предъявив образцы, Араго не открыл секрета способа изготовления отпечатков.
Почти одновременно с Дагером о другом способе фотографии – калотипии (талботипии) сообщил английский учёный Уильям Генри Фокс Талбот (1800–1877). Более того, борьба за первенство между Талботом и Дагером привела к тому, что последний передал Франции права на изобретение взамен на пожизненный пансион. Заявка Талбота была отвергнута и Араго повторно выступил в Академии с описанием дагеротипии. Это произошло 19 августа 1839 года.
Талбот же запатентовал калотипию в 1841 году. Существенным недостатком калотипии было длительное экспонирование. Сходство способов Дагера и Талбота ограничивалось использованием йодистого серебра в качестве светочувствительного слоя. В остальном различия были принципиальны: в дагерротипии получалось сразу позитивное зеркально отражающее изображение, что упрощало процесс, но делало невозможным получение копий, а в калотипии изготовлялся негатив, с помощью которого можно было делать любое число отпечатков.
Калотипия и дагерротипия имели принципиальные различия. В дагерротипе сразу получалось позитивное, зеркально отраженное изображение на серебряной пластине. Это упрощало процесс, но делало невозможным получение копий. В калотипии сначала изготовлялся негатив, с которого можно было сделать любое количество позитивных отпечатков. Поэтому калотипия намного ближе к современной фотографии, несмотря на то, что качество дагерротипов было намного выше, чем калотипов.
Талбот не остановился в своей исследовательской деятельности. В 1843 он впервые осуществил позитивную печать с увеличением; в том же году открыл типографию для изготовления печатных форм своей книги «Кисть натуры» («The Pencil of Nature», 1844-1846), которая стала первым в мире изданием, иллюстрированным фотографиями. В 1851 Тальбот впервые провел фотосъемку с очень малой экспозицией, а в следующем году запатентовал способ фотографирования с наложением «экрана» на фотопластинку.
Дагерротипию и талботипию сменил мокрый коллодионный процесс, предложенный в 1851 г. английским скульптором Фредериком Скоттом Арчером (1813–1857) и получивший распространение в 1851–1870-х гг. Суть его в том, что на стеклянную пластинку непосредственно перед фотографированием наносился раствор коллодиона, содержавший йодид калия. Такая пластинка могла быть использована только в мокром состоянии, что являлось существенным недостатком метода, к тому же применение его ограничивалось главным образом портретными работами в павильонах, имевших лаборатории.