Здравствуй, дедушка Мороз!
Уж коль договорились не о фотографии, так будем придерживаться. Хочу тебе написать о композиции. Не улыбайся, сам знаю, что и в трех романах в письмах не напишешь об этой пресловутой… Но я слегка и со стороны, сугубо в прикладном смысле.
Полезность сказанного ниже скрывается не в улучшении качества получаемых фотографий, но в возможности использования в качестве памятки для высоконаучного "срезания" критиканствующих при размещении собственного творчества на фото и околофото ресурсах (буде такие злобные критики появятся).
Перед размещением советую перечитать и пометить какие из перечисленных композиционных приемов могут быть за уши притянуты к размещаемым фотографиям. Иначе заклюют - сам неоднократно наблюдал. А парочка весомых фраз в ответ может, если не изменить ситуацию, так хоть оградить от особо огульных обвинений. На досуге, особенно полезно это занятие в долгие зимние вечера, если остался без подарка от Дедушки Мороза… (все, молчу), рассматривай свои фотографии с точки зрения правил и приемов композиционного построения: с одной стороны, помогает осознать себя уж если не творцом, так и не подмастерьем каким, а с другой – помогает отбирать фотографии для последующих битв с критиками – они, критики эти, тоже долго и кропотливо изучали указанные правила по разным форумам, Википедиям и учебникам для старших групп детского сада или младших классов средней школы.
Первое правило правильного композиционного построения твоего снимка - всегда ставить "пятерки" и "отлично" работам возможных оппонентов (всем подряд - и того лучше, а ну среди них скрывается тонкий ценитель, способный по достоинству оценить твои потуги?).
Первому шагу на пути к осознанной композиции очень помогает фотошоп: разрисуй свою фотографию простыми геометрическими фигурами – заранее, чтобы пользуясь домашней заготовкой и отталкиваясь от основного правила (наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры – треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник) если вдруг и не Дай Бог! кто-то постарается высказаться про хаотическое нагромождение элементов – незамедлительно парировать отсылкой к вершинам композиционной мысли. Подсказка: предварительно найти пресловутые "наиболее важные элементы", даже если поиск будет мучителен.
Обязательно подумай, открытая или закрытая у тебя композиция. Тщательно продумай, какие контрасты и противопоставления можно найти в твоей фотографии. Очень помогают диагонали – их все видят в первую очередь: присутствие диагонали дает доброжелателям (кстати, повторю - сам всегда ставь только хорошие и отличные оценки и отзывы) оценить композиционное построение твоего снимка по достоинству.
Что еще? Ритм, знаешь ли… Беда правда с ним, с этим ритмом – постоянные рельсы-рельсы/шпалы-шпалы… Но если найдешь «ритмическое разнообразие» - победа.
Вышесказанное чрезвычайно помогает ворваться в круг тонких ценителей: отметь выверенность композиционного построения в чужой фотографии, напиши в комментариях – и последним подлецом будет автор, если после такого все твои потужные усилия и натужные фотографии не будут автоматически отнесены если уж не к шЫдеврам, так по крайней мере к «отрадно и выпукло выделяющимся на обычном сером фоне».
Умные люди в учебниках для начальных классов средней школы пишут, что «закономерности построения можно назвать правилами, приемами и средствами композиции». Запомнил? Если нет, то запиши.
Конспектируешь? Тогда пиши дальше:
Замысел может быть выражен через контрасты. Контраст – в принципе средство универсальное. Еще Леонардо Да Винчи в своем «Трактате о живописи» говорил о возможности и необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, толстого с тонким, большого с маленьким).
А ведь есть еще тональный и цветовой контрасты.
Светлый объект заметнее и более выразителен на темном фоне, а темный – наоборот – на светлом. Нет, ну до чего же глубокая мысль!..
Для достижения цельности композиции, следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Вот ведь как пишут - "приглушить контрасты"!
Или еще из свежего, оригинального и неожиданного: "Важную роль в композиции играет фон или пейзаж, на фоне которого происходит действие/расположен смысловой центр".
Считается обязательным, что в портрете, если голова и фигура повернуты вправо, перед ними необходимо оставить свободное место и наоборот – если голова повернута влево – ее сдвигают вправо от центра.
Дальше вкратце, потом может подробнее напишу.
Композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).
Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Это основные средства, которые еще можно назвать средствами художественной выразительности композиции.
Ритм – штука универсальная. Всегда подразумевает движение. Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. И смотри: с "неопределенной последовательностью" уже все не так просто. Дальше - больше. Запиши, если пристанут: стоит различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный. Не понял? Ничего, критики и оппоненты тоже вряд ли поймут…
Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции (например – если у тебя на снимке присутствуют люди, то чередование их, как элементов композиции – уже ритмично, а уж чередование рук и ног – и подавно…). Ритм – умные говорят – незаменим для передачи движения на плоскости.
Утомительно, но продолжим, перейдя к динамичности сюжета. Конспектируй: произведения искусства, в которых присутствует движение, называют динамичными… Я над этой фразой не один день раздумывал... Тем более, умные дальше говорят, что если нет движения (отсутствукет оное), то динамичность может передаваться не только движением предметов, но и их внутренним состоянием… О как!
Теперь переходим к правилам передачи движения:
Подчеркнуть движение можно с помощью направления линий. Ощущение движения можно достигнуть если использовать размытый фон, нечеткие контуры объектов на заднем плане.
А вот большое количество вертикальных или горизонтальных линий фона могут затормозить движение.
И вдогонку: через направление движения можно убыстрить или замедлить его: наш взгляд читает текст слева направо и легче воспринимает движение слева направо, оно кажется быстрее. (Интересно, а у тех, кто справа налево читает, как?)
Правила передачи покоя:
Тут должен был быть рассказ о выделении сюжетно-композиционного центра (он же – смысловой центр, он же – зрительный центр), который должен привлекать внимание и обязан выделяться освещенностью, цветом, укрупнением изображения, контрастами и другими средствами, но давай в другой раз?
Как хорошо, что я уже закончил школу... У нас таких понятных, всеобъемлющих и конкретных учебников не было - спасибо за счастливое детство...