Третий по величине город в Ярославской области с населением в 43 тысячи человек (2002). Расположен в 140 км от Москвы по Ярославскому шоссе, на берегу Плещеева озера, в месте впадения в него реки Трубеж. Центр национального парка «Плещеево озеро». Одно из любимейших моих мест Золотого Кольца. Неоднократно бывал здесь и надеюсь, что посещу еще не раз.
История города настолько обширна и богата, что здесь я приведу лишь малую толику найденной информации.
Люди появились на берегах озера еще в эпоху неолита. Следы их обитания обнаружены на берегу озера, в урочище «Польцо», близ Берендеева болота, в самом Переславле на реке Трубеж. Во втором тысячелетии до н.э. край заселяют скотоводческие племена фатьяновской культуры. В I тысячелетии до н.э. в районе озер Неро и Плещеева появились меря. В I-X веках Переславский край стал центром проживания древнего народа меря, принадлежащего к финно-угорской языковой группе. Славяне, пришедшие из Приднепровья (кривичи) и Новгородской земли (ильменьские словене), появились на берегах озера в VIII – IX вв.
На одном из холмов над озером возник город Клещин, земляные валы которого сохранились на холме у села Городище. Клещин в 1152 году решением Юрия Долгорукого был перенесен в устье реки Трубеж. По преданию, Переяславль Новый назван в честь Переяславля Южного, стоящего также на реке Трубеж. Впоследствии из названия города выпала буква «я», но добавилось слово «Залесский». Переславль окружало кольцо земляных валов высотой 10 - 16 м, достигающее в окружности 2,5 км. В том же 1152 году внутри крепости, за северной частью вала был заложен Спасо-Преображенский собор, завершенный в 1157 году.
В XII веке именно в Переславле-Залесском было написано "Слово Даниила Заточника".
До 1238 года Переяславль в составе Владимиро-Суздальской земли. После раздробления Владимирского княжества Переславль становится во главе удельного княжества (1212-1302). Переславские князья Ярослав Всеволодович (1210-1240), Александр Ярославович Невский (1240-1263), Дмитрий Александрович (1263-1294) были великими князьями владимирскими и князьями новгородскими. В 1236 году Ярослав Всеволодович, правда, ненадолго, стал великим князем киевским. В 1220 году в Переяславле родился князь Александр Невский. После смерти он был причислен к лику святых, и в центре города на Красной Площади была построена Церковь Александра Невского. В 1958 г. рядом со Спасо-Преображенским собором поставлен памятник Александру Невскому (скульптор С. Орлов). Расцвета, хотя и недолгого, Переяславль достиг при сыне Александра Невского князе Дмитрии (1276-1294 (с перерывом), который в 1276 году, получив великое княжение, не стал жить во Владимире, а вернулся в Переяславль, приравняв город к столице. В 1302, после смерти князя Ивана Дмитриевича, город по его завещанию отошёл к Московскому княжеству.
В 1238 (после пятидневной осады), 1252, 1281, 1282, 1294 (город сжёг ярославский князь Фёдор Чёрный), 1382, 1408 и 1419 году город бывал взят и разграблен ордынцами. В 1372 году городской посад выжжен набегом князя Кейстута. В 1305 и 1372 гг. переславцы с помощью Москвы отразили попытки тверских князей захватить город. В 1382 году Переславль был разорен и сожжен войсками Тохтамыша, а в 1408 хан Едигей разграбил и сжег Переславль, Ростов, Нижний Новгород, в 1608 боярская и торговая верхушка города встала на сторону Лжедмитрия II, город был освобожден только в 1609 году. В 1612 г. через город прошло ополчение Минина и Пожарского.
С XV века город носит имя Переславль-Залесский. Московские князья заботятся о Переславле. Особенно любил город великий князь Василий III. Так же относился к Переяславлю и его сын Иван Грозный, чьим крёстным отцом стал преподобный Даниил Переславский. В честь рождения сына Фёдора Иван Грозный заложил собор в Фёдоровском монастыре. Заметную роль играл Переславль во времена опричнины, центром которой Иван Грозный сделал Александрову слободу, входившую тогда в Переславский уезд. По инициативе царя в 1564 г. отстраиваются крепостные стены Никитского монастыря, который, по-видимому, должен был стать вторым центром опричнины.
В XVI-XVII веках Переславль - крупный торговый и ремесленный центр, входит в число 16 крупнейших городов России. В городе располагалась особая Рыбная слобода, жители которой составляли дворцовую артель с выборным старостой. Рыбаков по царскому указу не брали в солдаты, они были неподсудны местному начальству "ни по каким делам, кроме душегубства".
В 1688 царь Пётр I в четырех километрах от города на горе Гремяч, на берегу озера начал строительство потешной флотилии. В 1692 году строительство было завершено, и устроен торжественный смотр. С 1688 по 1693 гг. в Переславле было спущено на воду около 100 кораблей, среди них несколько фрегатов, в том числе 30-ти пушечные "Марс" и "Анна". Здесь прошли обучение первые русские корабелы и военные моряки. Через 29 лет, в 1722 году Петр вернулся в Переславль и приказал сохранить остатки галер, яхт и кораблей. Но в 1783 г. во время большого пожара в городе сгорели все корабли петровской флотилии, сохранился только бот "Фортуна", который сейчас находится в музее "Ботик", открытом в 1803 году на месте судовой верфи. Вблизи него установлен памятник Петру I работы художника А. С. Кампиони.
По губернской реформе 1708 года Переславль-Залесский приписан к Московской губернии. С 1778 года он стал уездным городом Владимирского наместничества. В XIX веке Переславль-Залесский - уездный город с числом жителей не более 9 тысяч человек. В советское время - районный центр.
Часть окружающих Переславль природных и исторических ландшафтов включена в состав национального парка "Плещеево озеро". Само озеро считается вторым по величине озером Ярославского Поволжья после ростовского озера Неро. Площадь его поверхности достигает 50 квадратных километров, длина - 9,5 километров, ширина - 4,5 километров, наибольшая глубина - 25 метров. В нем водится знаменитая "царская селедка" - ряпушка, местный подвид лососевых рыб, обитающий только в его водах. В Московской Руси XIV-XVII веков ряпушка была ритуальной рыбой. Копченой "переславской селедкой" завершался коронационный пир наследника московского великокняжеского, а затем и царского престола.
Одна из легенд древней истории Переславля − Синий камень на берегу Плещеева озера. Это большой валун весом около 12 тонн с синеватым отливом. Здесь было место поклонения языческому славянскому богу Велесу, а кроме того, возможно, он стоял на месте древнего кладбища. Принятие христианства не повлияло на отношение местных жителей к Синему камню – они продолжали приходить сюда. Церковь боролась с Синим камнем: в XVII веке Преподобный Иринарх, проезжая через Переславль, узнал о «бесовском» обычае и повелел закопать камень. Но спустя некоторое время камень снова оказался на поверхности земли и стал считаться еще более чудесным. В 1788 году, чтобы окончательно прекратить языческое поклонение, было решено использовать Синий камень в строительстве Духовской церкви (не сохранилась). Сани, в которых зимой через озеро везли камень, провалились под лед. Синий камень оказался под водой, но к середине XIX века снова очутился на берегу. С тех пор Синий камень не трогали, и он так и лежит у самого края Плещеева озера.
Монастыри:
Церкви:
Музеи:
Районы:
Борисоглебская слобода — часть города Переславля-Залесского, прежде бывшая монастырской слободой. Слобода возникла возле Борисоглебского Надозерного монастыря в Конюцком стане. Первые документальные известия относятся к 1564 году в жалованной тарханной грамоте Ивана Грозного. В 1744 году монастырь был отдан переславльским епископам под загородную дачу, а население слободы стало работать на архиерея. После секуляризации 1764 года слободка перешла вместе с другими монастырскими вотчинами в казну. В 1936 году здесь существовал колхоз имени Сталина, в котором были «трактор, 18-сильный двигатель, мельница, крупорушка, сложная молотилка, 3 жнейки, свиноферма, молочно-товарная ферма». До 1959 или 1960 года слобода входила в колхоз имени Сталина, а потом в совхоз «Рассвет».
Рыбацкая Слобода. 7 апреля 1506 года князь Василий Иванович в уставной грамоте определил, что рыбаки слободы находятся под его судом и запретил всем остальным ловить рыбу в Плещееве озере. По берегам озера рыболовы имели право на 21 метр земли, «где им неводы с сети вешати». В 1645 году рыбакам было велено привозить в Москву 33 600 штук ряпушки в год. В 1668 году заказ увеличился до 26 000 копчёных и 45 000 полёдных рыбин. Для сохранения рыбного поголовья 14 января 1674 года царь Алексей Михайлович запретил на два года всякую рыбную ловлю. В 1676 году были сделаны пять неводов с редкими ячейками, по образцу которых следовало делать рабочие неводы. Охранные меры помогли и в 1692 году рыбаки сверх годового оклада в 45 тысяч ряпушек могли отослать в Приказ Большого Дворца 367 670 рыбин, перекрывая норму по 1699 год. Лов рыбы был весьма значителен до 1840 года; затем стал уменьшаться (в 1846, 1847 и 1848 годах ловилось меньше трети против прежнего). С 1850 - 1851 гг. ряпушка измельчала. С 1924 года здесь существовала кооперативная артель «Красный рыбак».
Святые
Даниил Переславский Имя в миру – Дмитрий, монашеское – Даниил. Родился в Переславле от родителей, выехавших сюда в княжение Василья Васильевича из города Мценска. Учился в Никитском монастыре при своём родственнике старце Ионе. Отсюда тайно ушёл в Пафнутьево-Боровский монастырь, где постригся с именем Даниила. Десять лет жил в Пафнутьевом монастыре и два года в Левкиевой пустыни. В 1491 году возвратился в Никитский монастырь, потом перешёл в Горицкий. Здесь в течение 30 лет был монахом, иеромонахом и архимандритом. Даниил выбрал себе особый подвиг. Он разыскивал скончавшихся в пути и устраивал им христианское погребение. Он уходил из монастыря для этих поисков и днём и ночью, подбирал по дорогам тела усопших, приносил их к скудельницам и совершал погребение, а после поминал их за литургией. Даниил скорбел, что на скудельницах много несчастных брошены без христианского погребения. Со временем он решил устроить здесь церковь во имя Всех святых, чтобы молиться за безымянных покойников. Попав на приём к великому князю Василию Ивановичу, он получил грамоту на владение тем местом, где планировал ставить церковь. Вскоре митрополит Симон дал свою благословенную грамоту. 15 июля 1508 года церковь Всех святых была освящена. Основал на скудельницах новый монастырь. Преставился 7 апреля 1540 года. Преподобный Даниил был погребён возле жертвенника Троицкого собора. 18 ноября 1653 года его мощи обретены, а 30 декабря свидетельствованы митрополитом Ионой Ростовским и Ярославским. Память его празднуется 7 апреля в день преставления и 30 декабря в день свидетельствования.
Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в богатой купеческой семье Покропаевых, в Переславле (по другим сведениям, в деревне Веслево Переславского района). В Успенском Горицком монастыре принял монашеский постриг. На берегу Плещеева озера основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом. В 1354 году Димитрий встретился с Преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Дмитрия Донского. Под влиянием Сергия Радонежского решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова. Недалеко от Вологды Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Скончался преподобный в глубокой старости 24 февраля 1392 года и был погребён у южной стены деревянного Спасского храма. Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, а в XV веке почитание его распространилось по всей Руси.
Миша-Самуил. Михаил Васильевич Лазарев родился в семье крестьянина села Ям. Имя «Самуил» добавлено народом как монашествующему лицу после смерти Самуила, иеромонаха Никольского монастыря, духовного наставника Миши. С детства принял на себя юродство. В 8 лет от роду предсказал мор в своём селе, и крестьяне выгнали его. Его приютил в своей келье иеромонах Никольского монастыря Самуил, который стал духовным отцом мальчика. Всю свою жизнь Миша провёл, скитаясь по городу и его окрестностям. Все деньги, которые жертвовали Мише, он приносил в дар Богу или раздавал нищим. В феврале 1907 года Миша заболел и скончался 23 февраля. Погребён 25 февраля.
Никита Столпник (? — 24 мая 1186) — святой Русской церкви, почитается в лике преподобных. Прославился подвигом столпничества в Никитском монастыре близ Переславля. Память совершается (по юлианскому календарю) 23 мая (Собор Ростово-Ярославских святых) и 24 мая. До монашеского пострига был сборщиком податей, жестоким и корыстолюбивым. Услышанные в церкви слова пророка Исайи (Ис. 1:16-17 : Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову), вызвали перемену в Никите и он удалился в монастырь. Приняв постриг, Никита выкопал яму, поселился в ней, надев на себя вериги и каменную шапку. 24 мая 1186 года святой Никита Переславский был убит разбойниками, решившими, что его вериги сделаны из серебра.
Недалеко от Никитского монастыря расположен святой источник преподобного Никиты Столпника. Лет 5 назад источник облагородили и он постепенно превращается в заурядную туристическую достопримечательность: с автобусами, подъезжающими через каждые 10 минут, очередями и гомоном. Поэтому, если собираетесь посетить его и окунуться в купель, постарайтесь приехать в Переславль пораньше, часов в 9 утра - обычно в такое время туристических групп тут не бывает.
Как добраться.
По Ярославке из Москвы, никуда не сворачивая до самого Переславля-Залесского. Планируйте получить удовольствие от пробки в Мытищах и в районе Королева - это практически неизбежно. Во Владимирской и Ярославской областях дорога сужается и становится двухрядкой - аккуратнее с обгонами.
Не доезжая до поста ГАИ перед городом можно повернуть направо по указателю "Ресторан Лесная Сказка". Или просто запомнить поворот, чтобы потом вернуться: я бы советовал "столоваться" именно здесь. Вкусно и уютно.
В городе появилось несколько гостиниц, но я не могу о них ничего сказать: не останавливался. А если собираетесь ехать "одним днем", то оптимальное расписание будет, наверное, следующим: с утра доезжаете до города, пересекаете его никуда не сворачивая и сразу после Переславля поворачиваете налево - к Никитскому монастырю. Посещаете источник преподобного Никиты. После - вниз, к берегу Плещеева озера - тут и остатки валов города Клещин и Синий камень. Если после Синего камня проехать дальше, то через километра 4 будет еще один святой источник. Я не уверен, но кажется святой Варвары (поправьте, если я ошибаюсь). Я там был всего один раз и как-то не впечатлился.
На обратном пути посетите Никитский монастырь и возвращайтесь в город. В самом городе советовал бы обязательно посетить Спасо-Преображенский собор и подъехать к Успенскому Горицкому: от его стен открывается очень живописный вид на город и озеро. Затем из города к ботику Петра и дальше - в музей паровозов.
Наверное, это оптимальная программа на один день - без особой спешки и надрыва.