К отцу, к матери, к сестрам (обретавшимся тогда в селе Константинове Рязанской губернии) относился Есенин с отдышкой от самого живота, как от тяжелой клади.
Денег в деревню посылал мало, скупо, и всегда при этом злясь и ворча. Никогда по своему почину, а только — после настойчивых писем, жалоб и уговоров.
Иногда из деревни приезжал отец. Робко говорил про нужду, про недороды, про плохую картошку, сгнившее сено. Крутил реденькую конопляную бороденку и вытирал грязной тряпицей слезящиеся красные глаза. Есенин слушал речи отца недоверчиво, напоминал про дождливое лето и жаркие солнечные дни во время сенокоса; о картошке, которая почему-то у всех уродилась, кроме его отца; об урожае Рязанской губернии не ахти плохом. Чем больше вспоминал, тем больше сердился:
— Знать вы там ничего не желаете, а я вам что мошна: сдохну — поплачете о мошне, а не по мне.
Вытаскивал из-под подушки книгу и в сердцах вслух читал о барышнике, которому локомотивом отрезало ногу. Несут того в приемный покой, кровь льет — страшное дело, а он все просит, чтобы ногу его отыскали, и все беспокоится, как бы в сапоге, на отрезанной ноге, не пропали спрятанные двадцать рублей.
— Все вы там такие…
Отец вытирал грязной тряпицей слезящиеся красные глаза, щипал на подбородке реденькую размохрявленную рогожку и молчал.
Под конец Есенин давал денег и поскорей выпроваживал старика из Москвы.
После отъезда начинал советоваться, как быть с сестрами — брать в Москву учиться или нет. Склонялся к тому, чтобы сейчас погодить, а может быть, и насовсем оставить в деревне. Пытался в этом добросовестно убедить себя. Выдумывал доводы, в которые сам же не верил. Разводил философию по гамсуновскому «Пану» о счастии на природе и с землей, о том, что мало де радости трепать юбки по панелям и делать аборты.
— Пусть уж лучше хлев чистят да детей рожают.
Сам же бесконечно любил и город, и городскую жизнь, и городскую панель, исшарканную и заплеванную. За четыре года, которые мы прожили вместе, всего один раз он выбрался в свое Константиново. Собирался прожить там недельки полторы, а прискакал через три дня обратно, отплевываясь, отбрыкиваясь и рассказывая, смеясь, как на другой же день поутру не знал, куда там себя девать от зеленой тоски.
Сестер же своих не хотел везти в город, чтобы, став «барышнями», они не обобычнили его фигуры. Для цилиндра, смокинга и черной крылатки (о которых тогда уже он мечтал), каким превосходным контрастом должен был послужить зипун и цветистый ситцевый платок на сестрах, корявая соха отца и материн подойник.
Анатолий Мариенгоф
Роман без вранья
Село Константиново
Расположено на высоком правом берегу Оки. Первое известное упоминание о селе Константиново относится к 1619 году. Село принадлежало царской семье. В XVII веке пожаловано Мышецким и Волконским. Большей частью села стал владеть Яков Мышецкий, который дал его в приданое своей дочери Наталье, когда она выходила замуж за Кирилла Алексеевича Нарышкина. В 1728 году владельцем Константинова стал сын Кирилла Алексеевича Семен Кириллович Нарышкин. Не имея прямых потомков, в 1775 году завещал Константиново своему племяннику Александру Михайловичу Голицыну. Именно на его средства в 1779 году был возведен каменный храм Казанской иконы Божией матери. В 1808 году имение завещано внебрачной дочери - Екатерине Александровне, в замужестве Долгоруковой. Согласно её завещанию, в 1843 году владельцами села стали её племянники Александр Дмитриевич и Владимир Дмитриевич Олсуфьевы. Через 2 года они поделили наследство тетушки, и старший из братьев, Александр Дмитриевич, стал единолично распоряжаться имением. Его сын Владимир Александрович Олсуфьев вступил в наследство в 1853 году. Ко времени Манифеста об отмене крепостного права 1861 года село насчитывало 680 ревизских душ, которые по Манифесту получили в свою собственность 1400 десятин 740 сажень земли. В 1879 году имение выкуплено купцами из Богородицка Сергеем Григорьевичем, Александром Григорьевичем и Николаем Григорьевичем Куприяновыми. Старший из братьев построил земскую, школу, много сделал для обучения крестьянских детей. К 1897г. братья Куприяновы поссорились между собой, и усадьба была продана. В 1897 году, владельцем дома и усадьбы стал Иван Петрович Кулаков, "потомственный почетный гражданин гор. Москвы", известный по книге Гиляровского «Москва и Москвичи»: владелец ночлежек, трактиров и доходных домов на знаменитом Хитровом рынке. Его заведения Гиляровский в «Москве и Москвичах» окрестил "Кулаковским подземельем". Кулаков начинал свой путь в миллионеры, работая простым буфетчиком в трактире «Каторга». На свои средства он выстроил в Константиново новое здание школы, украсил храм деревянным дубовым иконостасом. После смерти отца в 1911 году, хозяйкой дома стала Лидия Ивановна, в замужестве Кашина. В 1918 году была изгнана из села крестьянами.
Сергей Александрович Есенин
Родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье, отец — Александр Никитич Есенин (1875–1967), мать Татьяна Фёдоровна Титова (1875–1955). Отец поэта, Александр Никитич, вышел из крестьянского сословия, перебрался в Москву и стал приказчиком. Мать, Татьяна Федоровна Титова, также уходила в город на заработки. Воспитывал мальчика дед Федор Андреевич Титов, которому Есенин был отдан с двух лет.
В 1904 году Есенин пошёл в Константиновское земское училище, которое закончил в 1909 году с похвальной грамотой, затем с сентября 1909 по июнь 1912 учился в Спас-Клепиковской второклассной церковно-приходской школе. К этому периоду относятся первые поэтические опыты. С осени 1912 года Есенин в Москве, некоторое время служит в мясной лавке Крылова, где приказчиком работал его отец, работает в книжном магазине, а потом — в типографии И. Д. Сытина. Посещает Суриковский литературно-музыкальный кружок. В 1913 году поступил вольнослушателем в Московский городской народный университет имени А. Л. Шанявского на историко-философское отделение, который посещал полтора года. В этом же году Есенин вступил в гражданский брак с Анной Изрядновой, которая в конце 1914 г. родила сына Юрия. Сын поэта – Юрий Есенин 13 августа 1937 года был расстрелян по обвинению в подготовке к покушению на Сталина.
Первая публикация стихов Есенина - в начале 1914 г. в детском журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон.
Весной 1915 г. Есенин оставляет жену и сына и перебирается в Петроград. Печатается в «Северных записках», «Русской мысли», «Ежемесячном журнале».
В январе 1916 г. Есенина призвали на военную службу и прикомандировали к Царскосельскому военному госпиталю в качестве санитара. В 1916 году выходит первая книга стихов «Радуница».
Весной 1917 г. Есенин познакомился с Зинаидой Райх и 30 июля они обвенчались. В апреле 1918 г., Есенин расстается с Райх и перебирается в Москву. В мае выходит второй сборник стихов «Голубень». В декабре Есенин становится членом московского профессионального Союза писателей. Участвует в «Ордене Имажинистов». В 1920 году публикует теоретическую работу «Ключи Марии». В период увлечения Есенина имажинизмом вышло несколько сборников стихов — «Трерядница», «Исповедь хулигана» (оба — 1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачев».
В 1920 году Есенин познакомился и подружился с поэтессой и переводчицей Надеждой Вольпин. 12 мая 1924 года в Ленинграде родился внебрачный сын Сергея Есенина и Надежды Давыдовны Александр Вольпин - крупный ученый-математик, известный правозащитник, периодически публикует стихи (под фамилией Вольпин). Поэт сына не признал. Есенин-Вольпин - один из создателей (вместе с Сахаровым) Комитета прав человека. Живет в США.
Осенью 1921 г. Есенин познакомился с Айседорой Дункан, которая в мае следующего года стала его женой. После свадьбы Есенин с Дункан уехали в Европу, а осенью прибыли в Америку. Возвратился поэт в Россию в августе 1923 г.
В августе 1924 года рвет с имажинистами и уезжает в Закавказье. Впечатления отражены в сборнике стихов «Персидские мотивы» (1925). В том же 1925 году женитьба на внучке Льва Толстого Софье Андреевне.
23 декабря 1925 г. уехал из Москвы в Ленинград, где остановился в № 5 гостиницы «Англетер». Утром 28-го Есенина нашли повесившимся.
Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Музей-заповедник Сергея Есенина
Родина Сергея Александровича Есенина стала местом паломничества поклонников его творчества практически сразу после его смерти.
28 июля 1965 года было принято правительственное постановление о создании мемориального дома-музея С.А. Есенина, который открылся 2 октября 1965 года как филиал Рязанского областного краеведческого музея.
В октябре 1969 года в сохранившемся усадебном доме была открыта литературная экспозиция. В сентябре 1970 года мемориальный дом-музей переименован в литературно-мемориальный музей С.А. Есенина. В начале 1972 года здание церкви Казанской Иконы Божьей Матери включено в состав музея. В 1990 году по ходатайству прихожан села Константинова церковь была возвращена Рязанской епархии. С этого момента храм стал действующим. В марте 1984 года сформировавшийся музейный комплекс в Константинове в составе крестьянской усадьбы Есениных, поместья Л.И. Кашиной с усадебным домом и парком, с храмом Казанской иконы Божией Матери, с сельской площадью, со зданием бывшей второклассной учительской школы в г. Спас-Клепики стал Государственным музеем-заповедником С.А. Есенина. Открылась еще одна музейная экспозиция в Спас-Клепиках.
К 100-летию со дня рождения поэта была проведена реконструкция музея. Константиновская земская школа, в которой в 1904 - 1909 гг. учился С. Есенин, была восстановлена на прежнем месте. В центре села, напротив церкви, в 2002 году была восстановлена часовня в честь Святого Духа. Площадь территории всего музея - 14, 6 гектара.
Анна Снегина
Прообразом Анны Снегиной является последняя владелица усадьбы в Константиново Лидия Кашина. В поэме Анна стала женою белогвардейца, после изгнания из имения крестьянами уехала в Лондон. В отличие от стихотворной героини, Лидия Ивановна после революции, когда крестьяне изгнали ее из имения, уехала не в Лондон, а в Москву. В 1919 году Лидия Ивановна, чтобы прокормить двоих детей, нанялась на службу в управление связи Красной Армии. Работала машинисткой, шила на дому. В 1922 году ее взяли на работу в издательство газеты "Труд". Лидия Ивановна в течение пяти лет исполняла обязанности корректора, а потом - литературного редактора. Лидия Кашина родилась в семье купца Ивана Кулакова, владельца ночлежек, трактиров и доходных домов на знаменитом Хитровом рынке. В 1904 г. она закончила с отличием Александровский институт благородных девиц, владела несколькими языками. В 1905 г. против воли отца вышла замуж за учителя гимназии Николая Павловича Кашина, исследователя творчества А.Н. Островского. Впоследствии под его редакцией вышло первое собрание сочинений классика, он стал одним из первых советских профессоров. В константиновское имение до революции Лидия Кашина приезжала с детьми на летний отдых. В начале 30-х семьей Кашиных заинтересовались "органы", в 1936 году арестовали профессора Кашина. В 1937 году была арестована Лидия Ивановна. Официально считалось, что она в тот же год умерла от рака...
Церковь Казанской Иконы Божьей матери
Построена в 1779 году на средства Александра Михайловича Голицына по проекту известного зодчего Ивана Егоровича Старова. В этой церкви венчали родителей поэта и крестили Есенина.
Официально Церковь Казанской Иконы Божьей Матери была закрыта в 1937г. Однако уже в 1922г. из храма изъяли церковную утварь. В 1924 г. были сняты шпили с крестами. В Храме был размещен склад для хранения зерна, а на его территории – хозяйственные постройки. Рядом разместились мастерская, гараж для тракторов и другой техники, весовая. Колокольня, трапезная и кирпичный забор вокруг Церкви были полностью разобраны. На месте колокольни находился склад горюче-смазочных материалов. Колокольня Церкви была уничтожена варварским способом: она была подрыта со всех сторон, под фундамент вставлены деревянные бревна, а затем подожжены. При прогорании бревен колокольня начала крениться и завалилась на бок.
В 1972г. было решено передать здание Церкви музею С.А.Есенина. После частичной реставрации трапезной части храма в 1975г. в нем разместилась экспозиция, дублирующая материалы литературного музея, стали проводиться выставки художников. В 1979г. были проведены большие реставрационные работы, частично восстановлен внешний облик здания, на котором установили мемориальную табличку, свидетельствующую о том, что Казанская церковь является памятником архитектуры ХVIII в. и охраняется государством.
В 1990г. по ходатайству жителей Церковь Казанской Иконы Божьей Матери была возвращена в лоно Русской Православной Церкви. 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня в ней было совершено первое богослужение.
Как добраться?
По М-5 мимо Коломны, через Луховицы. Поворот налево не доезжая Рязани на Рыбное, далее по указателям. На въезде в село автостоянки, проезжаем мимо – есть стоянка рядом со входом в комплекс.
Если выехать пораньше, то обязательно стоит заехать в Коломну. В Луховицах – на главном перекрестке со светофором – остановиться и рассмотреть справа один из очень и очень немногих памятников огурцу, открытый в 2005 году.
По качеству дорога хорошая на всем пути. Но нужно быть готовым к возможным пробкам на выезде из Москвы и в Бронницах. Большего количества видеокамер ГАИ и засад я по-моему тоже не встречал – аккуратнее.