Один из известнейших фотографов-портретистов 60-70х годов XIX века. Швейцарец по происхождению, художник по образованию, фотограф по призванию.
Генрих Денье (Андрей Деньер) родился в Могилеве в 1820 году. (Подданный Швейцарии до 1890 г.).
Отец Деньера, Иоганн Денье, выходец из Швейцарии, жил в Белоруссии. Не только фотографический процесс кардинально отличался от современного, жизнь тоже несколько отличалась: швейцарские подданные меняли уютную Швейцарию на жизнь в Российской Империи. В Могилеве родился и жил первые годы сын Иоганна - Генрих Иоганн (впоследствии Андрей Иванович Деньер). Начальное образование будущий фотограф получил в могилевской гимназии. Талантливый художник, в 1842 году Генрих Иоганн приезжает в Петербург и становится вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств по классу исторической живописи. Наставником будущего художника был Карл Брюллов.
Одновременно с обучением в Академии художеств Деньер дает уроки рисования в различных частных учебных заведениях, чем зарабатывает на жизнь. В это же время начинает увлекаться фотографией.
В 1949 году Деньер заканчивает курс Академии художеств, в 1851 году получает звание «неклассного художника» и в январе того же 1851 года открывает в здании Пассажа на Невском проспекте 48 «Дагеротипное заведение художника Деньера». По меркам сегодняшнего дня можно сказать, что Деньер – кроме таланта художника и фотографа – обладал и талантом маркетолога: он сразу сделал упор на свое конкурентное преимущество и позиционировал свое ателье именно как «ателье художника», выделяя его среди конкурентов от фотографии. Более того, позиционирование продолжается: Деньер очень недолго работает в дагерротипе и вскоре переходит на очень редкий в то время в России процесс витротипии – фотографии на стекле. Некоторые свои фотоработы Деньер раскрашивает акварелью. В середине 1850х годов он одним из первых в России освоил мокроколлодионный процесс.
Сочетание таланта художника и фотографа с классическим художественным образованием и коммерческой жилкой позволили Деньеру стать одним из самых популярных фотографов своего времени. Его успех сравним с достижениями Сергея Львовича Левицкого, который в воспоминаниях отмечал «художественное направление» ателье Деньера.
В 1853 году Деньер переехал в более просторное помещение, тоже на Невском проспекте, у Казанской площади. Там он работал 7 лет. В 1860 году ателье вновь переехало, теперь уже в дом графа Строганова (Невский, 19), где фотограф работал до самой смерти.
На 1860е годы приходится расцвет Андрея Деньера как фотографа-портретиста.
В 1860 году он одним из первых в России экспонировал фотоработы на выставке в Императорской Академии художеств. Участником выставок в Академии художеств он был и в 1861 и в 1865 годах.
Будучи «своим» в среде профессиональных художников, Деньер приложил немало усилий для того, чтобы «примирить» живописцев с существованием фотографии и заставить их смотреть на нее как на «художественное явление». Деньер приглашал их в свое ателье и делал их портреты. Не смогли отказаться от визита профессора Академии художеств, побывали они в мастерской Деньера, понравились им их портреты, примирились они с существованием фотографии. Побывали там Н. И. Уткин, Бруни, Пименов, Шамшин, Марков. Академика Ф. А. Бруни впоследствии приглашали к обсуждению фотовыставок в качестве эксперта.
В 1860 году Деньер удостоен звания «фотографа Их Императорских Величеств», что давало право изображать государственный герб на своей продукции. Он вошел в состав фотографического отдела Императорского Русского технического общества (V отдел светописи ИРТО). Вскоре Деньер становится членом Французского фотографического общества.
Деньер активно выставляется и в России и за рубежом, получает призы, приглашается на выставки в качестве эксперта.
В 1862 году работы представлены на выставке в Лондоне. В 1865 году на выставке в Берлине показаны 60 работ фотохудожника. На выставках в Лондоне в 1871 и 1873 году Деньер получает серебряные медали. Серебряная медаль получена в 1870 году на Всероссийской мануфактурной выставке в Петербурге ("за фотографические работы, доказывающие кроме отличного технического выполнения, артистическое направление и приемы опытного художника"), почетный диплом по итогам Политехнической выставки в Москве в 1872 году. В 1873 году выставляется в Вене. Участвует в первой в России специализированной фотографической выставке в 1888 году в Петербурге, где получает медаль "за художественное исполнение и техническое совершенство фотографических портретов". Без работ Деньера не проходит ни одна крупная выставка в России.
В 1865-66 годах Деньер выпускает, наверное, первые в России фотоальбомы: "Альбом фотографических портретов августейших особ и лиц, известных в России". В 1865-1866 годах увидели свет 12 выпусков «Альбома» - ежемесячные выпуски, состоящие «из 12 фотографических карточек обыкновенной величины, наклеенных на отдельных для каждой карточки литографических листах из виленевой бумаги с приличными украшениями и названием каждого лица. Все годовое издание будет состоять из 144 отборных, снятых с натуры, фотографических изображений. Цена годовому изданию 15 рублей (без доставки)».
С именем Андрея Ивановича Деньера связаны и новые методы печати фотографий. Деньер экспериментировал, пытаясь найти способ «смягчить» изображение на фотографии, чтобы избавиться от «протокольной резкости», не всегда уместной в портретах. Деньер производил съемку на двух пластинках со слоями разной толщины и печатал затем с обоих негативов, каждый из которых был к тому же разной плотности. Это создавало на отпечатке мягкость контуров. Такой способ получил название «способа Деньера».
Деньер боролся и с ограничениями, накладываемыми существовавшей тогда фотографической практикой: сегодня бы мы назвали проблему «узостью динамического диапазона» - на длительных выдержках прорабатывались детали в тенях, зато лицо выходило без полутонов; на коротких - хорошо прорабатывались света, зато пропадали детали, полутона в тенях. Поэтому позитивы повсеместно ретушировались. Деньер привлек к процессу профессиональных художников. В его мастерской работали Иван Николаевич Крамской, А. П. Соколов, И. П. Раулов, С. К. Зарянко и другие профессиональные художники. Крамской работал у Деньера с 1857 года и был известен как «бог ретуши». Крамской использовал фотопортреты Деньера в своей работе. Так, например, известный портрет Тараса Шевченко написан по фотографии Деньера в 1871 году.
С начала 1880 годов Андрей Деньер привлекает к работе в ателье своего сына Адольфа.
На протяжении практически всей жизни Андрей Иванович Деньер остается подданным Швейцарии и только за два года до смерти получает подданство Российской империи.
Умер Андрей Иванович Деньер в марте 1892 года в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Волковом лютеранском кладбище.
Работы А.И. Деньера хранятся в Российской национальной Библиотеке (РНБ, Петербург) и Государственном Историческом Музее (ГИМ, Москва).