Наверное, самое громкое имя в истории русской фотографии. Сергей Львович Левицкий, двоюродный брат небезызвестного А.И. Герцена, родился в 1819 году в Москве. Интересно отметить то, что Герцен был внебрачным сыном богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева, а Левицкий – внебрачным сыном старшего брата отца Герцена – сенатора Льва Алексеевича Яковлева.
После окончания юридического факультета Московского университета, Левицкий поступил в канцелярию министерства внутренних дел в Петербурге. В 1839 году он приобрел у Грекова дагеротипный аппарат. В 1843 году Львов-Левицкий отправился на Кавказ делопроизводителем правительственной комиссии по изучению минеральных вод. С собой он захватил фотоаппарат с 25 дюжинами пластинок, посеребренных гальваническим способом. Левицкий уже обладал опытом дагеротипной фотографии и вскоре стал получать очень удачные снимки. Снял он несколько видов Пятигорска, Кисловодска, гор Машук и Бештау. Пять лучших из них через петербургского торговца Шеделя попали к парижскому оптику Шевалье, у которого Левицким незадолго до того был приобретен объектив. Шевалье поместил два пейзажа в своей витрине на Парижской выставке. Снимки были отмечены медалью выставки. Это была первая в истории награда за фотографические произведения.
С именем Сергей Львовича Левицкого связан расцвет ранней портретной фотографии в России. После возвращения в Петербург из поездки на Кавказ, в 1844 году Левицкий ушел со службы и отправился изучать технику фотографии за границей. В 1845 году он жил в Риме, где проводил время в среде русских художников. 1845 годом датируется и фотография Н.В Гоголя с группой русских художников. Фотография примечательна тем, что она – одна из немногих, на которых присутствует великий писатель; кроме того, именно с ней связан первый известный «копирайтовый» спор в истории русской фотографии. Левицкий дважды в своих воспоминаниях, в 1892 и 1898 годах, рассказывал подробности этой знаменательной съемки. Но единственный дагеротипный снимок группы художников с Н. В. Гоголем был напечатан и сопровожден статьей известного критика В. В. Стасова в журнале «Древняя и новая Россия» в номере за декабрь 1879 года. Стасов приписывает авторство снимка французскому фотографу Перро. Перро упоминает и Левицкий. Он подробно описывает технику изготовления им пластинки, указывает продолжительность выдержки дагеротипа, оценивает его качества («центр группы вышел превосходно, края не совсем отчетливо»), и сообщает: «Позировка была на открытой террасе в мастерской Перро». Левицкий говорит: «Это мое первое произведение удивило всех художников». Подробный и обстоятельный рассказ «скомкан» тем, что в группе сфотографирован сам Левицкий (второй слева во втором ряду). Будем считать, что авторство принадлежит именно Левицкому, который подготовил фотоаппарат и разместил портретируемых, а Перро (в студии которого был сделан снимок) послужил лишь в качестве дистанционного управления и «нажал на кнопку» по сигналу Левицкого.
Из Рима Левицкий отправился в Париж, где прожил четыре года. В 1849 году Левицкий возвратился в Петербург. Он решил стать профессиональным фотографом. Осенью 1849 года напротив Казанского собора открылось его «дагеротипное заведение» (в «доме Имзена»). В 1851 году серию больших дагеротипных портретов и групповых снимков на пластинках размером 30x40 и 24x30 сантиметров, он отправил на Всемирную выставку в Париж. Левицкий получил за них золотую медаль. Это была первая золотая медаль, выданная на всемирной выставке за фотографические работы. С 1852 года Левицкий работает для императорского двора.
К этому времени в практику фотографии начал входить мокро-коллодионный способ, сменивший дагеротипию. Левицкий стал изучать фотографию на стеклянных пластинках с последующим печатанием позитива на бумаге и вскоре достиг хороших результатов. Новая техника вначале снизила художественное качество изображений в сравнении с дагерротипами. Снимки печатались на так называемых соленых бумагах, не передававших тонких переходов светотени. Фотографии приходилось не только ретушировать, но даже подрисовывать. Левицкий совершенствуется в технике мокро-коллодионной фотографии. Тесно связанный с литературными кругами, Левицкий фотографировал многих писателей. В 1857 г. он создал "Коллекцию портретов русских литераторов", небольшой тираж которой поступил в продажу.
Летом 1859 года Левицкий по приглашению американского фотографа Уоррена Томпсона снова уехал в Париж. Сначала он руководил фотоателье Томпсона, но вскоре открыл собственный фотосалон. Его студия считалась одной из лучших в Европе. Журнал «Фотограф» в 1864 году писал о Левицком: «Владеющий ныне в Париже лучшим фотографическим заведением, вполне артистическим, завален и там работою. В этом заведении приготовляется ежедневно до 1500 карточек, и все же далеко не все заказы удовлетворяются». В том же 1864 году Левицкий удостаивается звания «Фотографа императора Наполеона III» и становится членом Французского фотографического общества. Одни из первых опытов коллажа принадлежат фотографу: Левицкий придумал изображать фотографируемого на одной и той же карточке в двух позах, иногда даже в различных костюмах. Например, снимающийся разговаривал с самим собой, пожимая себе руку или одновременно играл на фортепьяно и слушал свою игру.
В 1867 году он возвратился на родину, в Петербург, снова открыл там ателье, на этот раз с большим павильоном и особым отделением для увеличения портретов. В 1877 году Левицкий получает звание придворного мастера, а его фотоателье называется "Фотографы Их Императорских Величеств "Левицкий и сын".
С. Л. Левицкий внес значительный вклад в иконографию русских писателей, художников, общественных деятелей. За полвека работы им была создана богатейшая галерея портретов. Левицкий выступал инициатором многих общественных начинаний в области фотографии. В 1878 году он был одним из организаторов фотографического отдела Русского технического общества. В конце семидесятых годов Левицкий проводил опыты съемки при электричестве, испытывал угли Яблочкова, участвовал в приготовлении углей специально для целей фотографии. В 1879 году он уже снимал художественные портреты при электрическом свете с углями петербургского производства при выдержке 15 секунд (угли, изготовлявшиеся в Париже, требовали выдержки в 100 секунд). Первым в России Левицкий перевел свою фотографию на работу при электрическом свете. «Первый российский стробист» изучал сочетание солнечного света с электрическим: в 1882 году в журнале «Фотограф» он рассказал, что перенес электрическое освещение в дневной павильон. В соединении «двух светов,— писал Левицкий,— мы найдем критериум художественного освещения», «решение задачи вырабатывается не из борьбы двух светов, а, напротив, в художественном разумном их сочетании».
Делами фотографического заведения с середины восьмидесятых годов больше занимался сын Левицкого — Лев Сергеевич. Сергей же Львович уже мало фотографировал, но продолжал участвовать в деятельности Русского технического общества.
Умер С. Л. Левицкий в июне 1898 года в возрасте 79 лет. Отставной коллежский секретарь, купец II гильдии, орденоносец Сергей Львович Левицкий похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.