Гештальт-психология, или – вернее – гештальт-подход, как мне кажется, должен интересовать людей, увлекающихся художественной фотографией. Он имеет непосредственное отношение к теории восприятия, во многом основывается на изучении именно зрительного восприятия и, если и не дает ответов на вопросы, то указывает один из возможных путей поиска ответов. Многие видные культурологи и теоретики искусства XX века отталкивались от теории и практики гештальта, некоторые – стояли на его позициях. В качестве примера можно упомянуть Рудольфа Арнхайма, известного, наверное, всем фотолюбителям, хоть раз задумывавшимся о месте и роли художественной фотографии.
Ниже размещен перевод статьи «Гештальт-подход» из «Энциклопедии Восприятия» Брюса Голдстайна (Bruce Goldstein “Encyclopedia of Perception”). Перевод практически без правки. Копирайт - SAGE Publications Inc. Хочу отметить профессионализм и дружелюбие работников SAGE, без обычных проволочек давших право на перевод и размещение материала на сайте.
Перевод размещен с разрешения правообладателя. Копирайт SAGE Publications Inc. (www.sagepub.com)
Оригинал статьи: E. Bruce Goldstein's Encyclopedia of Perception, Geshtalt-Approach. pp.. 469-472 Copyright 2010, SAGE Publications Inc
Гештальт-подход
Вы никогда не задумывались о том, как вы узнаете, что мелодия, сыгранная в одном ключе, это та же мелодия, что и сыгранная в другом, хотя все ноты различны? С начала XX века этот и смежные вопросы, такие, например, как механизм сегментации сцены на объект и фон, изучаются направлением в психологии, названным гештальт-школой. Гештальт подход к восприятию рассматривает, как разум организует бессмысленные разрозненные стимулы в значимые общие перцепции.
Датой возникновения Гештальта считают 1890 год, когда Кристиан фон Эренфельс (Christian von Ehrenfels, 1859-1932) опубликовал свой ключевой труд "Über Gestaltqualitäten" (“О Качествах формы”). В работе заявлено фундаментальное мнение о том, что "целое больше суммы его частей". То, что фон Эренфельс подразумевал под этой сейчас уже классической фразой, было развитием и продолжением точки зрения, высказанной ранее философом Иммануилом Кантом (1724-1804). Кант придерживался мнения о том, что представление реальности разумом требует активной обработки сенсорной информации. Кант назвал человеческие представление о реальности феноменальным миром, а саму реальность – миром нуменальным (или физическим). Таким образом, мы воспринимаем феноменальный мир только путем преломления внешнего нуменального мира через наш разум. Нуменальный Мир состоит из "вещей в себе" и не может восприниматься непосредственно, а феноменальный мир создается путем добавления интуиции и концепций к сенсорному восприятию. Поэтому «Качество формы» по фон Эренфельсу не может быть объяснено лишь через ассоциирование элементарных сенсорных ощущений, но требует ментального взаимодействия с ощущениями.
Прямого аналога немецкому термину «Gestalt» не существует, обычно используются термины «конфигурация», «форма», «структура» и «модель». Гештальт описывает цельные конфигурации или формы. Постулируя то, что разум активно организует разобщенные стимулы из внешнего мира, гештальт вступил в противоречие с философией структурализма, выдвинутой Вильгельмом Вундтом (Wilhelm Wundt, 1832-1920) и активно развиваемой в США его учеником Эдвардом Титченером (Edward Titchener, 1867-1927). Структурализм исходит из предпосылки, что все психологические факты состоят из не связанных между собой инертных частей, которые могут быть объединены только ассоциациями. Структуралисты использовали интроспекцию в подтверждение теории о том, что сознание состоит из механистического объединения стимулирующих элементов без какого-либо скрытого смысла, связывающего их вместе. Вундт и Титченер рассматривали психологию как науку, в которой предмет – сознание - является набором идентифицируемых частей, которые можно выделить и изучить как элементы периодической таблицы, по аналогии с физикой и химией. Гештальт же сосредоточился на феноменологии, то есть изучении значимого, наполненного смыслом и цельного опыта, не анализируемого и не сводимого к разрозненным составляющим. Квадрат имеет единство и самобытность, которые не могут быть в полной мере определены его описанием как четырех прямых линий, соединенных под прямым углом.
Феномен Видимого движения Вертгеймера
Макс Вертгеймер (Max Wertheimer, 1880-1943), ученик фон Эренфельса, формально выделил гештальт-подход к восприятию в самостоятельное направление в психологии в 1912 году в работе Experimentelle Studien über das Sehen von Bewegungen («Экспериментальные исследования восприятия движения»), которая была посвящена кажущемуся в противовес реальному движению. Вертхаймер показал, что две дискретные вспышки света, сверкнувшие в двух разных местах в разное время, могут восприниматься как один источник света, переместившийся с одного на другое место, если расстояние и время между ними правильно подобраны. При интервале между вспышками в 200 мс или более наблюдатель воспринимает их как два отдельных источника света, последовательно загорающихся и гаснущих, как это и есть в реальности. Если интервал между вспышками составляет 30 мс или менее, оба источника воспринимаются как загорающиеся одновременно. Однако, если интервал между вспышками составляет около 60 миллисекунд, воспринимается, что вспыхивает один источник, но перемещающийся с одного места на другое. Так, например, создается эффект бегущих огней, когда источники света последовательно включаются и выключаются. Полученные Вертхаймером данные были исключительно важны, поскольку наблюдатель воспринимал не два отдельных элемента и не два локальных события, как посчитали бы структуралисты, которые полагали неизбежным однозначное соответствие между восприятием и сенсорной стимуляцией. Движение воспринимается там, где его нет. Цельная модель отличается от простой суммы частей. Похожим образом мелодия не сводится к элементам, составляющим ее, что доказал Эрнст Мах (Ernst Mach, 1838–1916) в своей работе "Анализ ощущений" (1885) и что позже стало известно как пространство-форма и время-форма. Изменение тональности мелодии меняет все отдельные ноты, но четкая идентификация мелодии сохраняется, она сохранится и если изменится темп. Школа Гештальт утверждает, что мы воспринимаем мир целостными структурами или значимыми модулями.
Фигура/Объект и Фон
Эдгар Рубин (Edgar Rubin, 1886-1951) рассматривал два компонента значимых перцептивных отношений как Фигуру (объект) и Фон. Фигура относится к "предметности" объекта, тогда как фон передает остальную часть сцены. Чтобы показать, что фигура и фон являются взаимоисключающими, Рубин создал знаменитый стимул - обратимые лица/ваза. Когда объектом выступают лица, ваза становится фоном, но когда фигурой становится ваза, лица сразу и полностью отступают на задний план. Рубин считал такой результат свидетельством интеграции и сегрегации значимых сущностей, существующих в мире.
Принципы организации Келера и Коффки
Последователи Гештальт-школы выделили более 100 законов, объясняющих, как происходит организация перцептивной информации. Психологи Вольфганг Келер (Wolfgang Köhler, 1887-1967) и Курт Коффка (Kurt Koffka, 1886-1941) предложили ряд принципов организации, использующихся разумом, когда он сталкивается с разрозненными стимулами.
Первый и, возможно, самый простой для понимания - принцип близости.
Предметы, находящиеся рядом друг с другом во времени или пространстве, воспринимаются объединенными. Обратите внимание, что на рисунке «Принцип близости» мы видим квадраты, объединенные в четыре колонки, а не в строки. Такое объединение происходит исключительно в мозгу, ведь с точки зрения структурализма ни одна из конфигураций не будет необходимой. Таким образом, близость приводит к двум эффектам. Во-первых, объединяет или интегрирует элементы, что называется принадлежностью, а во-вторых, она разделяет элементы, не объединенные близостью, например, отделяет колонки квадратов. Считается, что эта интеграция / сегрегация лежит в основе отношений фигура/фон и отвечает за группировку отдельных элементов в процессе восприятия.
Второй принцип, схожести, утверждает, что похожие предметы стремятся сгруппироваться. Обратите внимание: несмотря на то, что строки и столбцы на рисунке «Принцип схожести» расположены на одинаковом расстоянии, мы группируем фигуры в столбцы аналогичных элементов: кругов и квадратов.
Современная психофизическая методология пытается выяснить, какой принцип гештальта первичен - близости или схожести. Увеличивая расстояние между рядами на рисунке «Принцип схожести» можно определить, когда принцип близости возобладает над принципом схожести.
Третий принцип, замкнутости, говорит о том, что мы стремимся завершить незаконченные фигуры – мы заполняем существующие пробелы.
Таким образом, на рисунке «Принцип замкнутости», только из-за активной обработки разумом мы склонны видеть треугольник, а не ряд разъединенных линий.
Принцип Симметрии - четвертый. Рисунок «Принцип симметрии» показывает, что на верхнем изображении мы воспринимаем ромб, хотя часть его закрыта кругом. Обратите внимание, что ни один из трех других возможных путей завершения конструкции (показаны на рисунке ниже), не кажется предпочтительным. Способность воспринимать конструкцию именно ромбом называют амодальным завершением; разум работает без использования сенсорного восприятия – зрения, завершая конструкцию амодально по принципу симметрии, ведь зрительно невозможно увидеть скрытую часть ромба.
Пятый принцип, принцип общей судьбы, говорит, что движущиеся в одном направлении объекты воспринимаются сгруппированными вместе. Таким образом, если имеется множество точек, половина из которых движется вправо, а другая половина движется влево, массив будет казаться состоящим из двух групп – движущихся вправо и влево.
Шестой принцип называется принципом хорошего продолжения. На рисунке «Принцип хорошего продолжения» мы группируем находящиеся на одной линии элементы в наклонную линию, а другие элементы воспринимаются разрозненными и расположенными беспорядочно. Этот принцип подводит нас к самому основному общему принципу группировки, относящемуся к сущности или конечному смыслу восприятия, который Вертхаймер назвал законом Prägnanz (Законом Прегнантности). Согласно этому закону, перцептивная организация стремится быть настолько хороша, насколько позволяют существующие условия.
Мы видим наш мир упорядоченно, последовательно и экономно настолько, насколько это позволяют существующие условия. Хороший гештальт симметричен, прост и стабилен, как, к примеру, мыльный пузырь, и не может быть упорядочен более или сведен к более простой форме. Поэтому на рисунке «Пример закона прегнантности» мы склонны видеть квадрат и прямоугольник, а не сочетание более сложных форм. Изображение на рисунке дает интуитивное подтверждение этого закона.
Гештальт-подход подвергался критике за излишнюю расплывчатость и неопределенность терминологии. Например, что означает слово "хороший" в предыдущем определении? Как мы можем знать, что данная перцептивная организация является наилучшей возможной? Даже незначительное изменение структуры стимулов может не позволить точно определить понятия "хорошести".
Исторические связи между открытиями гештальта и физиологией
Создание стимулов, непосредственно и убедительно подтверждающих принципы Гештальта, дало последователям школы возможность считать, что центром изучения перцептивных процессов должны стать качественные данные, а не более традиционный количественный анализ. Такой подход поставил гештальт-психологию вне рамок основного направления психологических исследований. Гештальт-психологи исследовали, как принципы восприятия (например, принцип хорошего продолжения) согласуются с известными на то время данными о физиологии мозга. Считалось, что каждая линия на рисунке «Принцип хорошего продолжения» обращается к отдельному участку мозга, настроенному именно на соответствующий ей угол наклона; а цельная модель извлекается из разрозненных линий потому что количество одинаково ориентированных отрезков, которые формируют длинную линию, наклоненную под 45 градусов, больше и поэтому они вызывают сильный кортикальный отклик, который позволяет мозгу сгруппировать отрезки с одинаковым наклоном в значимую единицу.
Гештальт-психологи утверждали, что принципы организации восприятия отражают физиологическую организацию мозга, а не процессы разума, как предполагал Кант. Келер описал эту идею, названную психофизическим изоморфизмом, как соответствие распределения основных процессов головного мозга организации пространства, имеющего функциональную упорядоченность. Он полагал, что мозг содержит функциональные эквивалентности, а не картинки внешнего мира. Гештальтпсихология и в этом отличается от структурализма, считающего, что мозг механистически организован для извлечения элементов сознательного опыта. Теоретики Гештальта выдвинули гипотезу, что сенсорные стимулы обращаются к структурированным электрохимическим полям в головном мозге, изменяя их и будучи сами изменяемы ими. Наше восприятие является результатом такого взаимодействия. Ключевым положением является то, что мозговая деятельность активно изменяет ощущения и наделяет их характеристиками, которыми в противном случае они бы не обладали. Поэтому целое (электрохимические силовые поля мозга) первично по отношению к частям (ощущениям), и именно целое наделяет части значением/смыслом.
Гештальт принципы и исследования восприятия
К 1920-ым годам гештальт-психология активно продвигалась через журнал Psychologische Forschung («Психологические исследования»). Но приход нацистов к власти в 1933 году разделил группу до создания докторской программы. Эмиграция в США разбросала участников по разным университетам, что не позволило создать единую программу. Однако, сила их идей и убедительная простота стимулов заставила других ученых, изучавших перцепцию, включить Гештальт-теории в свои исследования. Развитие компьютерного распознавания заставило вновь обратиться к Гештальт-принципам группировки для получения алгоритмов согласования разрозненных наборов стимулов, как, например, это происходит в нисходящей обработке (top-down processing). Таким образом, гештальт-подходу к восприятию был дан новый импульс, через разработку новых принципов и включение уже существующих в современные перцептивные модели.
James A. Schirillo
Vlador (Saturday, 01 January 2022 21:02)
Олег, спасибо за комментарий! К сожалению, не могу ответить: это переводной материал, а я к этой теме имею отношение более чем опосредованное
Олег (Tuesday, 09 November 2021 18:15)
Не понятно почему Эренфельс считается основателем гештальт-психологии. В своей работе "О гештальт-качествах" он постоянно ссылается на Эрнста Маха, который раньше Эренфельса, описал особенности восприятия человеком звука и пространства, введя термины Raumgestalt и Tongestalt.