«Что же касается глубины значения, то фотографии представляются очень важными, поразительными, откровенными, но лишь редко глубокими изображениями».
Рудольф Арнхайм
Постновогодняя расслабленность и безудержное рефлексирование позволили ненадолго задуматься (благо, что надолго никогда не получалось) о причинах, по которым столь часто материалы на около-фотографическо-творческие темы вызывают дурное послевкусие и обескураженность. Вроде ноты по отдельности правильные, а мелодия режет слух. Хочется наотмашь ударить по нарочитой трансцедентности рассуждений о фотографическом, базируясь на сугубой имманентности и парадокументальности этой в первую очередь технологической практики.
К счастью, надолго мысль не задерживается…
Лучше по простому: фотография «последовательно ограничена в средствах выражения и в глубине проникновения в суть вещей», а акт фотографии скорее сродни исполнительству, чем созиданию. Сказанное ни в коей мере не принижает творческую составляющую, но ограничивает ее рамками объекта, в меньшей степени зависящего от воли фотографа. Фотограф не создает, а обыгрывает существующее (по Барту: фото, как аналогия физического объекта, полученная не его трансформацией, но редукцией).
Отсюда и послевкусие от обсуждений, выходящих за границы данности, когда единственной реакцией становится недоуменное «а крылья не жмут?».
Нет, ну на самом деле, господа, давайте оставаться в рамках приличий! Это, право, уже некое манихейство от фотографии, вечное противопоставление фотографа и фотоаппарата :) Поражает серьезность и накал дискуссии: раз за разом натыкаешься на тексты, в которых трюизм, сидя на банальности, погоняет сентенции.
Навеяно чрезвычайно уважаемым мной фотографом, до того не замеченным, не привлекавшимся и не состоявшем, неожиданно разродившимся опусом на тему первичности курицы и яйца или по-нашему «так что же снимает, фотограф или фотоаппарат». Первым этот вопрос задал еще Швейк, но у него он сформулирован чуть иначе: «в каком году умерла у швейцара бабушка?»
Оставим, махнув рукой, я ведь по сути совсем не о том, но заголовок как бы предполагает? Тем более – уж коли вспомнили Швейка:
«Я думаю,— сказал Швейк,— что на все надо смотреть беспристрастно. Каждый может ошибиться, а если о чем-нибудь очень долго размышлять, уж наверняка ошибешься».