Процесс выглядел так: полированную серебряную пластинку подвергали в темноте действию паров йода. На ней появлялся налет йодистого серебра. Пластинку переносили в камеру-обскуру, открывали объектив. Под действием падающих на пластинку солнечных лучей, отражаемых фотографируемыми предметами, в слое йодистого серебра получалось едва видимое изображение. Места, на которые действовали лучи света, на дагеротипе заметно отличались по тону от участков пластинки, на которые свет не действовал. Пластинку вынимали из камеры и обрабатывали в темноте парами ртути. В местах, подвергшихся действию света, получалась амальгама серебра. В тех местах, где свет не влиял, галогениды серебра удаляли раствором поваренной соли. Чтобы запечатлеть на серебряной пластинке какой-либо вид или чертеж, нужна была выдержка в несколько минут. Рисунок на серебряной пластинке нужно было рассматривать под определенным углом, иначе мешал зеркальный отблеск. Изображение было непрочным, легко стиралось при малейшем прикосновении.
К изобретению дагеротипии непосредственное отношение имеет французский изобретатель Жосеф Нисефор Ньепс (1765–1833). Он получал изображения на растворе асфальта в лавандовом масле, нанесенном на оловянную, медную или посеребрённую пластинки. Первый сохранившийся отпечаток городского пейзажа, сделанный с помощью камеры-обскуры, получен Ньепсом в 1826 г. Этот способ, названный изобретателем гелиографией, требовал экспонирования длиной 6 – 8 часов. В 1829 г. Ньепс и Дагер даже заключили договор о совместной работе над усовершенствованием гелиографии. После смерти Ньепса, Дагер в 1835 году открыл способность паров ртути проявлять скрытое изображение на экспонированной йодированной пластине, а в 1837 г. смог зафиксировать видимое изображение. Разница в светочувствительности по сравнению с процессом Ньепса при использовании хлористого серебра составляла 1:120, а время экспонирования сократилось до 30 минут.